Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие мысли, чувства, действия. Приложение 1
Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.
Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оценнености окружающими
Собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Понятно, что определенные личностные характеристики можно назвать факторами риска в плане появления эмоционального выгорания.
Важнейшим фактором можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Поэтому для таких людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения. Внешне это проявляется своим статусом, плохо скрываемое раздражение (вплоть до зависти) в адрес людей, более социально успешных. Их достижения трактуются как случайные, равно как и собственная невозможность сравниться с ними.
Во многом из сниженного самоуважения вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, стремления все и всегда сделать очень хорошо, желательно лучше всех. Любое снижение результатов труда даже по объективным причинам может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в себя и свои депрессивные переживания до поиска виноватого и направления в его адрес резких агрессивных вспышек.
Как правило, эти люди с трудом перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому самостоятельно редко могут справиться с проблемой эмоционального выгорания. И последующим этапом его развития может стать появление тех или иных психосоматических заболеваний.
Однако одних внутренних предпосылок бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. К этому должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социально-культурными условиями общества. В организации работы учреждения может быть неэффективный стиль руководства, это может поднять уровень тревоги до непереносимого, поскольку неопределенные требования ставят под угрозу реализацию перфекционизма, а значит – целостность собственной личности.
Также угрозой перфекционизму является работа в условиях временного дефицита. Поскольку такие люди будут стараться все делать хорошо, недостаток времени приведет их не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и опять-таки к появлению психосоматики.
Третий момент_ это отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы оказать поддержку, способствовать усилению “Я” человека за счет присоединения к сильному “МЫ” и таким образом снизить риск эмоционального выгорания.
Нельзя не учитывать влияние социально-культурных факторов. Как говорят различные исследования, уровень эмоционального выгорания всегда повышается в ситуациях социально-экономической нестабильности. Действительно, современные условия выступают как депрессогенные факторы за счет наличия в них негативного программирования. Особенно часто встречается в рекламных акциях. В частности, в рекламе лекарств.
Итак, мы обсудили причины, которые лежат в основе эмоционального выгорания. Перейдем к рассмотрению стратегий помощи, сразу оговорив, что успех в данном вопросе считается трудным, а в некоторых случаях маловероятным.
Первым этапом должно стать информирование педагогов о том, что такая проблема существует и вызвана объективными причинами - работой в сфере человек-человек.
Второй этап посвящен осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, то есть страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха (взаимосвязь эмоционального благополучия и психосоматики.). Поразмыслим, как часто мы у себя наблюдаем такое явление как страх ошибки, страх собственного несовершенства, который может принимать разные формы. Это может быть острое реагирование на претензии родителей, даже при понимании того, что ты действовал абсолютно правильно. Это может быть глубокое переживание ситуации, когда учащиеся класса плохо справились с контрольной работой, хотя на самом деле ты понимаешь причину этого. Люди такого плана сверхстарательны и являются находкой для руководства школы. Но им самим приходится быть в ситуации крайнего напряжения, потому что их девиз: “Я должен всегда работать хорошо, чтобы все были мною довольны” … и такие люди у нас, как мне кажется, есть.
Третий этап необходимо посвятить накоплению ресурсов для изменения. Он должен быть долговременным и возможен только в том случае, если администрация школы осознает его необходимость, предоставит для него условия и сама будет в этом участвовать.
И это именно так, поскольку основными здесь должны стать административные воздействия, и, прежде всего организация системы публичного поощрения педагогов. Далее. Здесь должна проводиться большая работа по сплочению коллектива, причем желательно, чтобы это позволяло учителям выйти из привычной роли: например, участие в спортивном празднике, совместная поездка в дом отдыха, в театр. В нашей школе такая работа проводится все более интенсивно. Очень сплачивает совместное пение. Можно придумать форму празднования дней рождения. Хорошо, если бы в школе удалось организовать место для отдыха, и т.д. И только когда в коллективе установится атмосфера безопасности, можно предлагать особо нуждающимся педагогам участие в тренингах, основное содержание которых должны составлять упражнения на “ поглаживание” и актуализацию естественного внутреннего состояния - это мысли доктора педагогических наук Хухлаевой О.В., основанные на классическом подходе к этой проблеме.
Наиболее распространенным средством разрешения данной проблемы, опираясь на другой подход, является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе, быстро устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста так называемый “период полураспада компетентности”
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является самрегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. В ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.
В настоящее время для регуляции психических состояний используется нейролингвистическое программирование.
В русле данного направления разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно и рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года. В таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность, используется аутогенная тренировка, с которой мы уже вкратце знакомы. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или активизации.
Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.
Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов, применяемых для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям, для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе, здесь мы вновь видим классический подход. Группы людей, создаваемые с психокоррекционными целями, могут быть различных видов: Т-группы, группы встреч, гештальт группы, группы психодрамы, группы телесной терапии, группы тренинга умений и др. подробно на них останавливаться не будем.
Теперь поговорим о естественных способах регуляции организма, о саморегуляции. Это:
Никогда не страдай в одиночку (не держи в себе свои тревоги, проблемы), поговори с тем, кому доверяешь - подругой, котом (молчаливым и благородным слушателем).
Прими теплый душ, расслабься и дай волю слезам (вода их смоет, а шум воды успокоит)
Тщательно проанализируй ситуацию - там, где нет выхода, должен быть вход (в новую ситуацию жизнь).
Используйте все виды терапии: - музыка (тихая, негромкая, любимая);
- природотерапия: полистай альбомы с натюрмортами; прогулки по лесу.
- приласкай кота, собаку, погуляй на свежем воздухе;
- трудотерапия: вымой посуду, полы;
- лечение сном: спи, когда хочется и сколько хочется, спи днем (15-40 минут), дневной сон-сон красоты.
- помогает частое мытье рук под струей холодной воды;
- массаж.
- разрядка эмоций (выразить вслух или письменно все, что вы хотели и хотите сказать.)
Хочется напомнить о некоторых способах саморегуляции:
Это способы, связанные с управлением дыханием, способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Способы, связанные с воздействием слова: Самоприказы, самопрограммирование вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями; сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова ”именно сегодня” :
“Именно сегодня у меня все получится”; “ Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной” и т.д.
Самоодобрение, самопоощрение: Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно- психических нагрузок,- одна из причин увеличения нервозности, раздражения.
Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов хвалить себя, мысленно говоря: “Молодец!”, “Умница!”, “Здорово получилось!” и т.д.
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.
М.Е. Литвак разработал практические навыки и специальные приемы под названием “Психологическое айкидо”. Дело в том, что многие наши шаблоны действуют автоматически, без включения мышления. На этом основана спонтанная психологическая защита.
Техника психологического поглаживания заключается в том, что когда мы делаем человеку комплимент, указываем на его достоинства, одобрительно киваем или соглашаемся с его доводами, тем самым мы как бы обезоруживаем человека, заранее снимаем с себя негатив и располагаем его к сотрудничеству.
Опережающая защита заключается в том, что вы опережаете противника в его высказываниях и таким образом оставляете его в состоянии фрустрации, потому что все, что хотел сказать ваш оппонент, вы уже сказали.
Следующее. Улыбка. Улыбка всегда обезоруживает человека в его негативном отношении к вам, поэтому выходя из дома, не забудьте “положить в карман” улыбку и надевать ее при каждой сложной жизненной ситуации.
Концентрация взгляда. Сила взгляда всегда считалась хорошим средством защиты. Человек, смотрящий уверенно в глаза, и умеющий удерживать взгляд другого, всегда производит впечатление очень сильной личности. Но, если вы направите свой взгляд двумя глазами в один глаз вашего оппонента, и при этом будете мысленно проговаривать фразу: “Два сильнее, чем один”, то сила вашего воздействия увеличится в несколько раз. При этом взгляд не должен нести отрицательного воздействия, желательно подключить улыбку.
Желаю всем успехов и эмоционального благополучия!
“Эмоциональное сгорание учителя”
на основе методики К. Маслач и С. Джексона
- По каждому из предлагаемых утверждений выскажите свое мнение. Для оценки степени своего согласия с утверждением используйте шкалу:
- Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
- Я уверена, что моя работа нужна людям.
- Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания, чем требуется.
- Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении.
- Я не чувствую поддержки родителей своих учеников.
- Несмотря на трудности, интерес к работе сохраняется, и моя работа приносит мне много радости.
- Я откровенно устала от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
- Я часто радуюсь, вижу, что моя работа приносит пользу людям.
- Я ошиблась в выборе профессии.
- Я обычно проявляю интерес к ученикам и помимо того, что касается урока.
- У меня много планов на будущее в моей профессии, и я верю в их осуществление.
- Я постоянно ощущаю поддержку в работе от своих коллег.
- Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
- Ученикам я уделяю много внимания, но и получаю достаточную отдачу от них.
- Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
- Я бы сменила место работы, если бы представилась такая возможность.
- Бывают такие дни, когда мое эмоциональное состояние сказывается на результатах работы.
- Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
- Наша работа низко оценивается обществом. НЕ престижна.
- После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
- Моя работа плохо на меня повлияла-притупила эмоции, сделала нервной.
- Мои требования к качеству выполняемой работы выше, чем результат, которого я реально достигаю в силу обстоятельств.
- Обстановка на работе мне кажется очень напряженной.
- Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился.
- Во время работы я чувствую приятное оживление.
- Мое желание научить школьников не находит у них поддержки.
- Мне кажется, что я слишком много работаю.
- Последнее время я стала более “холодной” по отношению к тем, с кем работаю
- Последнее время меня преследуют неудачи.
- Если бы у меня была другая работа, я была бы более счастлива.
- Я часто работаю через силу.
- Благодаря своей работе я уже сделала в жизни много действительно ценного.
- Мне кажется, я не чувствую поддержки со стороны окружающих.
- Работая с учениками, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от негативных эмоций.
- После работы я чувствую себя как “выжатый лимон”.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
- Неудовлетворенность собой: 1-ая строчка, -8;
- “Загнанность” в клетку: 2-ая строчка -2,;
- Уменьшение, ослабление (редукция) профессиональных обязанностей:
- 3-я строчка -10
- Уменьшение, ослабление (редукция) личных достижений: 4-ая строчка;-4, -11, -18, -25,-32.
- Отсутствие социальной поддержки: 5-ая строчка, -12 ;
- Эмоциональная опустошенность: 6-ая строчка -6;
- Личностная отстраненность (деперсонализация) 7-ая строчка, -14;
Анализ результатов интерпретации теста “Эмоциональное выгорание учителя” автор К. Маслач.
Участники: педагогический коллектив- 24 человека.
Время проведения: 16.03. 2007 год.
- По шкале “Неудовлетворенность собой” -средний балл -2,4 балла.
- По шкале “Загнанность в клетку”- средний балл -1,7 балла.
- По шкале “Редукция профессиональных обязанностей”- средний -0,8 бал
- По шкале “Редукция личностных достижений”- средний балл -0,8 балла
- По шкале “Отсутствие социальной поддержки”- средний балл 0,25 балла
- По шкале “Эмоциональная опустошенность”- средний балл -1,4 балла
- По шкале ”Личностная отстраненность”- средний балл -0,4 балла.
Стоит обратить внимание на результат по шкале №5 “отсутствие социальной поддержки”, где средний балл выражен положительным числом 0,25 балла. Это следующие вопросы:
- 5.Я не чувствую поддержки своих учеников.
- 12. Я постоянно ощущаю поддержку в работе от своих коллег.
- 19. Наша работа низко оценивается обществом, не престижна.
- 26. Мое желание научить школьников не находит у них поддержки.
- 33. Мне кажется, я не чувствую поддержки со стороны окружающих.
В целом по результатам теста выраженность симптомов эмоционального выгорания в коллективе низкая.
Литература:
- ”Директор школы” 2007-№1
- ”Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы” 2007-№1, №2.
- 3.”Школьный психолог” 2006-№16, “Практика профессионального выгорания”. Н.Осухова, В Кожевникова.