Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста "Как управлять своими эмоциями"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Предлагаемый сценарий открытого занятия является составной частью программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста « Мой мир эмоций».

Комплекс занятий был составлен с целью развития у детей эмоций, выразительности движений и речи. Также в процессе реализации программы формируются коммуникативные навыки; воображение и мимические движения, групповая сплоченность. Дети учатся не подавлять свои эмоции, а переводить их в другое русло, учатся преобразовывать их из отрицательных в положительные, управлять ими, контролировать их.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, включают в себя подвижные и сюжетно-ролевые игры, инсценирование, беседы, анализ жизненных ситуаций, изобразительная деятельность

Продолжительность занятий 40 минут. Оптимальное количество детей в группе -10-12 человек.

Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи:

  • Продолжать закреплять знания об эмоциях радости, горя, гнева, страха и удивления.
  • Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.
  • Учить передавать заданные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства.
  • Создать в группе доверительную обстановку.
  • Развитие воображения, выразительности движений, передающих эмоциональные переживания радости, грусти, гнева, удивления.

Методическое обеспечение:

  • Картинки с изображением цветных узоров, цветовых пятен.
  • Картинки с изображением улыбающихся и грустных облаков.
  • Цветные карандаши.
  • CD-диск с релаксационной музыкой.
  • Мешочек из ткани.

Ход занятия.

Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность детей
Организацион­ный этап.
Упражнение «Подари улыбку».
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте вспомним наш волшебный ритуал: возьмемся все за руки и подарим друг другу самую нежную и теплую улыбку! Участники образуют круг, берутся за руки, дарят улыбку и высказывают свои пожелания друг другу.
Основной этап. Беседа. Обращение к опыту детей. Актуализация знаний. Повторение пройденного. Ребята, как вы понимаете слово «эмоции»? Когда возникают эмоции? Какие вы знаете эмоции? А для чего нам нужны эмоции?
Верно, эмоции - это наши переживания в различных жизненных ситуациях. Эмоции бывают положительные и отрицательные. Эмоциональный опыт человека обогащается в течение жизни. Эмоции очень важны в человеческом общении. Но своими эмоциями нужно уметь управлять. Сегодня мы поговорим об уже знакомых вам эмоциях, научимся управлять своими эмоциями. И научимся дарить друг другу положительные эмоции.
Дети отвечают на вопросы.
Упражнение «Тренируем эмоции». Цель: развитие воображения, мимики и пантомимики [4]. А сейчас мы с вами будем учиться тренировать эмоции. Я буду вам давать задания, а вы его выполнять.

  • Нахмурьтесь, как осенняя грозовая туча; как рассерженный человек; как злая волшебница.
  • Улыбнитесь, как кот на солнце; как самый счастливый человек на свете; как летний солнечный денек.
  • Удивитесь так, как будто вы увидели чудо.
  • Разозлитесь, как ребенок, у которого отняли любимую игрушку.
  • Испугайтесь, как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака.
  • Устаньте, как папа после работы; как человек, поднявший тяжелый груз; как муравей, притащивший большую соломинку.
  • Отдохните, как путник, прошедший длинный путь; как человек, который много потрудился.
  • Засмейтесь самым счастливым смехом.
Дети выполняют упражнение.
Игра «Волшебные картинки». Детям предлагаются картинки с изображением цветных узоров, цветовых пятен.
Цель: развитие творческого мышления, воображения, наблюдательности, выразительности речи (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме голоса).
Рисунок1, Рисунок2.
Сейчас вы выберете себе по «волшебной» картинке. Вы должны будете придумать рассказ по этой картинке. Расскажите, что вы видите на этой картинке? Какие эмоции она у вас вызывает? Что вы себе представляете, глядя на картинку?
Я начну свой рассказ первая: « Глядя на эту картинку, я представляю себе солнечное лето, цветочную полянку. Вот откуда-то прилетела пчелка и села на ромашку. Вот в хороводе закружились прекрасные бабочки. Ярко светит солнышко. И всем очень радостно!»
Каждый ребенок придумывает свой рассказ по « волшебной» картинке.
Чтение стихотворения Н. Екимовой «Облака».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа.

А теперь давайте вспомним нашу любимую игру, которая называется «Облака». Я буду читать вам стихотворение, а вы будете изображать облака.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облака
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
-Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
-Ой, кто там в гляди озера
Приоткрывает рот :
-Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягенький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.

Какие облака вы увидели?
Какое облако вам показалось красивее всех остальных?
А безобразнее всех?
Какое облако было изобразить труднее всего?

Учитель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с содержанием текста.
Веселое, грустное, сердитое, удивленное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 Упражнение «Какое у меня настроение?».
Рисунок3, Рисунок4, Рисунок5, Рисунок6.

Обращение к опыту детей.

Организация выставки.

 Сейчас я вам раздам картинки. Я их нарисовала, но не успела разукрасить. Посмотрите на облака. У них разное настроение. Раскрасьте облачко, у которого такое же настроение, как у тебя.

 

А по каким признакам вы определили, что одни облака веселые, а другие грустные.

Молодцы! Сейчас вы соберете свои рисунки и после занятия поможете мне организовать выставку работ.

 Дети раскрашивают картинки с изображением облаков.
Упражнение «Тух-тиби-дух». Цель: научить ребенка снимать негативное напряжение и восстанавливать силы.

 

 

Упражнение «Волшебный мешочек с обидами»
Цель: научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями, не подавляя их, направлять в новое, рациональное русло.

 На каждом занятии я вам открываю секреты. Вот и сегодня я вам по секрету сообщу особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарования. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного уз участников, посмотрите ему в глаза и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

Ребята, у меня есть мешочек, но этот мешочек не простой, а волшебный. Все свои обиды, злость, плохое настроение можно положить в него. Затем нужно мешочек крепко завязать, и все ваши отрицательные эмоции останутся в нем. Давайте попробуем.

Дети выполняют упражнение. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя следует произносить слово «Тух-тиби-дух»
сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
Дети выполняют упражнение.

 

Дети выполняют упражнение.

Релаксационное упражнение «Облака»

 

 

 

 

 

Обращение к опыту детей.

Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие мимо облака - такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы медленно начинаете подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие, мягкие, ваши ножки легкие-легкие, все ваше тело становиться легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку в небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако. Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на поляну, улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке?

Я думаю, что у каждого из вас есть свой секрет, как поднять себе настроение, избавиться от гнева. Расскажите, что вы делаете, если вам грустно? А если вы злитесь?
А если вы на кого-то обижены? Как вы поступите? А если вы кого-то обидите?
Дети, а если у вас хорошее настроение, хочется ли вам поделиться своей радостью, улыбкой с другими людьми? Как вы это делаете?

Дети выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

Дети раскрывают свои «секреты»

Заключительный этап. Рефлексия. Подведение итогов. Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились? А сейчас давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем всего хорошего! Пусть у вас всегда будут хорошее настроение, и только положительные эмоции! Ответы детей.

Литература:

1.Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2001.-160с.: ил.
2. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. –АРКТИ, 2003.-48.
3. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.-160с.
4. Филлипова Ю.В. Общение. Дети 7-10 лет.- Ярославль: Академия развития, 2002.-144.: ил.