Нетрадиционный урок русского языка по теме: "Урок-путешествие на остров парных согласных". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: Написание слов с парными согласными на конце слова

Цели:

  • закрепить знания учащихся о правописании парных согласных; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • формировать умение на практике применять правила; развить интерес к русскому языку через игровую форму обучения; обогатить словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
  • развивать положительное отношение к учебе;
  • воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.

Оборудование:

  • таблица "Парные звонкие – глухие согласные";
  • таблица "Сиди правильно";
  • карта путешествия;
  • карта полушарий;
  • слова – опоры;
  • тетради по чистописанию;
  • карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях учителя школы, и мы должны им показать, чему вы научились за это время. На уроке вы будете выполнять различные задания, давать полные правильные ответы, не забывать о том, что писать надо красиво и грамотно, внимательно слушать учителя и помогать друг другу в трудных ситуациях. Помните пословицу: "Дерево держится корнями, а человек – друзьями".
Сели правильно, проверили, все ли готово к уроку из учебных принадлежностей.
Сегодня мы продолжим путешествие по океану орфографических знаний. Отправляясь в путешествие, мы должны определить вид транспорта: отгадайте слово на игровом поле по шифру: Г1, Б4, А2, В3, А4 (вывешивается таблица – рисунок 1). Итак, это шхуна – двухмачтовое судно с косыми парусами.

II. Фронтальная работа с классом

Запись даты, вида работы. Знакомство с новым словарным словом.

– Запишите с красной строки с большой буквы слово океаны, в корне которого надо запомнить правописание безударной гласной О в первом слоге и безударную Е во втором слоге.

,

– Составьте предложение с этим словом.

Запись: "Вода в океанах соленая."

Учитель: Слово "океан" означает беспредельное водное пространство, без конца, без границ. Древние греки писали слово океан с большой буквы, считая его великим божеством, коварным и злым. Зато дочери океана – реки, которые текли по суше, – считались добрыми, ведь их вода в отличие от морской и океанской – не соленая, а пресная, годная для питья.

III. Чистописание

– Перед отплытием надо пройти таможенный досмотр. Вы должны приготовить документы и заполнить их чисто и аккуратно.

(Работа в тетрадях по чистописанию).

IV. Устная работа с классом

– Поднимаясь на борт корабля, необходимо предъявить билет. Сейчас каждый из вас вытянет свой билет и, если правильно выполнит задание, станет пассажиром на нашем судне.

(На карточках – слова с пропущенными парными звонкими – глухими согласными. Дети должны объяснить, какую букву нужно вставить и почему).

V. Лексико-орфографическая работа (словарь)

– Отправляясь в далекий путь, необходимо запастись провизией, в том числе и богатыми витаминами овощами.
Кто знает отгадку, поднимает руку и проговаривает слово. Записываем:

  • Этот овощ получил свое название за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым;
  • Огородное растение с крупными семенами – горошинами;
  • Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что означает голова;
  • Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком;
  • Этот овощ был завезен из Южной Америки, клубни его похожи на гриб трюфель, как и трюфель, он растет в земле;
  • Про этот овощ сложена загадка: "Красна девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали".

Ответы: огурец, горох, помидор, картофель, морковь, капуста.

– Подчеркните опасные места, поставьте ударение. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?

Вывод:

– Итак, наш путь лежит на остров парных согласных, которым руководит Господин Гласный. Давайте вспомним эти пары. (Дети хором читают пары). Ребята! Вспомните правило проверки парных согласных по звонкости-глухости, если они находятся на конце слова.

VI. Фронтальная работа по вариантам

– Но вот первое препятствие: коралловые рифы. Чтобы их преодолеть, надо правильно выполнить задание по карточкам. (Дети вставляют пропущенную букву и рядом пишут проверочное слово).

VII. Индивидуальная работа у доски:

-орт
-очка
у-и
у-очка
ко-а
со-а
-орт
-очка
у-и
у-очка
ко-а
со-а

VIII. Физкультминутка

IX. Выборочный диктант

– Внимание! Впереди – Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? Я буду читать предложения, а вы находить слова с парными согласными, требующими проверки:  полосатый краб, белый парус, песчаный пляж, колючий ерш, пятнистый осьминог, скалистый берег, много медуз, дружный экипаж.

– Какие способы проверки парных согласных на конце слова вы знаете?

X. Проверка знания орфографии

– А вот перед нами мыс Безграмотландия. Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Чтобы не остаться здесь, вы должны доказать, что хорошо знаете правила орфографии. Найдите ошибки и правильно запишите предложение:

Пушыстый рыжый катенок Васька спит удвери.

– Какие правила здесь нарушены? Найдите основу предложения.

XI. Гимнастика для глаз

– Смотрим вдаль – близко (имитация движений). Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров? (В разных углах класса развешены фигурки морских обитателей. Дети по описанию находят их местоположение).

XII. Коллективная работа по вариантам

– Чтобы увидеть желанный остров, надо подняться на мачту и оттуда определить, где находится остров. А чтобы добраться до мачты, мы должны подобрать однокоренные слова.

  • I вариант: к слову море,
  • II вариант: к слову мороз.

– Чем мы сейчас занимались? (Мы образовывали новые слова и разбирали их по составу).
– Что такое корень слова?
– Как можно назвать записанные слова?

XIII. Устная работа с классом

– Мы приближаемся к острову парных согласных. Жители острова хотят проверить ваше умение понимать язык этой страны. Для этого надо восстановить буквенный облик слов, переводя текст с фонетического на обычный. Нам потребуются переводчики.

На доске:

Слышим

дуп

сат
йош
глас

Пишем

Дети по желанию выходят к доске и пишут слова.

XIV. Работа с деформированным текстом

– И вот последняя остановка. Надо правильно сделать запись в бортовом журнале.

На доске запись:

дну, морскому, плывет, по, краб.
водой, чайки, над, летают.

XV. Подведение итогов урока

– Вот мы и добрались до острова парных согласных. Господин Гласный благодарит вас за проделанную работу. Вы показали, что многое знаете и умеете. Вы – единая команда, и в вашем единстве – сила. А на наш борт пришла телеграмма. Расшифруйте ее!

14 16 13 16 5 24 29

(По алфавиту дети разгадывают слово – молодцы!)