Развивающее занятие "Соображай-ка!" (3-й класс)

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба

Класс: 3


  Это занятие – проект одного из занятий в рамках развивающего курса «Интеллектуальная разминка» для учащихся 3 класса (рассчитано на 50-60 минут  во внеурочное время, при проведении в урочное время требуется корректировка отдельных упражнений).
Данное занятие может проводиться как педагогом-психологом в рамках коррекционно-развивающих занятий с учащимися, так и учителем начальных классов в качестве внеклассного мероприятия.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, для детей - рабочие тетради «Интеллектика» 3 класс (А.З.Зак).

Цели и задачи:

  • развитие познавательных мотивов (формирование стремления к новым знаниям и сведениям, желания освоить новые умения, совершенствовать то, что уже имеется);
  • развитие внимания, самоконтроля, основных мыслительных навыков (умение рассуждать, анализировать, планировать);
  • развитие речи, воображения;
  • формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребенка к себе и своим качествам;
  • формирование умения работать в группе.

Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на занятии:
при подготовке и проведении урока используются информационные и иллюстративные материалы веб-сайтов: www.detgazeta.ru. Для подготовки материалов к уроку учителем используются Microsoft Power Point, Microsoft Word,  PhotoShop. При наличии интерактивной доски есть возможность ответы детей, поиск «лишнего», различных орфограмм фиксировать сразу на доске. Если урок проводится в компьютерном кабинете, то каждому ребёнку в ходе выполнения этапа 4 можно предложить различные упражнения на развитие внимания и мыслительных процессов.

Отличительные особенности данного занятия: использование рабочих тетрадей по развитию мыслительных способностей «Интеллектика» 3 класс А.З.Зака; включение упражнений из «Гимнастики мозга» (упражнения для учения целостным мозгом) Пола и Гейл Деннисон.

Деятельность учителя на уроке:

  • введение в тему урока, нацеливание на необходимость развития познавательных процессов;
  • активизация мыслительных процессов посредством включения упражнений из Гимнастики мозга;
  • создание определенного положительного эмоционального фона, без которого невозможно эффективное усвоение знаний  (легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции учащегося) – разминка;
  • организация разговора с детьми о внимании, о мышлении и выполнение развивающих упражнений;
  • разбор с учащимися логически-поисковых задач из серии «Так же, как» (рабочая тетрадь «Интеллектика») с последующей самостоятельной работой в тетрадях для развития мыслительных способностей «Интеллектика» - 3 класс. Разбираем решение заданий, если кто-то не понял, у кого-то получился другой результат;
  • введение между этапами занятия упражнений «Гимнастики мозга», упражнений для профилактики нарушений зрения;
  • решение анаграмм, поиск орфограмм – работа в тетрадях; в качестве динамической паузы «Верно-неверно» после выполнения задания при проверке правильности найденных орфограмм: если даётся правильный ответ – прохлопываем «мо-ло-дец» ладошками, держа руки над головой; при неправильном ответе – дети изображают самолёт, покачивая разведёнными в сторону руками, со звуком «у-у-у»;
  • деление учащихся на группы, работа в группах: «Доскажи словечко»; дети заканчивают написанные на слайде предложения; далее – обсуждение ответов и выбор лучшего;
  • подведение итогов, обсуждение занятия, ответы учащихся на вопросы «Что понравилось, какие упражнения вам хочется еще повторить? Что не понравилось? Какие задания показались сложными?»;
  • в конце урока дети опускают белые квадратики в прорези «Коробочки эмоций» (на крышке которой наклеены прямоугольники основных цветов и в них сделаны прорези), отслеживая таким образом эмоциональное состояние учащихся после занятия.

Межпредметные связи
Русский язык, математика, развитие речи – показывается, что значит быть внимательным, для чего нужно уметь мыслить, как это влияет на успешность на уроках.

Основные  умения  и  навыки, приобретаемые  в  ходе  занятий всего курса «Интеллектуальная разминка»
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания, самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий учащиеся могут достигнуть значительных успехов в своем развитии, применить полученные умения в учебной работе.

Ход занятия

  1. (Слайд 1) Приветствие.
  2. (Слайд 2) Начнем наше занятие с упражнения  из «Гимнастики мозга» - «Волшебный колпачок».
  3. (Слайд 3) Интеллектуальная разминка. В качестве разминки я предлагаю ответить вам на следующие вопросы:
  • Что идет, не двигаясь с места?
  • Чем кончаются «день» и «ночь»?
  • Как называется детский юмористический журнал?
  • Какова продолжительность двух таймов футбольного матча?
  • Как называют день веселья, радости и торжества?
  • Какое самое крупное наземное животное?
  •  Как называется эмблема государства?
  • Что это – сладкая фруктовая жидкость?
  • Сколько крыльев у блохи?
  • Как называется самая большая обезьяна?
  • Как  называется заведение, в котором можно получить нужную вам книгу?
  • Он бывает не только персидским и паласом, но и самолетом.
  • Лето – жара, зима - …..    
  • Запрещающий – красный, предупреждающий - ….   
  • Первый – понедельник, третий - …

4. Следующие задания помогут вам сконцентрироваться и настроиться на работу в тетрадях «Интеллектика».
(Слайды 4,5,6   -Задания на развитие внимания
  Слайд 7 -Числовые закономерности
  Слайд 8 -Решение ребусов)

5. (Слайд 9) Упражнения  из «Гимнастики мозга» - «Перекресты».

6. (Слайд 10, 11)  Развитие мыслительных способностей. Разбираем совместно с учащимися задачу из серии «Так же, как» (рабочая тетрадь «Интеллектика»).

7. (Слайд 12) Самостоятельная работа с тетрадями для развития мыслительных способностей «Интеллектика» - 3 класс (А.Зак). Разбираем решение заданий, если кто-то не понял, у кого-то получился другой результат.

8. (Слайд 15) Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз» (упражнения для профилактики нарушений зрения).

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. (5 раз)
  • Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. (5 раз)
  •  Вытяните вперед руку. Следите взглядом ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно. (5 раз)

9. (Слайд 16) Анаграммы. Исключение лишнего. Поиск орфограмм.
(Динамическая пауза «Верно-неверно») После выполнения задания при проверке правильности найденных орфограмм: если даётся правильный ответ – прохлопываем «мо-ло-дец» ладошками, держа руки над головой; при неправильном ответе – дети изображают самолёт, покачивая разведёнными в сторону руками со звуком «у-у-у».

10. (Слайд 18) Работа в группах. «Доскажи словечко».
Ребятам нужно закончить написанные на слайде предложения. Далее – обсуждение ответов. Выбор лучшего.

11. (Слайд 19) Рефлексия занятия. «Коробочка эмоций».
Вот и закончилось наше занятие. Что понравилось, какие упражнения вам хочется еще повторить?
Что не понравилось? Какие задания показались сложными?
Спасибо!

12.  (Слайд 20) Рекомендуемая литература для учащихся (развивающие упражнения).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.   Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 3. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
2. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. Простые упражнения для учения целостным мозгом. ЧОУПП «Восхождение», 1998.
3. Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов. Книга для учителя. – М.: Интеллект-Центр, 2002.
4. Зельцерман Б., Рогалёва Н.В. Учись! Твори! Развивайся! (игры для развития мышления, речи, общения, творчества). Методическая разработка. Педагогический центр «Эксперимент», Рига, 1997.
5. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. Программа курса «РПС». – 2-еизд., испр. и доп. – М.: Росткнига, 2006.
6. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
7. www.detgazeta.ru

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.   Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 3. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
2.   Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 3 класс. Рабочая тетрадь. М.: Росмэн-Пресс, 2004.
3.   Зак А.З. Интеллектика. 3 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. М.: Интеллект-Центр, 2003.
4.  Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2-х частях. 3 класс. – 2-е изд., испр.– М.: Росткнига, 2004.
5.   www.solnet.ee
6. www.detgazeta.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ (слайд-презентация к занятию)