Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков в настоящее время приобретает угрожающие размеры. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов работы с борьбы со следствиями нарушений социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиантного поведения. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации.
Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребенка, «дефектами» процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Чем старше ребенок, тем больше причин, способствующих проявлению девиаций в поведении. Это и зависимость подростков от требований групп и принятых в ней ценностных ориентаций, и стойкая школьная неуспеваемость, которая проявляется отсутствием запаса школьных знаний и познавательных интересов. Систематическая школьная неуспеваемость - серьезная причина появления девиантного поведения. Нарастание неуспеваемости ведет к полному отсутствию желания учиться. В результате у подростка появляется много свободного времени, которое нечем заполнить, так как нет ни познавательных устремлений, ни интересующих ребенка дел (приложение 1 «Что такое трудный ребенок»).
В нашей школе создана определенная система сопровождения развития детей с девиантным поведением и помощи семье.
Сопровождать – значит следовать вместе, рядом, одной дорогой. Сопровождение занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Цель сопровождения – полноценное развитие ребенка.
Специалисты службы сопровождения (педагог - психолог, классный руководитель; социальный педагог; медсестра) проводят диагностику, просвещение, консультирование и коррекцию по наиболее важным проблемам развития ребенка: выбору образовательного маршрута, проблемам личностного развития, выступают независимыми экспертами и защитниками ребенка.
Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы сопровождения на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:
Классный руководитель:
- является связующим звеном в группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками;
- делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;
- организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.
Социальный педагог:
- изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
- организует профилактическую и коррекционную работу в школе;
- поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;
- взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантнымповедением.
Психолог:
- изучает личность учащегося и коллектива класса;
- анализирует адаптацию ребенка в среде;
- выявляет дезадаптированных учащихся;
- изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками;
- подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
- выявляет и развивает мотивацию, интересы, склонности и способности школьников;
- осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.
Школьная медсестра:
- исследует физическое и психическое здоровье учащихся;
- организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем;
- разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;
- взаимодействует с лечебными учреждениями.
Эффективность реализации указанных задач во многом зависит от грамотно организованного процесса изучения личности ребенка и его ближайшего окружения. Результаты такого изучения должны быть основой разработки программ профилактической и коррекционной работы со школьниками с девиантным поведением.
Критериями результативности работы службы сопровождения являются:
- улучшение психологического здоровья воспитанников (получены положительные изменения результатов адаптации) в переходных периодах.
- адекватный личностным особенностям выбор образовательного маршрута.
- повышение авторитета школы в поселке (выбор школы будущими учениками.)
Ежегодно, на школьном ПМПк, психологами совместно с классными руководителями, социальными педагогами обсуждаются психолого-педагогические характеристики учащихся. Специалисты выделяют среди них детей и подростков, отличающихся замкнутостью, скрытностью, необщительностью, напряженностью, озлобленностью, депрессивностью или агрессивностью, и обозначают группу риска в целях организации работы по профилактике девиантного поведения. Обобщенные результаты обсуждения доводятся до сведения членов советов профилактики в виде рекомендаций. Происходит корректировка списка детей с девиантным поведением. По итогам проделанной коррекционно-развивающей работы за год, с учетом возникших проблем в процессе обучения и воспитания у учащихся потенциальной «группы риска» формируется список детей с девиантным поведением, который имеет следующую форму:
№ | ФИО | Год рождения | класс | Результаты обследования |
1… |
Изучение личности школьников из этого списка, проводится с использованием «Карты развития» школьника. Назначение карты заключается в выявлении среди множества способствующих девиации факторов тех основных, которые определяют формирование отклоняющегося поведения в каждом конкретном случае. Карта состоит из нескольких составляющих.
Во-первых, после углубленного психологического исследования, на учащегося заполняется бланк психологической помощи ребёнку «группы риска» (приложение 2). Условно, информацию, отраженную в этой карте можно разделить на 3 блока:
- сведения о самом ребенке и его семье;
- результаты обследования;
- заключение.
Оценка качеств личности и условия ближайшего окружения происходит на основе наблюдения за школьником, изучения его взаимоотношений со сверстниками, друзьями, учителями, родителями, а также в процессе бесед и сбора независимых характеристик, которые даются учащемуся его друзьями, товарищами по классу, педагогами и другими взрослыми. На основании заполнения, организуются группы детей и их родителей, с которыминеобходимо проводить профилактическую и коррекционную работу, составляются рекомендации для участников коррекционного процесса по эффективному взаимодействию с ребенком.
Далее составляются индивидуальные планы работы (приложение 3), в которых отражены планы действия, всех специалистов и других взрослых, участвующих в сопровождении ребенка, описаны названия проводимых мероприятий, формы проведения и сроки реализации.
Педагогом психологом заполняется бланк - отчет «Коррекционной работы» (приложение 4), по которому можно проследить всю коррекционно-развивающую работу от начала до конца:
- имеющаяся проблема у ребенка;
- список методик использованных в ходе диагностического исследования;
- краткие результаты тестирования;
- план мероприятий работы психолога с учеником;
- использованные коррекционно-развивающие программы;
- динамика наблюдения;
- рекомендации специалистам (перечень специалистов, которых необходимо привлечь).
Еще один не менее актуальный на сегодняшний день бланк (документ, являющийся своеобразной страховкой для психолога перед администрацией школы и другими контролирующими структурами) - рекомендации специалистам (приложение 5), в котором каждый участник коррекционного сопровождения, получивший подробные рекомендации от психолога по работе с учащимся, оставляет свою подпись под краткими рекомендациями, в том, что действительно таковые получил.
Использование «Карты развития» в нашей школе помогает педагогам-психологам осуществлять прогностическую интерпретацию результатов исследования и разрабатывать рекомендации педагогам и родителям, направленные на профилактику девиантного поведения школьников. Полученные данные помогают усовершенствовать структуру и содержание коррекционной работы с дезадаптированными учащимися.
Литература.
- Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей. //Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии// Хрестоматия С-Пб., 2001г.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991г.
- Логиновских Н. Служба сопровождения – необходимые условия развития ребенка. //Наука и образование Зауралья// 2001г. №1
- Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений, М., 2006г.
- Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике, М., 2003г.
- Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. //Дети с девиантным поведением// М., 2003г.
- Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска, г. Волгоград, 2007г.