"Всякий, кому предстоит делать дело,
увидит,
что, прежде всего, он должен познать,
что он такое и на что способен".
Мишель Монтень
Современный процесс развития начальной школы характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению. Современные тенденции модернизации образования диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.
Цель цикла: Знакомство и моделирование различных форм и методов психолого - педагогического сопровождения.
Задачи:
- Знакомство участников мастер - классов с основными теоретическими аспектами психолого - педагогического сопровождения.
- Определение различных форм, методов и приёмов психолого-педагогического сопровождения.
- Формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-классов.
Темы мастер-классов
- Введение. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
- Модальность: каналы приема и переработки информации.
- Функциональная ассиметрия мозга. Развитие левого и правого полушария и межполушарное взаимодействие.
- Эффективное общение и взаимодействие, с учетом особенностей темперамента.
- Особенности внимания.
- Приемы запоминания.
- Мыслительные операции.
- Воспитание воли.
- Влияние самооценки на успешность обучения.
- Влияние мотивации на успешность обучения.
- Межличностные отношения. Социометрия.
- Организационные умения и навыки.
- Коммуникативные умения и навыки.
- Индивидуальный стиль учебной деятельности. Путь к успеху.
Цель: Обучение участников мастер-класса построению образовательного процесса с учетом модальности.
Задачи:
- Знакомство участников мастер-класса с различными каналами приема и переработки информации.
- Определение форм, методов и приёмов восприятия учебного материала с учетом модальности.
- Формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, магнитная доска, магниты, рабочие тетради, ручки, средства моделирования: пластилин, краски, альбом, кисти, карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага, ножницы, клей, мешочек с пластмассовыми буквами, проволока, шнурок, текст стихов о букве "А", вода в стакане, счетные палочки, бусы, картинки с изображением предметов на букву "А".
Ход мастер-класса:
1-й шаг. Определение основных приемов и методов работы.
<Слайд1>
Тема: Модальность: каналы приема и переработки информации.
<Слайд2>
Цель: Обучение построению образовательного процесса с учетом модальности.
Я предлагаю сегодня провести свою мастерскую по этой теме, так как она соответствует концепции личностно-ориентированного обучения.
<Слайд3> Каждый человек индивидуален по своим биологическим задаткам.
<Слайд4> Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики мы определим ведущий канал восприятия каждого участника. Затем смоделируем фрагмент урока, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности.
2-й шаг. Теоретические основы. Имитационная игра.
-У каждого из вас на столах листы бумаги и ручки. Сейчас я буду читать ряд слов, а вы постарайтесь их запомнить:
Дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.
- Запишите слова, которые вы запомнили.
<Слайд5> Теперь посмотрите второй ряд слов:
- Запишите слова по памяти.
- Третий ряд слов прослушайте, повторяя шепотом каждое слово и "записывая" его в воздухе: пароход, собака, парта, сапоги, сковорода, калач, роща, гриб, шутка, воротник.
- Запишите третий ряд слов.
- Подсчитайте слова в каждой группе.
- Определите группу с наибольшим количеством слов.
<Слайд6>
- Если это первая группа - вы аудиал, ведущий канал восприятия - слуховой.
- Если это вторая группа - вы визуал - ведущий канал восприятия- зрительный.
- Если это третья группа - вы кинестетик - ведущий канал восприятия- двигательный (моторный).
<Слайд7>
- Но чистые типы встречаются редко.
<Слайд8> Учитывая это, начиная с предшкольной подготовки, обучение учащихся основывается на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка, как при отборе методов, форм организации учебной деятельности при подаче нового материла, так и при контроле знаний. Если подавать учебный материал в различных формах, то это дает возможность каждому ученику усвоить материал по своему индивидуальному каналу восприятия.
- К чему же мы пришли?
<Слайд9> Я подвела вас к тому, что при обучении учащихся необходимо учитывать все каналы восприятия для повышения эффективности усвоения учебного материала.
3-й шаг. Моделирование.
1.Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели фрагмента урока.
- Давайте попробуем смоделировать приемы запоминания для фрагмента урока обучения грамоте <Слайд10>, целью которого является запоминание первой буквы алфавита - буквы А.
Вам предоставляется право выбора любых, имеющихся на данный момент, средств запоминания, с учетом различных каналов восприятия информации ребенком.
2. Обсуждение авторских моделей.
- Давайте определим, какие из выбранных приемов, применимы для обучения
<Слайд11>- аудиалов, визуалов, кинестетиков.
- Мы сейчас рассматривали каналы восприятия. Но это не единственный фактор, который необходимо учитывать.
<Слайд12> Не менее важным для оптимизации образовательного общения являются такие биологические особенности, как скорость реакции мыслительной деятельности, темперамент, сила нервной системы, доминирование полушария и т. д., которые необходимо учитывать при построении индивидуальной образовательной траектории.
4-й шаг. Рефлексия.
- Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".
<Слайд13>
- Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.