Формирование творческой личности школьника через урок и домашнее задание

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является творческая познавательная активность.

Одной из главных задач учителя начальных классов является раскрытие творческих способностей младших школьников и их развитие в процессе обучения, и воспитания.

Каждый ребенок хочет играть, рисовать, лепить, творить т.е. жить творчески. На своих занятиях пробуждаю заложенное творческое начало, учу трудиться, помогаю понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни.

Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов через творческую деятельность.

Творчество – это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ученик воображает, комбинирует, изменяет, создает такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел.

Развитие творческих способностей происходит через:

  • умение переводить идеи в образы;
  • развитие воображения и фантазии в определенной ситуации;
  • использование приема “мозгового штурма” для развития беглого мышления;
  • умение среди множества ответов и решений находить нужные;
  • развивать оригинальность мышления;

За время педагогической деятельности изучила новаторский опыт Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, В.Ф.Шаталова, И.П.Волкова, простроила алгоритм развития творческих способностей у детей.

Ребенка нельзя развивать в одном направлении. Его надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытым, может быть очень глубоко, способностям. Осуществить это можно только в процессе обучения под руководством взрослых.

В первую очередь освободила себя от скованности педагогического мышления – раскрыла свои способности, изучила и поняла “творческий опыт”.

Развитие творческих способностей реализую через уроки, через интересные домашние задания, через работу клуба “Летописец”.

Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения.

На уроках русского языка использую игры со звуковыми подражаниями. Игра “Волшебное зеркальце”. Учитель говорит: “Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори! Встану я перед тобой, повторяй-ка вслед за мной”. Ребята повторяют за учителем звуки, слоги, слова. Так проходит фонозарядка. Здесь же можно использовать задания “Подскажи словечко”, “Эхо”. В завершении урока предлагаю ребятам в качестве домашнего задания самостоятельно подготовить игру “Волшебное зеркальце” на следующий урок.

Дети перечитывают множество занимательного материала, идут в библиотеку, сидят там часами, выписывают необходимый материал, привлекают родителей или сами (у кого есть возможность) набирают на компьютере, составляют карточки, эмблемы.

В нашем классе принято называть не урок чтения, а урок литературы. Мы очень много рассуждаем, мыслим, излагаем мысли в сочинения, рисунки. Изучив тему “Авторские сказки”, решили написать свои сказки. Многим ребятам захотелось использовать свои возможности в написании сказок. Прослушали несколько сказок, проанализировали их. Несколько ребят нарисовали иллюстрации к творениям других ребят. В результате получили собственный сборник “Авторские сказки” нашего класса. Конечно же, во многом помогали родители, отредактировали материал и с удовольствием создали чудо-сборник.

Также созданы сборники по “Окружающему миру” - “Улицы нашего города”, “Природные зоны Красноярского края”. Каждый ребенок защищал свой проект.

Актуальность моих уроков заключается в создании для детей состояния комфортности, открытости, снятия страха перед совместной учебной работой, готовность включиться в сотрудничество с учителем, родителем, одноклассником, ожидание и эмоциональная готовность к взаимодействию.

Творческие способности развиваю через совместную деятельность детей и родителей в клубе “Летописец”.Дети учатся общаться, открывать свои способности, овладевать навыками проектной деятельности, учатся высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, убеждая других. Результатом такой деятельности являются проекты: “Папа, мама, я – музыкальная семья”, “Папа, мама, я – спортивная семья” и т.д. Такие формы работы возродили партнерские взаимоотношения семьи и школы, что необходимо для развития нового уровня качества в воспитании и обучении: интеллектуальный, творческий и нравственный личности.

Развитие и формирование творческой личности младшего школьника дает возможность проявлять себя в активной созидательной (креативной) деятельности.

Таким образом, в ходе своей работы развивать у учащихся способности к самостоятельности, творчеству. Они основаны на мышлении “без образца”, предполагают активность ученика в ходе рождения и постановки проблемы, а так же самостоятельный поиск его решения.