Только за 2008 год мне несколько раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда коллектив класса не принимал одного из учащихся. Однажды ко мне со слезами обратилась одна девочка из 7-го класса с просьбой помочь ей наладить отношения с ребятами из класса. Она говорила, что больше таких отношений не вынесет, ей очень тяжело, ребята издеваются над ней, смеются, оскорбляют ее. Эта девочка из семьи среднего достатка, на вид приятная, аккуратно одета, причесана, невозможно было понять, почему так с ней обращаются. У нее было очень много пропусков и по болезни и без причины. Из-за пропусков девочка отставала в учебе. Поговорив с родителями, оказалось, что она каждое утро уходит в школу, но в школу не приходит (ее там обижают).
Я провела с классом занятие, которое помогло разрешить возникшую проблему.
После этого подобная ситуация возникала и в других классах, но за помощью уже обращались не только сами "отверженные", но и их родители, и классные руководители.
В связи с этим возникла необходимость составить план работы с классом по данной проблеме.
Цели: налаживание взаимоотношений с классным коллективом, поиск способов конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, раскрытие личностного потенциала и самопринятие.
Задачи:
- создание благоприятного психологического климата в классе
- формирование толерантного отношения в коллективе учащихся и учителей к каждому участнику образовательного процесса
- формирование механизма принятия приемами сказкотерапии.
Основные этапы работы.
1 этап - диагностический. Проводится социометрический тест и оценка группы с целью выявления лидеров в разных областях деятельности учащихся (в том числе отвергаемых) и подтверждения запроса.
2 этап - основной. Проводится занятие на котором учащиеся знакомятся с результатами теста и ведется беседа.
3 этап - заключительный. Консультативная работа с "отвергаемым" и его родителем (в случае его обращения) и наблюдение.
На 1 этапе психолог обговаривает с детьми сложившуюся ситуацию в классе и проводит социометрический тест.
Ход 2 этапа.
1. Психолог называет выявленных по тесту лидеров. Как правило, в число отвергаемых лидеров попадают не только обратившиеся за помощью дети, но бывают еще один, два человека. Останавливаемся на них.
2. Комментарий психолога.
Вас когда-нибудь исключали из компании? С каждым это когда-нибудь случалось в жизни. Может быть, вас не пригласили на день рождения, или ваши друзья пошли в выходной в кино и не позвали вас с собой. Может быть, ваш брат или сестра пригласили гостей, но никто не захотел, чтобы вы приняли участие в веселье. Неприятие человека может выражаться по-разному, но независимо от этого оно вызывает всегда одно чувство - это очень обидно!
Каждый хочет чувствовать себя нужным, хочет нравиться своим друзьям и родным, никто не хочет оставаться в одиночестве.
Подумайте, какие чувства испытывает человек, когда его исключают из компании?
Если вы задумаетесь над тем, как это обидно и больно, когда вас обижают и не принимают то, может быть, вы постараетесь изменить свое поведение по отношению к этим ребятам и больше заботиться о других?
Все люди разные. Вы не найдете двух одинаковых человек. Даже двойняшки, которые внешне похожи, по характеру будут отличаться друг от друга, не говоря уже об обычных людях.
Идеальных людей не бывает. Нет только хороших, как и нет только плохих людей. У каждого человека есть такие качества, которые нравятся одним и не нравятся другим. Однако, каждый хочет ощущать себя нужным и значимым.
Сейчас я хочу, чтобы вы нашли положительные стороны в тех ребятах, которые оказались в числе отверженных.
3. Упражнение "Комплименты"
4. Притча. Пророк и длинные ложки.
Один правоверный пришел как-то к пророку Элиасу. Его очень волновало, что такое ад и рай, потому что он хотел жить праведно. "Где ад и где рай?" - с этим вопросом человек обратился к пророку, но Элиас не ответил. Он взял вопрошавшего за руку и повел темными переулками во дворец. Через железные врата они вошли в большой зал. Народу там было видимо-невидимо, бедные и богатые, в лохмотьях и в одеяниях, украшенных драгоценными камнями. Посреди зала стоял на огне огромный котел, в нем кипел суп, который на Востоке называется "аш". От варева шел приятный запах по всему залу. Вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и глубоко запавшими глазами. Каждый старался получить свою порцию супа. Спутник пророка Элиаса поразился, когда увидел у них в руках по ложке, величиной с него самого. Лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. Остальная часть черенка ложки, содержимое которой могло бы насытить любого человека, была железной и от супа нестерпимо горячей. С жадностью голодные люди тыкали своими ложками в котле. Каждый хотел получить свою долю, но никому это не удавалось. Они с трудом вытаскивали тяжелые ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. Слишком ретивые обжигали руки и лицо и, охваченные жадностью, обливали супом плечи соседей. С руганью они набрасывались друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Пророк Элиас взял своего спутника за руку и сказал: "Вот это - ад!"
Они покинули зал и вскоре уже не слышали адских воплей. После долгих странствий по темным переходам они вошли в другой зал. Здесь тоже было много людей. Посреди зала стоял котел с кипящим супом. У каждого было по такой же громадной ложке в руке, какие Элиас и его спутник уже видели в аду. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звуки окунаемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого.
Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, то сразу же другая пара помогала своими ложками, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщался один, его место занимал другой. Пророк Элиас сказал своему спутнику: "А вот это - рай!"
5. Комментарий психолога. Я бы хотела, чтобы в вашем классе были такие отношения, как в "раю" из этой притчи, а для этого нужно научиться принимать всех людей такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками.
Все люди хотят иметь друзей, чтобы их любили и уважали. Даже если люди не похожи друг на друга, между ними может быть внутреннее сходство.
"Относитесь к другим так же, как хотите, чтобы они относились к вам".
6. Сказка А. Полова "Коряга" (Вачков И. В., 2003)
Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна, сваленные в удивительном беспорядке - вперемешку большие и маленькие, короткие и длинные, широкие и узкие. Такая у них была игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.
Среди ровных и стройных Бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга, вызывая своим причудливым видом общие насмешки. Никто ее не обтесывал - она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг стали отгонять Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки да подровнять задоринки?
Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она наконец уснула.
А наутро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда: не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться полезной.
Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижали их друг к другу и закрепили плот. А на длинный сук, гордо торчавший вверх, Дровосек привязал маленький флажок.
И плот отправился в далекое путешествие, в новые неизведанные земли.
(Сказку можно использовать как притчу-нравоучение без обсуждения.)
3 этап работы по этой проблеме включает в себя индивидуальные консультации с ребенком и его родителями, обратившимися за помощью, а также наблюдение за отношениями в классном коллективе после проведенной работы. Наблюдение осуществляется классным руководителем, психологом и учителями-предметниками.
Список литературы:
- Дороти Фелленц. Первая вершина. Путь к поступку. Пособие для учащихся. Изд-ль: Фонд духовного и нравственного образования,1996 г. - 296 с.
- Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. - 2-е изд.,- М.: Глобус, -2007. - 189 с. (Классное руководство).
- Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007.- 296 с.
- Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. - М.: Генезис, 2004.- 155 с. (Позитивная психотерапия)
- Казакова С. Новичок в классе. Газета "Школьный психолог" № 29 2002 год.
- Кравцова М.М. Дети -изгои: психологическая работа с проблемой. М. Генезис. 2005 г.