Начальная школа
-
Урок русского языка "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2007
Урок русского языка во 2-м классе. Групповая форма работы на уроке – одна из самых продуктивных форм организации учебного процесса, направленная на сотрудничество, воспитание успешного ученика, способного учиться и учить. Она позволяет использовать потенциал каждого ребёнка: в полном объёме задействует сильного, слабым даёт возможность попробовать свои силы и утвердиться в себе, своих знаниях; снижает школьную тревожность.
-
Конспект урока по математике в 1-м классе на тему: "Состав числа 7" 2007
Данный урок по математике проведён в первом классе по программе "Учебно-методический комплект "Гармония". На нём продолжилось целенаправленное формирование умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Приоритетом является самостоятельная деятельность учащихся в усвоении нового материала.
-
Анализ результатов экспериментальной работы: параметры оценивания творческих литературных работ учащихся 2007
В ходе изучения результатов экспериментальной работы школы (по теме "Язык как ключ к пониманию культуры") проведено исследование творческих работ учащихся 4-х классов (сочинение сказки по данному началу), для чего использовались элементы литературоведческого анализа: а) характеристика героев (наличие активных второстепенных героев, количество черт характера героев, количество указаний на их переживания); б) применение различных литературных приемов для усиления выразительности текста.
-
Межпредметный (логика + русский язык) факультативный курс "Понятие и его определение" в 4-х классах начальной школы 2007
Многие изучаемые в начальной школе понятия проходят лишь первую стадию формирования: накопление наблюдений, выделение некоторых существенных признаков и их первичное обобщение. Дети не учатся самостоятельно формулировать определения. Здесь представлена программа и конспекты двух (из 10) уроков факультативного авторского курса "Понятие и его определение", знакомящего учащихся 4-го класса с некоторыми элементами логики: понятие, его объем и содержание, отношения между понятиями, род, вид, правила формулировки родовидового определения понятия.
-
Знакомство с комическими приёмами, используемыми в детских юмористических произведениях 2007
На уроках литературного чтения и на занятиях литературного кружка проводится работа по ознакомлению учащихся с комическими приемами, так как ребятам этот вид деятельности по силам и вызывает большой интерес (что традиционно остаётся вне программы начальной школы по литературному чтению). Приводим конспекты уроков внеклассного и классного чтения в 3-м классе (учебник Е.И. Матвеевой "Литературное чтение"), где дети на примере изучаемых в рамках программы произведений знакомились с некоторыми литературными комическими приемами.
-
Структурно-семантический анализ однокоренных слов (из опыта работы по формированию представления о корне как о значимой части слова) 2007
Работа по изучению морфемного состава слова начинается с корня, который является наиболее зримой и понятной детям частью слова. Важно, чтобы учащиеся поняли, что именно в корне спрятано основное значение слова. Здесь описаны некоторые приемы и система заданий, позволяющие привлечь внимание учеников 2–4-х классов к значению корня и осознать структурно-семантическую связь однокоренных слов, расширить и углубить словарный запас детей, развить их орфографическую зоркость.
-
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: "Вода-путешественница" 2007
Урок окружающего мира в 4-м классе формирует понятие о круговороте воды в природе.
-
Урок русского языка в 3-м классе (1–4) на тему: "Имя прилагательное. Развитие речи (сочинение "Весна")" 2007
Урок развития речи способствует: обобщению знаний об имени прилагательном, опираясь на работу детей в парах, автоматизации навыков написания окончаний имен прилагательных, формированию умения выражать свои мысли точно, правильно, ярко, используя опорный конспект, углублению представлений о признаках весны.
-
Взаимосвязь учителей французского и русского языков при ознакомлении учащихся 1-го класса с грамматическими и синтаксическими понятиями 2007
В статье описывается взаимосвязь лингвистической работы, проводимой на уроках французского и русского языков. Сделан акцент на опору детей на собственный речевой и учебный опыт в родном языке, на выявление общности и различий фонетических, лексических, грамматических и других явлений родного и иностранного языков. Приводится конспект фрагмента урока французского языка в 1-м классе по теме "Изменение слова-действия (глагола) по лицам и числам".
-
Разработка урока по русскому языку. 4-й класс 2007
Урок русского языка в 4-м классе с использованием приемов театрального искусства.
-
Урок математики в 3-м класе по теме: "Решение задач на движение" 2007
Цель урока - закрепить навыки решения задач на движение. Урок проходит в форме путешествия по сказочной стране цифр, что способствует повышению активности учащихся и развивает интерес к предмету.
-
Они спешат нам на помощь 2007
Современный город трудно себе представить без служб спасения, которые несут свою службу днем и ночью и готовы прийти нам на помощь в любую минуту. Что это за службы, когда они приходят нам на помощь, каково их назначение и функции? Мы решили более подробно узнать об этом на уроках окружающего мира и ОБЖ, так как дети, как и взрослые, часто бывают заложниками каких-либо чрезвычайных ситуаций. Итогом наших исследований, поисков, экскурсий стал проект о службах нашего города, который называется "Они спешат нам на помощь". А продуктом проекта стали стихи, плакаты, памятки, макеты, работы из конструктора Лего, сделанные руками самих ребят.
-
Урок чтения в 3-м классе по теме: "Легкий хлеб" (белорусская сказка) 2007
Литература сегодня и как факт духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником духовной жизни людей. На уроках чтения научившиеся читать дети должны научиться полноценно воспринимать художественный текст.
-
Открытый урок по русскому языку в 3-м классе по теме: "Имя числительное" (по системе Л.В. Занкова) 2007
Урок в системе развивающего обучения Л.В. Занкова направлен на достижение основной цели системы – всестороннго развития учащихся. Урок русского языка в 3-м классе по теме "Имя числительное" является введением в новую тему. Перед ним определены задачи: побудить учащихся к активности, к самостоятельному творчеству, к реализации индивидуальных возможностей учеников. Задания разноуровнего характера призваны вовлечь детей в практическую поисковую деятельность, где они становятся субъектами учебного процесса.
-
Причины неуспеваемости младших школьников 2007
До сих пор одним из самых "больных" мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе.
-
Урок русского языка в 4-м классе (1–4) по учебнику А.В. Поляковой "Русский язык" 2007
Одной из особенностей занковского урока является то, что процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик сам добывал новое знание, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Занковские учебники насыщены проблемными вопросами. Чтобы ответить на них, урок ведётся в форме дискуссии. Ученики соглашаются и не соглашаются с мнением товарищей и даже с мнением учителя. Они спорят, отстаивают и аргументируют свою точку зрения. Дети не боятся ошибаться. Они активны и заинтересованы на уроке. Сказанное означает, что учитель осуществляет проблемное знание, организует исследовательскую деятельность детей на материале русского языка и тем самым формирует интерес к предмету и развивает учащихся.
-
Разработка урока по окружающему миру с использованием ЦОР "Охрана животных". 2-й класс 2007
Задачей урока является обобщение полученных знаний о классах животных, воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле. Завершается большой разговор о животных знакомством с Красной книгой, в которую занесены редкие и исчезающие животные. Для урока выбрана технология игры-путешествия. Детям этого возраста свойственно играть, быть ее участниками. Знания, полученные через игру, останутся в памяти надолго. В ходе урока реализуется система компьютерного мониторинга образовательного процесса. Использование компьютера делает урок более интересным и увлекательным. Учителю легче и быстрее донести до детей необходимую информацию.
-
Интегрированные уроки в начальных классах 2007
Цель интегрирования уроков с применением знаний природоведческого содержания – обучение учащихся умениям самостоятельно использовать знания разных дисциплин при решении новых вопросов и задач, а также для формирования природоведческих представлений и понятий и правильного отношения к окружающей природной среде. Предлагаемая разработка интегрированного урока по окружающему миру и ОБЖ составлена по развивающей системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
-
Склонений три. А спряжений? Русский язык. 4-й класс. М.С. Соловейчик 2007
На уроке русского языка в 4-м классе использована технология проблемного обучения. Ученики, в результате диалога с учителем и наблюдения за изменением окончаний глаголов, открывают "новое" знание и отвечают на вопрос, поставленный в теме урока.
-
В мире русских и английских народных сказок 2007
Исследование посвящено анализу и сравнению двух сказок о животных – русской народной сказки "Волк и козлята" и английской народной сказки "Волк и три котёнка". Выполнение поставленной цели – сравнение русской народной и английской народной сказок о животных – началось со знакомства с историей сказок: определения жанра, собирания и изучения сказок, с их классификации. Для наглядного показа общих и отличительных черт сказок были поставлены детьми кукольные спектакли этих сказок на русском и английском языках перед учащимися и учителями школы. Таким образом, исследование было связано с различными предметами: литературное чтение с литературой (написание пьес и их постановка, глубокий литературный анализ сказок, работа над выразительностью речи), с английским языком (английская народная сказка поставлена на английском языке), с изобразительным искусством (рисование декораций, создающих зрительные образы спектаклей).
-
Устный журнал "Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!" 2007
Страницы устного журнала помогут вспомнить о профессиях, узнать побольше о них.
-
Тема урока: "Подготовка к действию умножения" (по системе Л.В. Занкова). 2-й класс 2007
Урок математики во 2-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова создает условия, необходимые для изучения действия умножения, а именно: происходит работа над вычленением сумм с равными слагаемыми.
-
Разработка урока по окружающему миру по теме: "Почвы". Самоанализ урока 2007
Разработка урока по окружающему миру в 5-м классе. На примере природы родного края учащиеся узнают о свойствах и составе почвы. Тем самым развивается навык наблюдения, работы с планом, ассоциативно-образное мышление. В приложении приведен подробный самоанализ урока.
-
Интегрированный урок литературы по рассказу А.И. Куприна "Слон" (4-й класс, программа "Школа-2100") 2007
Работа строится на основе прочитанного материала. Применяются различные методы и виды работы с литературным текстом; сочетается индивидуальная и коллективная деятельность. На уроке используются материалы и знания по различным предметам: природоведению, математике, музыке, изобразительному искусству, русскому языку, психологии. Содержание урока направлено на воспитание активной жизненной позиции, доброты, гуманного отношения друг к другу.
-
Урок литературного чтения по теме: "Приемыш" Д.Н. Мамина-Сибиряка 2007
Урок проведён в 4-м классе (1–4) по учебнику Горецкого, Климановой "Родная речь" (книга 3, часть 1). Это второй урок по произведению Мамина-Сибиряка. На нём совершенствовались навыки чтения, развивалась память, творческие способности учащихся, воспитывалось чувство сопереживания, доброты, понимания глубины произведения и чувство прекрасного.
-
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе 2007
В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя. Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока.
-
Разработка урока по чтению на тему: "Л.Н. Толстой. Детство (отрывок из повести)" (по программе "Школа России") 2007
Данный урок знакомит учащихся с краткой биографией писателя Л.Н.Толстого, историей появления повести "Детство" как одной из задуманных четырёх частей романа "Четыре эпохи развития". В процессе подготовки к данному уроку учащиеся повторяют ранее изученные рассказы и басни писателя, готовят выставку книг с его произведениями и краткими аннотациями к ним. Познакомившись с отрывком из повести, дети анализируют его содержание, основываясь на чувственном восприятии текста, приходят к выводу, что все произведения Л.Н. Толстого учат только добру.
-
Развитие мышления детей в период подготовки их к обучению в школе 2007
Я работаю по системе "Школа России". Она имеет свои достоинства и недостатки. Главный недостаток – минимальное количество и неправильное применение заданий, направленных на формирование мыслительных операций, на развитие положительных качеств мышления на уроках математики. Для того чтобы на уроках применять задания развивающего характера, учителю необходимо сначала научить детей видеть сходства и различия, уметь группировать, классифицировать конкретные предметы. Эту работу я начинаю с детьми, когда они посещают занятия по подготовке их обучения в школе. Рекомендую эту методику учителям, работающим, как и я, в сельской глубинке.
-
Литературно-воспитательное развлечение "Праздник вредности" (по мотивам "Вредных советов" Григория Остера) 2007
Литературно-воспитательное развлечение по мотивам “Вредных советов” Григория Остера с целью расширить литературный кругозор детей, побудить их творческие способности и предложить детям сочинить свои “вредные” советы, а также познакомить с весёлыми стихами разных авторов воспитательной направленности.
-
Возможности уроков "Окружающего мира" для создания интереса к изучению предметов 2007
В статье идет речь о методике работы над исследованиями окружающего мира на уроках и занятиях кружка "Я – исследователь". Автор показывает организацию коллективных и индивидуальных работ. Предлагается фрагмент урока по "Окружающему миру" по теме: "Знакомство с методами исследования. Исследовательская работа "Коррозия металлов". Урок построен в форме лаборатории. Ученикам предлагается стать на время учеными и разработать методы исследования. Дети изучают открытыми методами результат взаимодействия железа с воздухом и водой и учатся активно отдыхать с помощью "учебной гимнастики". Автор уверен, что именно исследовательская работа школьников помогает им проявить свою индивидуальность.