Тема урока: жизнь, ее сущность, счастье, удовольствие, добро и зло, любовь.
Цель:
- Учить приемам оценки событий, процессов умений, учащиеся должны уяснить основные понятия.
- Создать условия для самораскрытия личности, формировать и развивать у учащихся выражать свои мысли, взгляды, аргументировать, вести дискуссию, умению общаться, развивать мышление.
- Способность формированию мировоззрения учащихся утверждающего ценность знаний, мысли, вырабатывать у учащихся ценности образованного, мыслящего человека.
Тип урока: интегрированный урок – основы обществознания и психология.
Форма: философская тусовка.
Оборудование:
- плакат;
- эпиграфы к уроку;
- выставка книг;
- цветные карандаши;
- бланки к тестам.
Ход урока
1. Организационный момент, психологический настрой.
2. Эпиграф:
В чем смысл жизни?
Служить другим и делать добро.
Аристотель
Жизнь – это чудесный дар.
В ней нет ничего незначительного.
Ф. Найтенгейл
Философия Жизнь Счастье Гедонизм Удовольствие Талант |
Класс разбивается на группы. Каждая группа представляет философов разных эпох.
Учитель истории:
Мы прослушаем сегодня домашние заготовки в виде сообщений – философские размышления, за рамками школьной программы. Поэтому в рабочих тетрадях давайте сделаем рубрику "об этом надо помнить". Это для того, чтобы вы наблюдали за одноклассниками и делали записи для себя в произвольной форме.
Ребята, включите воображение, мы сидим за "круглым столом" с философами разных эпох. Вслушиваемся в их голоса, вникаем в их рассуждения. Мы сегодня с вами будем вступать в диалог с мудрецами прошлого с позиций сегодняшнего дня эпохи XXI века, века стремительного, много от нас требующего, но и много нам дающего.
- Философия больше, чем жизнь: она есть завершение жизни. Но жизнь первее философии: она есть ее источник и предмет.
- В поисках смысла жизни.
В течении урока, мы с вами должны ответить на вопросы, что же такое жизнь?, в чем смысл жизни?, проблемы жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, здоровья и трудолюбия. Об этом мы с вами и поговорим на нашем философском часе.
Жизнь для человека - это, прежде всего сознание, что он живет, что он участвует в величайшем движении материи.
Просто наблюдая за жизнью, приходишь к выводу, что она – жизнь очень интересна и привлекательна всеми своими живительными красками, радостными заманчивыми долями. Она красива и интересна, столько в ней противоречий и тайн.
Жизнь - борьба, интереснейшие столкновения, устремленному к лучшему в человечестве. Но стоит только склонить голову, впасть в уныние, пессимизм впадает в душу, как змея со скрытым жалом. Вот поэтому надо человеку постоянно смотреть на жизнь жаждущими глазами, находить новый интерес к ней.
А как по этому поводу считали древние мыслители?
Мы узнаем сейчас, посетив группу философов.
Пожайлуста. Старший группы представляет других мыслителей.
- А что считали главным в жизни писатели, поэты, ученые разных эпох?
Выступления учащихся:
1. Состязание афоризмов
- писатель Л.Н. Толстой говорил: "Жизнь человека и человечества есть только постоянное движение от темноты к свету".
Человеческая жизнь похожа на коробку спичек.
Обращаться с ней серьезно-смешно.
Обращаться с ней несерьезно - опасно.
Акутагава Рюноскэ
Жизнь - это путь, покрытый терновыми кустами,
которые рвут одежды и под конец оставляют
нас израненными и обнаженными.
О. Бартелями
Сама по себе жизнь ничего не значит:
цена ее зависит от ее употребления.
Ж.Ж. Руссо
Наша жизнь проходит в стремлениях к тому,
чего у нас нет, и в сожалениях о том, чего у нас больше не будет.
Ж. Ру
2. Стихи о смысле жизни. (так вот над чем задумывались и размышляют сегодня: "Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да, то какой именно?" В чем смысл жизни?)
Жизнь коротка.
Ничего не откладывай - жизнь коротка.
Ты наивно считаешь, что она - как река,
А она, как ручей, после таянья льдов, -
Протекает, не оставив следов.
Не откладывай - другу помочь поспеши,
Не обкрадывай душу - лишишься души,
Пусть в расчете с мерзавцем не дрогнет рука,
Не откладывай - жизнь коротка.
Не успел, не успел ... ну, а вдруг - навсегда?
Оглянулся - в потоке другая вода.
Жизнь, считал ты наивно, продлится века,
Не откладывай - жизнь коротка.
Н.И. Новиков
3. Выставка литературы.
4. Проблемные вопросы о жизни. (Учащиеся задают друг другу вопросы)
Психолог:
Филологи утверждают, что существует более 500 определений понятия "жизнь". Жизнь можно рассматривать с разных точек зрения науки, философии и даже обывателя.
Так что же такое "жизнь" и в чем ее сущность?
Вы, наверное, знаете, слышали слова знаменитой песни Олега Ануфриева, в которой есть такие строчки:
"Есть только миг между прошлым и будущим" (объяснение детей).
Как говорил великий Абай в своих словах назиданиях: "Когда рождается ребенок, в нем уже есть два начала, Одно - это желание есть, пить, спать. Если этого желания нет, то тело перестает быть жилищем души, не будет расти и развиваться"
Второе - стремление знать. Вот это и есть стремление; потребность души, все видеть, всему научиться. Если пропадает стремление, если не хочешь полностью знать все или узнавать хоть часть, то ты уже человек. (Седьмое слово)
Люди, которые видели горе и смерть, более высоко ценят жизнь. По международной статистике ежедневно на планете кончают жизнь самоубийством около 1000 человек. Из них 10% психологически больные люди, остальные в здравом рассудке.
По данным Всемирной организации здоровья, ежегодно в мире кончают жизнь самоубийством более 500 тысяч человек. В Казахстане 1 место среди областей занимает Алматинская область, 2 место - Павлодарская, 3 место "Акмолинская.
Особую тревогу в последние 15-20 лет вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей.
Современная психиатрия склонна объяснять суициды у подростков "суженного сознания". Сознание замыкается на каких-то проблемах и не может трезво оценить их серьезность, переключиться на что-то другое, светлое. Это ведет к возрастным депрессиям. И еще подросток не понимает что такое смерть, тем более самоубийство. К тому же рассудок его затуманен информационной перегруженностью, прессингом родителей, учителей и сверстников, стремление в учебе, в любви, в дружбе, в финансовом благополучии. Если ребенку не удается быть первым, то снижается самооценка. Когда человек был в беде, в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мы ,мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать и находить правильный выход. Что можно сделать для того чтобы помочь? Рассмотрим памятку подростку "Ты попал в трудную ситуацию".
Итак: Если у вас возникают стрессовые ситуации, применяйте магическую формулу У.Х. Кэрриеэра. Для того вы должны выполнить 3 правила:
- Спросите себя: "Что меня ожидает в самом худшем случае?"
- Приготовьтесь принять это как неизбежное.
- Спокойно подумайте, как изменить ситуацию.
Учитель истории:
В соседней аудитории, ребята, у нас философствуют другие мыслители. Их тема "счастье".
Счастье - это состояние полной удовлетворенности жизнью, чувства высшего довольства, ощущение радости.
О счастье говорят по- разному - это благоденствие, благополучие, земное блаженство, покой и воля. Это когда внутренний мир человека, сосуществующий в полной гармонии с внешним миром. Не может быть, видимо, общего понятия "счастья" и нет ничего более индивидуального, чем понятие о счастье. Возможно ли счастье, достижимо ли оно? Тема счастья, безусловно, волнует всех. Ответ на этот вопрос мы с вами постараемся получить от группы №2.
1. Эстафета афоризмов на тему "философского стола"
Счастье продает нетерпеливым людям
великое множество таких вещей,
которые даром отдает терпеливым.
Ф. Бэкон
Счастлив тот, кто устроил свое существование так,
что оно cоответствует особенностям его характера.
Г. Гегель
Счастье людей заключается в том,
чтобы любить делать то, что должны делать.
К. Гельвеций
2. Стихи о счастье.
3. Выставка литературы.
Психолог:
Вопрос недели - "гавань счастья".
Уважаемые учащиеся 9 "б" класса. Если сделать опрос населения кто со 100% уверенностью может сказать, что безудержно счастлив в этой жизни? Наверное, не многие. Утопая в бесконечных житейских проблемах: обучение в университете, то цены на продукты высокие, а зарплата не столь высокая, то родной человек заболел, а вы не в силах помочь, то осенняя депрессия замучила - о каком вообще счастье может идти речь. Хотя если принять популярную фразу, что "Счастье – это когда тебя понимают", сразу становится легче на душе, потому что тех, которые понимают, все таки больше. А если вдуматься в другую фразу "Быть счастливым, значит быть здоровым". Тогда ни к чему взаимопонимание и финансовое благосостояние? Как по вашему, в чем же заключается счастье?
Предлагаю рассмотреть интервью – вопрос недели "Гавань счастья" из газеты "Проспект СК" - пенсионерки, менеджера, секретаря-референта, студентки, водителя. Прочитав, сделайте вывод: в чем заключается их гавань счастья?
- Для пенсионерки – семья, дети, внуки.
- Для менеджера – деньги.
- Для секретаря – физическое здоровье.
- Для студентки – на первом месте здоровье, на втором – любовь, семья, друзья, на третьем – учеба, любимая работа, увлечение.
- Для водителя – семейный тыл.
Предлагаю провести тест "Я счастлив"
Учитель истории:
"Венец природы – любовь!"
М. Гете
Жизнь заключается в любви. Она начинается любовью к матери, длится любовью к женщине, детям, делу, которому посвятил себя и заканчивается любовью к самой жизни, из которой жалко уходить. Но только с любовью к женщине рождаются красивые дети, творятся великие дела и не пропадает желание жить. Достоин восхищения великий дар любви. Так ли считали и чувствовали любовь философы, ученые всех времен и народов?
Послушаем группу.
Эстафета афоризмов.
Любовь – одно из тех страданий,
которое невозможно скрывать: одного слова,
одного неосторожного взгляда и даже
молчания достаточно, чтобы выдать его.
П. Абеляр
Любовь – единственная страсть,
которая не выносит ни прошлого, ни будущего.
О. Бальзак
Любовь – самая сильная из всех страстей,
потому что она одновременно завладевает
головой, сердцем и телом.
Ф. Вольтер
Любовь придает благородство даже тем,
которым природа отказала в нем.
У. Шекспир
Добро и зло – категория этики. Добро - это основная моральная ценность, нравственная сама по себе.
Стихи.
Выставка литературы.
Психолог:Добро и зло.
Настоящий друг везде
Верен в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Да по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
У. Шекспир
Истинный друг познается в несчастье, и может порадоваться за него в радости.
Предлагаю провести тест "Я и мой друг".
Учитель истории:
Труд, трудолюбие, творчество…
А.П.Чехов считал: Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был и в этом одном заключается смысл и цель жизни, его счастье, его восторг. А в творчестве Ницше: Творчество! Великое спасение от страданий, великое облегчение жизни. Трудолюбивая пчела умеет собрать мед с горьких цветов. (М.Богданов). как по разному и как уникально точно определяют писатели труд. Его роль в жизни и, конечно, творчество!
Послушаем группу.
1. Эстафета афоризмов
Всякий честный труд, какой бы он ни был,
достоин уважения. Грязного труда нет.
Грязной может быть только совесть!
Р. Роллан
Труд – это единственный титул истинного благородства!
Это мощь и радость человека творца.
М. Горький
Труд на благо общества – священная обязанность
каждого человека. Всякий труд на пользу общества,
как физический, так и умственный, уважаем и почетен.
В. Брюсов
2. Стихи
Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета,-
Все счастье земли – за трудом!
В.Я. Брюсов
3. Выставка литературы
Психолог:
Это, правда, что нужно много сделать, что ты в это не можешь поверить; но берись, как следует за дело; и то получишь хорошие результаты, потому что: капля по капле камень точит и с терпением и старанием мышь, перегрызла канат пополам. Небольшими ударами можно большие дубы свалить. Совесть – категория этики, характеризующая способность осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя, их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков, со стороны нравственности это "Умение человека быть человеком". С учетом вышесказанного человек будет трудолюбив в том случае, если он честен, пунктуален, совестлив, трудолюбив и конечно способен и талантлив. (Учащиеся высказывают свое мнение).
Учитель истории:
Мы сегодня с вами были участниками философских чтений. Встретились с философами разных эпох. Узнали как, каким образом они мыслили и выяснили, что, оказывается, те вопросы которые они поднимали, изучали в далекие времена до н.э., но они современны, поучительны и сегодня. Давайте подумаем, и сейчас в рабочих тетрадях каждый из вас попытается составить схему о сути нашего урока. Что каждый из вас узнал, понял и принял для себя. (Человек рожден – счастлив – здоров – талантлив – способности – трудолюбие – труд. Т.к труд есть благо всего.). В ходе урока вы углубили свои знания по многим волнующим нас вопросам. Каждой группе я предлагаю вокруг ключевого слова (по теме которой состоялась презентация наших знаний) прием работы "Паучок". (представитель из каждой группы выполняет на доске)
Куприн утверждает:
"Человек рожден для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он бы, свободный ничем не стесненный любви ко всем: к дереву, небу, человечеству".
Жизнь показывает, что счастливые люди никогда никому не жалуются; не задаются вопросом: счастливы они или нет; милосердны, независимы; они внутренне свободны и независимы; они обязательно трудолюбивы и ответственны.
Впрочем, нельзя научить, как быть счастливым, но научиться быть счастливым можно. Предлагаю обратить внимание на плакат. Посмотрите, как вы считаете, чего здесь не хватает?
Ответ изобразите в рисунках животных или птиц, насекомых, которые могли бы символизировать те качества, которых не хватает на нашем плакате. (Например: орел – гордость, заяц – трусость, лиса – хитрость, медведь – неуклюжесть и т.д.)
Ильяс Омаров предлагает: "Надо походить в жизни на пчелку. Она ведь обладает не столько жалом, сколько сладким ароматным медом – прелестным сгустком результатов своего кропотливого труда".
Недаром Юсуф Баласагуни считал: "Кто мудр, эту книгу (урок) оценит с почтением,- лишь тот ценит знанье, кто зрел разуменьем".
Спасибо вам ребята за философский час, вашу работу и давайте заслушаем оценку экспертов-учителей.
Домашнее задание: Выполнить творческую работу – защита проектов, все о чем мы с вами здесь философствовали, рассуждали, спорили, изобразите, Пожайлуста в рисунке и защитите проект своей работы.
Психолог:
В конце нашего занятия предлагаю сделать редкий рецепт счастья. "Взять Чашу терпения, влейте в неполное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте, намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому кого встретите на своем пути".