Сегодня из-за многообразия предлагаемых профилей обучения редко кто из учащихся продолжает обучение в 10-м классе в том же классном коллективе, в котором учился раньше. Поэтому для современных десятиклассников очень важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу, т. е. вхождение, “вживание” в систему иных взаимоотношений, нахождение, занятие в новой микросреде определенного статуса, самоутверждение в ней.
Для успешной адаптации десятиклассников важно с первых дней учебы в новом коллективе создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогами, учащимися и классным руководителем. Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности.
Эти задачи можно решать разными путями, один из них – специальные тренинговые занятия, которые позволяют в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации.
Цель занятий: создание условий для активизации процесса успешной адаптации учащихся 10-го класса к условиям старшей школы.
Задачи:
- обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;
- способствование повышению самооценки участников группы;
- способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся;
- формирование групповых норм партнерского общения;
- формирование навыков взаимодействия в команде (группе);
- развитие чувства “мы”; внутреннего единства класса;
- способствование развитию благоприятного социально-психологического климата классного коллектива.
Очень важно, чтобы в упражнениях участвовал весь класс целиком, не разбиваясь на подгруппы. Это связано с тем, что работа по подгруппам (особенно с соревновательными элементами) усиливает сплоченность внутри именно этих подгрупп, что иногда приводит к разногласиям в классе. Если же возникает необходимость класс разделить, то подгруппы можно выделять случайным образом и каждый раз состав этих подгрупп должен быть разным.
Важно также участие в упражнениях классного руководителя (для создания доверительных, неформальных отношений учащихся с педагогом). Для этого во время занятий у педагога с учащимися должны бать приняты правила партнерского (субъект-субъектного) общения.
Программа может быть реализована в двух вариантах: один день 4–5 часовых непрерывных занятий или в виде 4 еженедельных занятий на классных часах. Занятия должны проходить в просторном помещении, участники сидят в кругу.
Примерное содержание однодневного занятия (этапы и упражнения).
I этап. “Знакомство”.
Цели:
- Ориентация учащихся в целях занятия;
- знакомство с участниками;
- установление групповых норм;
- создание рабочей атмосферы в классе.
Упражнения | Содержание | Цель |
Слово ведущего. | Знакомство с классом, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе. | Знакомство, ориентация участников в целях занятий, установление групповых норм, создание рабочей атмосферы в группе. |
Упражнение “Снежный ком”[2]. | Первый участник называет свое имя, следующий – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д. | Сформировать и закрепить норму общения в группе (по именам), установить равенство позиций. |
Упражнение “Интервью в парах”[2]. | Разбить участников на пары (лучше с малознакомыми партнерами). За 10 минут необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим. | Развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга. |
Упражнение – разминка “Черные шнурки”
(чтобы взбодрить группу) [1].
|
Участники сидят в кругу, ведущий (у него нет стула), называет какую-то деталь (например: “У кого в одежде есть белый цвет?”, “Кто любит сладкое?” и т.п.). Участники, у которых есть эта деталь, должны поменяться местами, а ведущий пытается занять свободное место. Водит тот, кому не досталось стула. | Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы, эмоциональная разрядка. |
Упражнение “Что изменилось” (как вариант упражнения “Черные шнурки”, если группу нужно успокоить). | Участники разбиваются на пары, внимательно осматривают друг друга, делая мысленную фотографию. Повернувшись спиной друг к другу, меняют что-то в своей одежде, внешности. Повернувшись, ищут изменения. | Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы, эмоциональная разрядка. |
II этап. “Учимся общаться”.
Цели:
- Создание дружеской атмосферы взаимопомощи;
- доверия;
- доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом в классе.
Упражнения | Содержание | Цель |
Упражнение “Взгляды” [2] (прим.: обязательна рефлексия упражнения). | Ученики сидят напротив друг друга. Все закрывают глаза, по команде ведущего открывают и пытаются установить с кем-то из группы контакт глазами. | Определение уровня развития личных контактов в группе, развитие навыков открытых, доверительных отношений, уверенности в себе. |
Упражнение “Переманивания” (вариант упражнения “Перебежчики и охранники” [2]. | Учащиеся образуют два круга – внешний и внутренний. У каждого участника из внешнего круга есть пара из внутреннего. Участник без пары должен без помощи слов переманить к себе участника внутреннего круга, чтобы образовалась пара. | Развитие навыков установления невербального контакта, открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу. |
Упражнение “Паровозики” [4] (Учитель должен обеспечить безопасность учащихся; обязательна рефлексия). Как вариант – упражнение “Слепой и поводырь” [5]. |
Ученики делятся на группы по 3 человека, встают друг за другом, держась только за локти. Глаза открыты только у третьего участника. По команде ведущего “паровозики” начинают двигаться по комнате, стараясь не сталкиваться друг с другом. Через некоторое время участники меняются местами, с тем, чтобы каждый смог побывать в разных ролях: ведущего и ведомого. | Осознание учащимися своей комфортной позиции в общении и, может быть, своих страхов в общении, развитие ответственности и доверия в межличностном общении. |
Упражнение “Кот и дом” [5] (нужны листы бумаги и фломастеры). Прим: при обсуждении разных стратегий взаимодействия важно поговорить о том, какие чувства вызывает агрессия партнера, проговорить удачные варианты решения задания. | Участники делятся на пары, договариваются, кто будет первым, кто вторым. Задание участникам № 1 в парах (слышат только они) – нарисовать дом, участникам № 2 – кота. Упражнение должно проходить в полной тишине, разговаривать нельзя. Каждая пара получает лист бумаги и один фломастер на двоих. Необходимо взять фломастер одновременно (!) обоим партнерам и выполнить полученное задание. | Осознание своих стратегий взаимодействия в общении при конфликте интересов; формирование навыков партнерских отношений, умения понимать и чувствовать друг друга. |
Перерыв – 20 мин.
III этап. “Мы – команда”.
Цели:
- Сплочение группы;
- формирование чувства команды;
- навыков взаимодействия в команде (в группе);
- формирование групповых норм партнерского общения.
Упражнения | Содержание | Цель |
Упражнение “Вавилонская башня” [5]
(нужен скотч, ножницы и стопка газет). Примечание: обязательна рефлексия упражнения. |
Группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача: за 15 минут построить башню, которая должна быть как можно выше и после постройки простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы, людей. | Формирование умения работать в команде, находить себе место в групповой работе. |
Упражнение “Сквозь кольцо” [3] При обсуждении упражнения выяснить, что помогало, что мешало выполнению упражнения. Как действовали – по плану или каждый действовал по-своему? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча? |
Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (или кольцо из веревки, проволоки). Задача участников: не разжимая рук, “просочиться” через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги. | Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции. |
Упражнение “Совместный счет” [2] | Участникам нужно совместно сосчитать до десяти, но договариваться о порядке счета нельзя, т.е. кто-то говорит “один”, другой “два” и т.д. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. | Развитие групповой сплоченности, умения координировать совместные действия. |
Упражнение “Пантомима” [5] | Класс разделить на несколько команд (по 7–8 человек), раздать карточки с заданиями (без слов изобразить паровоз; гусеницу; оркестр; Пизанскую башню; болельщиков; команду, которая выигрывает (проигрывает) и т.д., используя всех участников команды. | Развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, развитие навыков вербального и невербального общения, саморегуляции. |
IV этап. “Сплочение и доверие”.
Цели:
- Формирование доверительной обстановки в группе;
- умения координировать совместные действия (упражнения в русле телесно-ориентированного подхода).
Упражнения | Содержание | Цель |
Упражнение “Скалолаз” [2] | Участники встают в плотную шеренгу,
создавая “скалу”, на которой “торчат выступы”, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего – пройти вдоль этой “скалы”, не упав в “пропасть”, т.е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Проведение упражнения удобнее всего организовать в форме цепочки – участники с одного конца “скалы” поочередно перебираются к другому, где вновь “встраиваются” в нее. |
Развитие навыков телесного контакта и пластики движений; развитие навыков невербальной коммуникации и координации совместных действий. |
Упражнение “Передача движений” [2] | Участники встают в круг в затылок друг
другу, чтобы расстояние между ними было 30 – 40
сантиметров, закрывают глаза. Водящий начинает
совершать какое-либо движение, аккуратно касаясь
при этом руками спины, плеч, головы или шеи
стоящего впереди участника (массирует ему плечи,
постукивает пальцами вокруг позвоночника и т.д.),
тот делает такое же движение, касаясь следующего
и т.д., пока движение не прошло полный круг. После
этого водящим становится следующий участник,
пускающий по кругу очередное движение. Когда в
роли водящего побывала половина участников,
ведущий дает команду повернуться кругом, и
оставшиеся водящие передают движения в обратном
направлении. Для выполнения упражнения лучше
расставить участников таким образом, чтобы
чередовались юноши и девушки.
|
Развитие телесной чувствительности, сплочение группы, развитие эмпатии участников. |
Упражнение “Круг доверия” (“Восковая
палочка”) [5] Прим: Обязателен обмен впечатлениями после “качания” каждого участника. |
Участники разбиваются на группы по 8–9 человек, желательно равное количество юношей и девушек. Группа встает в тесный, плотный круг, держа руки ладонями вперед на уровне груди. Диаметр круга около 1,5 метра. Водящий в центре круга расслабляется и начинает свободно падать вперед или назад на руки стоящих вокруг участников. Их задача - мягко ловить его на руки (с опорой на плечи) и легко отталкивать от себя, так, чтобы он начал падать в другую сторону. Желательно, чтобы в середине круга побывал каждый участник. | Упражнение стимулирует развитие взаимного доверия участников, развивает умение расслабляться, снимать напряжение, создает возможность для тактильного контакта. |
V этап. “Завершение занятия”.
Итоговая рефлексия участников.
Литература.
- Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
- Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.
- Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.
- Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003.