Цель урока: формирование мотивации к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Формировать теоретические и практические знания.
- Воспитывать потребность и умения самостоятельно мыслить, находить правильные ответы.
- Формировать личностные качества школьников через чувства товарищества, взаимоуважения
- Развивать у учащихся позитивное отношение к своему здоровью.
- Формировать у учащихся установку на здоровый образ жизни.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Урок окружающего мира я хочу начать со слов древнегреческого философа Сократа “Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто”.
Человек порой безжалостно относится к своему организму, загружает его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних лет все твердят о том, что тело – это помощник человека. Его нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений. И редко, когда мы слышим призыв “любите свое тело, будьте с ним в содружестве, помогайте в сохранении здоровья и молодости”
И сегодня на нашем уроке мы поговорим на тему: “Отчего мы иногда болеем”.
Но прежде чем начнем разговор, я хочу спросить, какое у вас сейчас настроение. Предлагаю определить ваше настроение с помощью цветных жетонов, если у вас хорошее настроение:
– то поднимите кружок желтый цвет;
– не очень хорошее, то поднимите красный кружок.
– Почему у тебя… не очень хорошее настроение?
(ответы детей)
2. Введение в тему.
1) Используя наши цветные кружки, предлагаю определить также и состояние вашего здоровья, если вы считаете, что вы чувствуете себя:
– хорошо, то поднимите желтый цвет;
– не очень хорошо, поднимите красный цвет.
2) Что у тебя … болит? Видимо поэтому у тебя сегодня и не очень хорошее настроение.
(Ответы детей)
3) Давайте представим, что мы абсолютно здоровы, и у нас у всех отличное настроение, как и у нашего героя Миши.
(Рисунок здорового человека)
В здоровом организме человека поддерживается порядок. Все органы работают исправно, в согласии друг с другом. Мы здоровы и счастливы. Но стоит какому-нибудь органу нарушить нормальный ритм работы, как мы чувствуем болезнь.
4) Как вы думаете, по каким признакам можно понять, что мы заболели?
(Ответы детей, стрелками фиксируются признаки болезни)
Признаки болезни:
– повышенная температура;
– вялость;
– бледность;
– рвота;
– кашель;
– чихание;
– краснота кожи;
– боль в горле;
– головная боль;
– расстройство желудка;
– утомление;
– расстройство желудка;
– насморк и др.
(Вывешивается рисунок больного человека)
– Что тогда произойдет с Мишей?
(Он заболел)
– Что может, является причиной заболевания?
(Около мальчика ставится вопрос)
(Ответы детей. Микробы, бактерии, вирусы.)
– Одной из причин бывают микробы.
(Вывешивается таблица микробы)
Вокруг нас повсюду есть микробы. Беда наступает, когда возбудители болезней попадают в организм человека и размножаются там.
– Что такое микробы и как они влияют, на наш организм, узнаем из учебника.
(Чтение о микробах с. 50)
Болезни могут вызывать не только одноклеточные животные и бактерии, но и вирусы. Они легко переносятся от человека к человеку по воздуху, распространяя заразные болезни среди многих людей.
– А что защищает нас от бактерий?
(Таблички с названиями: белые кровяные клетки, кожа)
Они защищают человека, убивают болезнетворных микробов.
Признаки заболеваний, которые мы с вами вывели, могут поразить организм человека, в том случаи, когда защита организма ослаблена.
3. Работа по рисункам.
А теперь предлагаю рассмотреть первую серию рисунков.
Подумайте и скажите, как можно уберечься от болезней?
И выведите правила здорового поведения?
Вывод:
– смотреть телевизор на допустимом расстоянии;
– одеваться по погоде;
– заниматься зарядкой, закаливанием;
– заниматься спортом;
– регулярно делать прививки.
(Одновременно вывешивать таблички, которые показывают путь выздоровления больного ребенка)
Рассмотрите следующую серию рисунков.
Одним из признаков заболевания мы назвали высокая температура. Определите, что рекомендуют врачи предпринимать при высокой температуре?
(Вывешивается рисунок врача, слова
с рекомендациями
идут от врача к больному человеку)
Вывод:
– принимать аспирин;
– пить больше чай с лимоном т.к. в нем витамин “С”, придаст новые силы, вызовет потоотделение и ускорит выведение вредных веществ через кожу;
– обратиться к врачу.
(Одновременно вывешивать таблички,
которые показывают путь выздоровления
около больного ребенка, заменяя их на признаки
болезней)
4. Физкультминутка.
Предлагаю сделать профилактику нашему организму и немного отдохнуть.
Даже если мы будем вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендации врачей, мы не можем быть уверены, что вновь не заболеем инфекционными, простудными заболеваниями.
Однако есть болезни, которые опасны только один раз.
Прочитайте слова.
– На какие две группы можно распределить их.
Грипп, ветрянка, корь, ангина, ОРЗ, краснуха.
Оказывается, во время этих болезней (ветрянка, корь, краснуха и др.) наш организм обучается обезвреживать их возбудителей. Во второй раз заражения не происходит. Эта способность организма называется иммунитетом.
Иммунитет – это невосприимчивость к болезням.
Оказывается, если здоровому человеку сделать прививку – ввести в организм ослабленный возбудитель – у него тоже выработается невосприимчивость к этой болезни.
Сделаем вывод: если человек будет вести здоровый образ жизни, то у него малая вероятность заболеть инфекционными заболеваниями. Но, если он заболеет, тогда выполняя рекомендации врачей, ежегодно делая прививки, он сможет быстро выздороветь.
Случается в жизни и так, что кто порезал палец, ушиб коленку, тогда говорят, что произошла травма.
– А какие виды травм вы ещё знаете?
(Ответы детей, порез, ожег, перелом, вывих, растяжение, ушиб, соринка в глазу и т.д.)
– Где можно получить данные травмы?
– Сегодня на урок я принесла предметы, какие это и для чего они? (Бинт, зеленка, йод, лейкопластырь, дощечки)
– Кто из вас умеет оказывать первую помощь при травмах?
5. Самостоятельное применение знаний.
Разбейтесь по пятеркам, определите, кто у вас будет пострадавший, окажите ему медицинскую помощь, используя данные предметы, а экспертом будет Анна Карловна, школьный врач.
1 группа – у вашего пострадавшего порез пальца.
2 группа – у вашего пострадавшего перелом руки.
3 группа – у вашего пострадавшего перелом ноги.
4 группа – у вашего пострадавшего травма головы.
5 группа – у вашего пострадавшего порез ладони.
– Кто остался без группы работаем со мной: у нашего пострадавшего перелом бедра.
– Как вы думаете, зачем надо оказывать первую медицинскую помощь и насколько это важно?
6. Итог урока.
– Что взяли для себя из этого урока?
7. Оценивание работы на уроке.
1. Подведите итоги своей работы, если вы считаете, что работали на уроке:
– отлично поднимите желтый жетон;
– хорошо поднимите красный жетон.
2. Наш урок я начинала с того, что спросила, какое у вас в начале урока настроение, сейчас я думаю, что очень интересно посмотреть, как вы оцените свое настроение к концу урока:
– если у вас настроение хорошее поднимите желтый цвет;
– у кого не очень хорошее настроение, поднимите красный цвет.
Почему у тебя стало (осталось) не очень хорошее настроение?
8. Домашняя работа. § 13, вопросы.