Семинар "Познай себя. Защити себя от стресса"

Разделы: Школьная психологическая служба


Ранее (в 2004 – 2005 уч. году) в рамках Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» было предложено одно из первых семинарских занятий тем же автором («Проблема профессиональных стрессов»).

Знаменитый канадский исследователь Ганс Селье рассматривал стресс как реакцию на изменение обстоятельств. В своем развитии стресс проходит определенные стадии, которые Селье объединял в три основные группы. Первая (стадия тревоги) в преддверии сложной ситуации характеризуется общим возбуждением, мобилизацией имеющихся ресурсов. Сердце в такие моменты начинает биться чаще, интенсивнее поставляя в мышцы кровь, в которую для дополнительной энергии вбрасывается сахар. Пищеварение временно сдерживается. Может участиться мочеиспускание. В состоянии «предстартовой готовности», как правило, человек не может находиться долго, так как устает.

По мере развития и продолжения стрессовой ситуации наступает вторая стадия — стадия сопротивления (резистентности), когда человек, адаптируясь к обстоятельствам, функционирует в оптимальном режиме. Эта стадия может продолжаться сравнительно долго. Однако способность организма приспосабливаться к стрессовой ситуации не безгранична.

По мере сокращения адаптационных ресурсов (если стресс слишком силен или продолжителен) наступает третья стадия — стадия истощения. Ее признаки начинают проявляться в эмоциональной, поведенческой и соматической сферах. К эмоциональным признакам стресса относятся тревога, апатия, раздражительность, психическая усталость. К поведенческим — уклонение от ответственности и взаимоотношений, экстремальное поведение, пренебрежение к себе. К соматическим — ухудшение здоровья, истощение, чрезмерное употребление лекарств. Потеря возможности сопротивления приводит к заболеванию, возникновению психологической травмы. (Приложение 1)

В повседневной жизни стресс чаще возникает из-за прессинга, психологического давления, действующего на человека в течение определенного времени (дети — не исключение).

Очевидно, что стрессовые перемены могут воздействовать как отрицательно, так и положительно. Иными словами, ситуация является стрессовой, если таковой ее воспринимает человек. Таким образом, «психологические проблемы вызываются субъективной, а не объективной стороной стресса». То или иное событие может привести к стрессу, если воспринимается человеком как стрессор.

Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем - то нужна, так же как человеку необходима способность испытывать физическую боль, голод или холод.

Как вы думаете, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния? (обсуждение)

  • Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься.
  • Страх сигнализирует об опасности.
  • Грусть побуждает нас задуматься.
  • Апатия даёт «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на неё со стороны.

Существует мобилизующий потенциал стресса и острых ощущений. Острые ощущения схожи с «приятной» частью стресса - приливом сил, азартом. Таким образом, полное отсутствие стресса в жизни человека так же вредно для него, как и сильный стресс, так как возникает скука, утрата интереса и т.п. Испытывая потребность в стрессе, люди сами его зачастую провоцируют, забывают о том, что позитивный потенциал стресса (прилив сил, обострение внимания) очень непродолжителен, а за ним следует разрушительная фаза (резкая усталость, притупление внимания, страх, паника). Например, при просмотре «ужастиков» вы испытываете удовольствие, а ночью вам снится страшный сон... Человек в состоянии азарта начинает какое - то действие, а потом, сталкиваясь с реальной опасностью, впадает в панику (отрицательная сторона стресса) и теряет силы.

Сам по себе стресс не вреден, а даже необходим (это приспособительная реакция). Стресс опасен только тогда, когда длится долго. Если человек хочет избежать отрицательных последствий стресса, он может научиться им управлять. [1]

ТЕСТ «Проверьте свои нервишки» (Приложение 2)

Негативные эмоции по - своему полезны. Но несмотря на это бывают случаи, когда эти эмоции мешают человеку действовать адекватно. Например, Вы так сильно боитесь выступать перед аудиторией, что забываете всё, что знали; так сильно злитесь, что не можете заставить себя выполнять свои обязанности.

Здесь помогут упражнения, позволяющие регулировать своё состояние (релаксационные упражнения):

1. Сядьте удобней, расслабьтесь. Можно закрыть глаза. Теперь сосредоточьте все свое внимание на пальцах ног, напрягите их, а затем расслабьте. Сделайте то же самое еще два раза. Теперь сосредоточьтесь на лодыжках, напрягите их, а затем расслабьте. Теперь напрягите и расслабьте по очереди все остальные части туловища: ноги, живот, грудь, спину, руки от кистей до локтя, от локтя до плеч, плечи, шею, нижнюю челюсть, щеки, лоб, а теперь потянитесь.

Если правильно выполнять это простое упражнение, оно поможет быстро сбросить напряжение и восстановить силы. Можно также выполнять не всё упражнение, а только его часть. Например, сжать пальцы в кулак, а потом расслабить и повторить так три раза. [4]

2. Упражнение «Вверх по радуге»

Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с неё как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите три раза.

3. Упражнение «Место покоя»

Сядьте по - удобнее. Закройте глаза. Представьте себе какое - то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда - то были, а может быть какое - то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно... Представьте его себе во всех деталях...Посмотрите вокруг, что вы видите...Прислушайтесь, возможно, до вас доносятся какие - то звуки... Возможно, вы чувствуете дуновение ветра... Сейчас у вас есть немного времени для того, чтобы побыть в этом месте... Это ваше место покоя... А теперь ещё раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и открывайте глаза, можете потянуться.

Эти упражнения позволяют регулировать своё состояние - успокоиться и восстановить свои силы. Все эти упражнения нуждаются в тренировке.

Существуют также методы быстрого восстановления сил и мобилизации ресурсов, например, массаж активных точек:

  • массаж мочек ушей;
  • надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком;
  • массаж переносицы и области «третьего глаза».

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (кто-то разозлил, заставил понервничать начальник или кто-то из домашних), у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе: «Стоп!» - чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения. [3]

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания. [4]

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам», как описано в пункте 3.

5. Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

6. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

7. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

8. Примите горячую ванну. Когда человек напряжен в стрессовой ситуации, когда он беспокоен и даже тревожен, приток крови к его конечностям уменьшается. Горячая же вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Если нет рядом ванны, душа, то можно просто подержать руки под струёй воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. К тому же проточная вода «смывает» накапливающуюся в человеке «отрицательную», вредную для его здоровья энергию.

ТЕСТ «Умеете ли вы справляться со стрессом?» (Приложение 3)

Что же вы делаете, когда испытываете негативные эмоции. Негативные эмоции нуждаются не в подавлении, а в приемлемом их проявлении. (Приложение 1)

Нами был проведен социологический опрос педагогов, некоторых младших воспитателей, учителей, школьного учителя - логопеда, медицинских работников и администрации. (Всего 40 человек) Благодарим всех за помощь и активность. Тема опроса «Ваши 7 способов борьбы со стрессом». В результате были получены следующие данные, которые мы условно разделили на 4 группы:

  1. Удовлетворение физических потребностей.
  2. Хобби.
  3. Смена места и вида деятельности.
  4. Общение внешнее и внутреннее.

Далее будет подробно представлена каждая из этих групп, причём данные распределены по степени популярности. Количество процентов напротив каждого пункта - это количество выборов данного способа.

1. Удовлетворение физических потребностей:

  1. Вкусная еда (сладости, шоколад, грецкие орехи, семечки, горячий чай, мороженое, витамины, цитрусовые соки, «всё подряд и по больше»); праздничный обед или ужин. – 55%
  2. Физические нагрузки: - 53%
    по дому: уборка, стирка, глажка... - 43%
    на огороде, в саду - 10%
    аэробика - 5%
  3. Принятие тёплой ванны, душа, плавание в бассейне, сауна - 25%
  4. Сон -25%
  5. Употребление «лёгких», «тяжёлых» (водка, коньяк) спиртных напитков - 20%
  6. Слёзы-10%
  7. Секс-8%
  8. Застолье, поход в кафе - 8%
  9.  Принятие успокоительных средств - 5%
  10. Дыхательные упражнения, релаксация - 3%
  11. Накричать-3%

2. Хобби:

  1. Просмотр TV (мультфильмов, фильмов, передач) - 23%
  2. Послушать расслабляющую музыку (классическую) - 20%
  3. Чтение (книг, журналов, газет, любовных романов) - 15%
  4. Занятие любимым делом — 16%
  5. Танцы «до упада» (лечебная гимнастика) - 10%
  6. Общение с животными - 10%
  7. Вязание-10%
  8. Пение (в одиночестве, под караоке) - 8%
  9. Какая — нибудь деятельность - 3%
  10. Играть в компьютерные игры - 3%
  11. Бить посуду - 3%
  12. Разгадывание кроссвордов, головоломок - 3%
  13. Рисование палочек, цветочков - 3%
  14. Йога-3%
  15. Смех-3%
  16. Шитьё, рукоделие - 3%

3. Смена места и вида деятельности.

  1. Поход по магазинам, трата денег, купить какую - нибудь вещь — 40%
  2. Прогулка в одиночестве (дома) — 38%
  3. Выход на природу, общение с природой, рыбалка - 18%
  4. Поход к парикмахеру, косметологу - 15%
  5. Поход в гости - 13%
  6. Поездка куда - нибудь (в другой город) - 8%
  7. Прогулка с собакой - 4%
  8. Посещение храма, молитва — 4%
  9. Обращение к врачу - 3%
  10. Перестановка мебели - 3%

4. Общение внешнее и внутреннее.

  1. Разговор по душам с близким человеком, подругой, с симпатичным человеком - 45%
  2. Общение с детьми - 8%
  3. Думать о другом (переключение на приятные мысли) - 8%
  4. Общение в семье (поддержка семьи) - 4%
  5. Высказаться не заинтересованному человеку - 3%
  6. Визуализация - 3%
  7. Самовнушение - 3%

Синдром «Эмоционального выгорания»

«Выгорание» рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности.

Синдром «эмоционального выгорания» (СЭВ) - выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Преобладающее значение в формировании синдрома имеют субъективные факторы.

Хроническая эмоциональная напряжённость способствует проявлению негативных черт личности: интровертированности, тревожности, агрессивности, нейротизма, неудовлет-ворённости собой, сворачивания межличностных контактов. В работе педагога профессиональная деформация связана, прежде всего, с усталостью от взаимодействия с другим человеком (отсюда и потребность побыть в одиночестве)

Работа педагога является одной из самых стрессогенных профессий. Учитель - это не механизм, не бездушная машина. И если педагог чувствует себя «загнанным в клетку» обстоятельствами, если он вынужден работать по 36 и более часов в неделю, то ни о каком психологическом здоровье педагога нельзя говорить. А, следовательно, и преждевременно говорить о здоровье сберегающих технологиях в образовательном процессе, не учитывая личность учителя, его здоровье как основной фактор формирования личности учащегося.

Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов (от 1 до 3 лет), как и у специалистов с 10 - летним стажем, количественная характеристика проявления эмоционального выгорания является невысокой (8-11%). В первом случае, вероятно, сказывается продолжающийся процесс адаптации. А у профессионалов со стажем более 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Но в период от 15 до 20 лет частота проявлений состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 22%.

Итак, состояние эмоционального выгорания характерно для педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и чаще всего проявляется в педагогической деятельности 1 - 2 раза в течение года. По длительности протекания состояния эмоционального выгорания большинство педагогов (69%) определяют срок от 3 до 5 -7 дней. [2]

Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, большинство педагогов (89%) ставят на первое место начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания — адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.

В качестве другой причины педагоги выделяют ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями. Причем если в первом случае состояние эмоционального выгорания возникает сразу, то во втором — негативная реакция имеет свойство сначала накапливаться и только потом переходить в состояние эмоционального выгорания.

Небольшой процент педагогов (6-8%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года. (Приложение 1)

Причины возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности, то педагоги выделяют следующие:

  • высокую эмоциональную включенность в деятельность — эмоциональную перегрузку (34%);
  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (31%);
  • жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей (26%);
  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (23%);
  • организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование (22%);
  • ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (17%);
  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (12%). (Приложение 1)

(Обсуждение ситуаций и причин возникновения состояния эмоционального выгорания)

Таким образом, в педагогической деятельности можно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный и организационный. (Приложение 1)

Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.

Общая картина эмоциональных, волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания, представлена в таблице:

Перечень психических процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания (в %). (Приложение 1)

Раздражительность

62,5 %

Разочарование

56%

Обида

56%

Досада

50%

Апатия

50%

Подавленность

43,5 %

Беспомощность

37,5 %

Угнетенность

37,5 %

Опустошенность

37,5 %

Горечь

37,5 %

Отчаяние

37,5 %

Конфликтность

31 %

Стресс

31 %

Безысходность

25%

(Обсуждение предложенных данных)

«Эмоциональное выгорание» не является неизбежным, должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникно-вение. Задача не в том, чтобы лечить болезнь, а в том, чтобы не создавать для неё основы, чтобы научиться переносить значительные нагрузки без разбалансировки и разрушения организма. Необходимой и базовой частью профилактики возникновения синдрома является личност-ная психологическая подготовка специалистов к педагогической деятельности. Здесь имеется в виду не только и не столько теоретическое обучение основам психологии, сколько практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.

В качестве домашнего задания педагогам предлагается поработать с тестом «Заботитесь ли вы о себе?» (Приложение 4)

В данной статье использовалась следующая литература:

  1. Амиргамзаева О.А., Ахмадеева Н.М., Усова Ю.В. Стресс: как его победить. – М.: Армада – пресс, 2001.
  2. Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  3. Марша Рейнольдс Коучинг: эмоциональная компетентность / Пер. с англ. Центра поддержки корпоративного управления и бизнеса. - Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2003.
  4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. И другие.