Пояснительная записка
Предлагаемый сценарий открытого занятия является составной частью программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста « Мой мир эмоций».
Комплекс занятий был составлен с целью развития у детей эмоций, выразительности движений и речи. Также в процессе реализации программы формируются коммуникативные навыки; воображение и мимические движения, групповая сплоченность. Дети учатся не подавлять свои эмоции, а переводить их в другое русло, учатся преобразовывать их из отрицательных в положительные, управлять ими, контролировать их.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, включают в себя подвижные и сюжетно-ролевые игры, инсценирование, беседы, анализ жизненных ситуаций, изобразительная деятельность
Продолжительность занятий 40 минут. Оптимальное количество детей в группе -10-12 человек.
Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
- Продолжать закреплять знания об эмоциях радости, горя, гнева, страха и удивления.
- Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.
- Учить передавать заданные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства.
- Создать в группе доверительную обстановку.
- Развитие воображения, выразительности движений, передающих эмоциональные переживания радости, грусти, гнева, удивления.
Методическое обеспечение:
- Картинки с изображением цветных узоров, цветовых пятен.
- Картинки с изображением улыбающихся и грустных облаков.
- Цветные карандаши.
- CD-диск с релаксационной музыкой.
- Мешочек из ткани.
Ход занятия.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность детей |
Организационный этап. Упражнение «Подари улыбку». |
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте вспомним наш волшебный ритуал: возьмемся все за руки и подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку! | Участники образуют круг, берутся за руки, дарят улыбку и высказывают свои пожелания друг другу. |
Основной этап. Беседа. Обращение к опыту детей. Актуализация знаний. Повторение пройденного. | Ребята, как вы понимаете слово «эмоции»? Когда возникают эмоции? Какие вы знаете эмоции? А для чего нам нужны эмоции? Верно, эмоции - это наши переживания в различных жизненных ситуациях. Эмоции бывают положительные и отрицательные. Эмоциональный опыт человека обогащается в течение жизни. Эмоции очень важны в человеческом общении. Но своими эмоциями нужно уметь управлять. Сегодня мы поговорим об уже знакомых вам эмоциях, научимся управлять своими эмоциями. И научимся дарить друг другу положительные эмоции. |
Дети отвечают на вопросы. |
Упражнение «Тренируем эмоции». Цель: развитие воображения, мимики и пантомимики [4]. | А сейчас мы с вами будем учиться тренировать эмоции. Я буду вам давать задания, а вы его выполнять.
|
Дети выполняют упражнение. |
Игра «Волшебные картинки». Детям предлагаются картинки с изображением цветных узоров, цветовых пятен. Цель: развитие творческого мышления, воображения, наблюдательности, выразительности речи (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме голоса). Рисунок1, Рисунок2. |
Сейчас вы выберете себе по «волшебной» картинке. Вы должны будете придумать рассказ по этой картинке. Расскажите, что вы видите на этой картинке? Какие эмоции она у вас вызывает? Что вы себе представляете, глядя на картинку? Я начну свой рассказ первая: « Глядя на эту картинку, я представляю себе солнечное лето, цветочную полянку. Вот откуда-то прилетела пчелка и села на ромашку. Вот в хороводе закружились прекрасные бабочки. Ярко светит солнышко. И всем очень радостно!» |
Каждый ребенок придумывает свой рассказ по « волшебной» картинке. |
Чтение стихотворения Н. Екимовой «Облака».
Беседа. |
А теперь давайте вспомним нашу любимую игру, которая называется «Облака». Я буду читать вам стихотворение, а вы будете изображать облака.
По небу плыли облака, Какие облака вы увидели? |
Учитель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с содержанием текста. Веселое, грустное, сердитое, удивленное.
Ответы детей |
Упражнение «Какое у меня настроение?». Рисунок3, Рисунок4, Рисунок5, Рисунок6. Обращение к опыту детей. Организация выставки. |
Сейчас я вам раздам картинки. Я их нарисовала, но не успела разукрасить. Посмотрите на облака. У них разное настроение. Раскрасьте облачко, у которого такое же настроение, как у тебя.
А по каким признакам вы определили, что одни облака веселые, а другие грустные. Молодцы! Сейчас вы соберете свои рисунки и после занятия поможете мне организовать выставку работ. |
Дети раскрашивают картинки с изображением облаков. |
Упражнение «Тух-тиби-дух». Цель: научить ребенка снимать негативное напряжение и восстанавливать силы.
Упражнение «Волшебный мешочек с обидами» |
На каждом занятии я вам открываю секреты. Вот и сегодня я вам по секрету сообщу особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарования. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного уз участников, посмотрите ему в глаза и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.
Ребята, у меня есть мешочек, но этот мешочек не простой, а волшебный. Все свои обиды, злость, плохое настроение можно положить в него. Затем нужно мешочек крепко завязать, и все ваши отрицательные эмоции останутся в нем. Давайте попробуем. |
Дети выполняют упражнение. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя следует произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться. Дети выполняют упражнение.
Дети выполняют упражнение. |
Релаксационное упражнение «Облака»
Обращение к опыту детей. |
Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие мимо облака - такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы медленно начинаете подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие, мягкие, ваши ножки легкие-легкие, все ваше тело становиться легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку в небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако. Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на поляну, улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке?
Я думаю, что у каждого из вас есть свой секрет, как поднять себе настроение, избавиться от гнева. Расскажите, что вы делаете, если вам грустно? А если вы злитесь? |
Дети выполняют упражнение.
Дети раскрывают свои «секреты» |
Заключительный этап. Рефлексия. Подведение итогов. | Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились? А сейчас давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем всего хорошего! Пусть у вас всегда будут хорошее настроение, и только положительные эмоции! | Ответы детей. |
Литература:
1.Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.-160с.: ил.
2. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. –АРКТИ, 2003.-48.
3. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.-160с.
4. Филлипова Ю.В. Общение. Дети 7-10 лет.- Ярославль: Академия развития, 2002.-144.: ил.