Мастер-класс № 1 "Модальность: каналы приема и переработки информации" из цикла мастер-классов по теме "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


"Всякий, кому предстоит делать дело, увидит,
что, прежде всего, он должен познать,
что он такое и на что способен".
Мишель Монтень

Современный процесс развития начальной школы характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению. Современные тенденции модернизации образования диктуют настоятельную необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе, которое призвано гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.

Цель цикла: Знакомство и моделирование различных форм и методов психолого - педагогического сопровождения.

Задачи:

  • Знакомство участников мастер - классов с основными теоретическими аспектами психолого - педагогического сопровождения.
  • Определение различных форм, методов и приёмов психолого-педагогического сопровождения.
  • Формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-классов.

Темы мастер-классов

  • Введение. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
  • Модальность: каналы приема и переработки информации.
  • Функциональная ассиметрия мозга. Развитие левого и правого полушария и межполушарное взаимодействие.
  • Эффективное общение и взаимодействие, с учетом особенностей темперамента.
  • Особенности внимания.
  • Приемы запоминания.
  • Мыслительные операции.
  • Воспитание воли.
  • Влияние самооценки на успешность обучения.
  • Влияние мотивации на успешность обучения.
  • Межличностные отношения. Социометрия.
  • Организационные умения и навыки.
  • Коммуникативные умения и навыки.
  • Индивидуальный стиль учебной деятельности. Путь к успеху.

Цель: Обучение участников мастер-класса построению образовательного процесса с учетом модальности.

Задачи:

  • Знакомство участников мастер-класса с различными каналами приема и переработки информации.
  • Определение форм, методов и приёмов восприятия учебного материала с учетом модальности.
  • Формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, магнитная доска, магниты, рабочие тетради, ручки, средства моделирования: пластилин, краски, альбом, кисти, карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага, ножницы, клей, мешочек с пластмассовыми буквами, проволока, шнурок, текст стихов о букве "А", вода в стакане, счетные палочки, бусы, картинки с изображением предметов на букву "А".

Ход мастер-класса:

1-й шаг. Определение основных приемов и методов работы.

<Слайд1>

Тема: Модальность: каналы приема и переработки информации.

<Слайд2>

Цель: Обучение построению образовательного процесса с учетом модальности.

Я предлагаю сегодня провести свою мастерскую по этой теме, так как она соответствует концепции личностно-ориентированного обучения.

<Слайд3> Каждый человек индивидуален по своим биологическим задаткам.

<Слайд4> Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики мы определим ведущий канал восприятия каждого участника. Затем смоделируем фрагмент урока, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности.

2-й шаг. Теоретические основы. Имитационная игра.

-У каждого из вас на столах листы бумаги и ручки. Сейчас я буду читать ряд слов, а вы постарайтесь их запомнить:

Дирижабль, лампа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.

- Запишите слова, которые вы запомнили.

<Слайд5> Теперь посмотрите второй ряд слов:

- Запишите слова по памяти.

- Третий ряд слов прослушайте, повторяя шепотом каждое слово и "записывая" его в воздухе: пароход, собака, парта, сапоги, сковорода, калач, роща, гриб, шутка, воротник.

- Запишите третий ряд слов.

- Подсчитайте слова в каждой группе.

- Определите группу с наибольшим количеством слов.

<Слайд6>

- Если это первая группа - вы аудиал, ведущий канал восприятия - слуховой.

- Если это вторая группа - вы визуал - ведущий канал восприятия- зрительный.

- Если это третья группа - вы кинестетик - ведущий канал восприятия- двигательный (моторный).

<Слайд7>

- Но чистые типы встречаются редко.

<Слайд8> Учитывая это, начиная с предшкольной подготовки, обучение учащихся основывается на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка, как при отборе методов, форм организации учебной деятельности при подаче нового материла, так и при контроле знаний. Если подавать учебный материал в различных формах, то это дает возможность каждому ученику усвоить материал по своему индивидуальному каналу восприятия.

- К чему же мы пришли?

<Слайд9> Я подвела вас к тому, что при обучении учащихся необходимо учитывать все каналы восприятия для повышения эффективности усвоения учебного материала.

3-й шаг. Моделирование.

1.Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели фрагмента урока.

- Давайте попробуем смоделировать приемы запоминания для фрагмента урока обучения грамоте <Слайд10>, целью которого является запоминание первой буквы алфавита - буквы А.

Вам предоставляется право выбора любых, имеющихся на данный момент, средств запоминания, с учетом различных каналов восприятия информации ребенком.

2. Обсуждение авторских моделей.

- Давайте определим, какие из выбранных приемов, применимы для обучения

<Слайд11>- аудиалов, визуалов, кинестетиков.

- Мы сейчас рассматривали каналы восприятия. Но это не единственный фактор, который необходимо учитывать.

<Слайд12> Не менее важным для оптимизации образовательного общения являются такие биологические особенности, как скорость реакции мыслительной деятельности, темперамент, сила нервной системы, доминирование полушария и т. д., которые необходимо учитывать при построении индивидуальной образовательной траектории.

4-й шаг. Рефлексия.

- Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

<Слайд13>

- Давайте сделаем вывод: В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

Приложение.