Путешествие по книге А.М. Волкова "Волшебник Изумрудного города" (уроки с элементами позиционного обучения)

Разделы: Начальная школа


Цель: прививать детям интерес к чтению литературных произведений, продолжать учить детей внимательно читать книги, развивать творческие способности детей.

Для успешного проведения уроков необходима предварительная работа:

1. Задание на зимние каникулы: прочитать сказку А.М.Волкова “Волшебник Изумрудного города”.

2. За неделю до проведения весь класс по жребию разбивается на 4 группы. Дети выбирают капитана, художника, писателя, чтеца. Придумывают название своей команды, рисуют эмблему.

3. Даются следующие задания:

  • художники выполняют иллюстрацию к любому фрагменту сказки;
  • писатели составляют описание любого неглавного героя;
  • чтецы готовят выразительное чтение отрывка, данного учителем (отрывок держится в секрете от других групп);
  • командиры с другими членами группы должны внимательно изучить вступление к сказке, титульные листы принесенных книг.

4. Предложить всем желающим нарисовать иллюстрации и сделать описание неглавного героя.

Дети должны двигаться, иначе путешествие покажется скучным, долгим и нудным. Поэтому в план урока включены перемещения по классу, игры.

Оформление: выставка книг А.М.Волкова; иллюстрации детей к сказке; на партах у детей книга, которой пользуются во время урока.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

Дети работают по группам, совещаются и записывают ответы. Капитаны проверяют и сдают листочки с ответами. Работы обсуждаются, выясняется, какая группа дала наиболее точные ответы.

– Запишите, пожалуйста:

1. Автора книги “Волшебник Изумрудного города” (не забудьте написать отчество).
2. Художника, который иллюстрировал все книги А.М.Волкова.
3. Художника, который иллюстрировал вашу книгу.
4. В каком жанре написана книга?
5. Сколько продолжений написал автор? Назовите эти повести при обсуждении.
6. Имена главных героев сказки. (Элли, Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Лев.)

II. Путешествие по сказке

Часть первая. Дорога из Желтого кирпича.

– Как Элли попала в Волшебную Страну? (Ураган перенес домик.)

– Представьте, что ураган поднялся у нас, подхватил ваши группы и перенес на место группы …

Дети меняются местами, двигаясь как в урагане: крутятся и вертятся.

– Прежде, чем начать наше путешествие, давайте вспомним, что же мы знаем о Волшебной Стране?

Устные ответы детей, каждая группа отвечает по очереди.

1. В какую страну попала Элли после урагана? (Жевунов)

2. В каких странах правили волшебницы, назовите их имена и имена жителей этой страны.

(Желтая страна, Виллина (добрая).
Розовая страна, Стела (добрая), Болтуны.
Голубая страна, Гингема, Жевуны.
Фиолетовая страна, Бастинда, Мигуны).

– Постарайтесь изобразить жителей каждой страны.

3. Которая из волшебниц встретила Элли? Кого раздавил домик Элли? Почему это случилось?

4. Почему Элли не могла сразу вернуться домой? Прочитайте, что сказала волшебница Виллина?

5. Кто такой Гудвин? Прочитайте.

Вопросы на внимательное прочтение:

1. Кого совсем не было в стране Гудвина? (Собак)

2. Кто назвал Элли “Фея убивающего домика”? (Прем Крокус)

– Жители страны Жевунов праздновали освобождение от злой волшебницы… Гингемы. Было много… танцев. Давайте и мы потанцуем.

Звучит музыка, дети танцуют. После танцев начинаем шагать по Желтой дороге – группами построились “паровозиком”, прошагали вокруг класса и сели на свои места.

– Начав свое путешествие, Элли нашла много друзей. Давайте поговорим о них.

Страшила.

  1. Назовите самое заветное желание Страшилы. (Иметь мозги)
  2. Почему Страшила ничего не знал? (Сделали только вчера)
  3. Отличительная черта характера Страшилы. (Вежливость)
  4. Кто сделал Страшилу? (Фермер)
  5. Кто предложил назвать соломенного человека Страшилой? (Гость фермера)

Железный Дровосек.

  1. Как Элли, Страшила и Тотошка нашли Железного Дровосека? (Услышали в лесу стон)
  2. Прочитайте описание Железного Дровосека.
  3. Расскажите, как спасали Железного Дровосека? (Элли смазывала маслом, Страшила поворачивал: шея, руки; потом Дровосек “лечился” сам)
  4. Назовите заветное желание Дровосека. (Иметь сердце)
  5. Сколько он простоял в лесу? (Год)
  6. Кто превратил Дровосека в Железного и при помощи чего? (Гингема, топора)

Трусливый Лев.

  1. Как Лев старался скрыть свою трусость? (Нападал на слабых)
  2. Прочитайте объяснение Льва, почему он трус.
  3. Назовите заветное желание Льва. (Получить немного смелости)

– Вот мы и познакомились с героями сказки, узнали об их заветных желаниях. Покажите, как шагал Страшила по дороге, как начал двигаться Железный Дровосек после года стояния в лесу, как рычал Лев от страха, и как он трусливо прятался.
На пути к Изумрудному городу наших героев подстерегали опасности. Сейчас ребята каждой группы прочитают диалоги героев, а соперники расскажут, какие трудности подстерегали друзей, и как они с ними справились.

Представитель каждой группы (чтец) читает заранее подготовленный диалог:

  1. О людоеде.
  2. О саблезубых тиграх.
  3. О переправе через реку.
  4. О коварном маковом поле.

Следующая группа по очереди пересказывает события главы. Книгой, конечно же, можно и нужно пользоваться. Обратить внимание ребят, как иллюстрация помогает пересказывать текст.
После ответа каждой группы проводится игра:

  • “Переход через ров”: дети строятся “паровозиком” по группами, кладут руки на спину впереди стоящего и начинают идти по линии – не оступись.
  • “Кто дальше прыгнет”: прыгает каждый член команды, для зачета выбирается самый лучший прыжок. Дети показывают, как плыл лев, как летел аист.
  • “Спасение льва”: выбирается Лев, остальные члены группы его “спасают” (несут), кто быстрее.

– Иллюстрации помогли вам пересказывать текст. А теперь рассмотрим ваши рисунки.

Проводится краткая беседа по рисункам детей. Затем ребята выбирают по одному рисунку (автор обязательно из другой группы) и находят в тексте сказки подпись к нему.

– Ребята, пролистайте книгу, найдите место в сказке, которое соответствует рисунку, и прочитайте отрывок.

– Путешествие продолжается. Наши друзья отправляются в Изумрудный город. Взялись друг за друга (по группам), присели и пошагали в Изумрудный город (на следующее место).

Часть вторая. Великий и Ужасный.

– С прибытием в Изумрудный город! Что же случилось с героями в этом городе?

1. Чем поразил друзей Изумрудный город? (Зелеными очками)

2. Расскажите, как друзья докричались до солдата Дин Гиора, почему он сразу их не услышал? (Солдат отвлекся от своей бороды, услышав рев Льва)

3. Кто привел друзей во Дворец? (Страж ворот – Фарамант)

4. В каком виде принимал Гудвин друзей? (Элли – Живая Голова, Страшила – Морская Дева, Железный Дровосек – Чудовище, Лев – Огненный шар)

Можно предложить детям следующую игру: группой проговорить, как один человек, слова Живой Головы: “Освободи Фиолетовую страну от власти злой волшебницы Бастинды!”

5. Прочитайте, почему Гудвин должен был вернуть Элли домой.

6. Что приказал Гудвин сделать Элли и ее друзьям прежде, чем исполнить их желания?

7. Расскажите, как друзья выполнили приказание. Начинает группа…, продолжает группа… (“Последнее волшебство Бастинды”)

Рассказывая, опирайтесь на ключевые слова (выписываются на доску):

Злая Бастинда (один глаз), стая волков, хищные вороны с железными клювами, свирепые черные пчелы, вооруженные Мигуны, Золотая Шапка – племя Летучих Обезьян, “Девочку нельзя трогать! Это Фея!”, серебряные башмачки, “усмирить Льва”, тяжелые дни рабства, темнота и вода, тонкая веревочка, ведро воды.

8. Расскажите, как Элли узнала о могуществе Золотой Шапки? Произнесите заклинание. (Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пукапу, трикапу, скорики, морики… Явитесь передо мной, Летучие Обезьяны)

9. Почему Гудвин не хотел встречи с друзьями? Когда он согласился на встречу?

10. Кто разоблачил Гудвина? Кем оказался Великий и Ужасный?

– Вот и узнали мы тайну Великого Гудвина. Пришло время исполнения желаний. Итак, произносим заклинание, хором, и показываем прилет обезьян. “Полетали” по классу, сели на свои места, путешествие еще не закончено.

Часть третья. Исполнение желаний.

– Наконец исполнились желания друзей Элли. Какие? Нарисуйте и опишите мозги Страшилы, сердце Железного Дровосека. Расскажите, как Лев получил смелость. Давайте поразмышляем: на самом ли деле Гудвин совершил волшебство?

– Пришло время отправляться в Розовую страну. (Дети меняются в очередной раз местами.)

1. Почему Элли пришлось туда идти?

2. Почему Элли истратила второе желание напрасно?

3. Расскажите о приключениях по пути в Розовую страну. (Наводнение, Паук, Прыгуны)

4. Какой выход из положения нашли Болтуны, когда Стела сделала их немыми?

Капитаны команд вытягивают фразу, которую вместе с командой стараются объяснить жестами:

– Дай почитать книгу.
– Я видел корову.
– Меня испугали собаки.
– После сна я сел кушать.

Ребята должны угадать смысл фразы.

5. Как распорядилась Стела Золотой Шапкой? (Исполнила желания и вернула Летучим Обезьянам; Страшилу Мудрого перенесла в Изумрудный город, Железного Дровосека – в страну Мигунов, Смелого Льва – в Дремучий лес.)

6. Как же исполнилось желание Элли? (Серебряные башмачки перенесли ее в Канзас.)

7. Как Элли распорядилась серебряными башмачками? (Никак, они потерялись во время третьего шага.)

8. Где Элли встретила Джемса Гудвина? (В цирке соседнего города.)

– Итак, Элли вернулась домой, мы тоже возвращаемся на свои места. Потихоньку, на цыпочках, чтобы не было слышно, как вы двигаетесь. Представьте, что вас переносят волшебные башмачки.

III. Итог урока

– Ребята, как вы думаете, о чем эта сказка?

– Подумайте и запишите (каждый на своем листе – индивидуальная работа) для чего Страшила мечтал о мозгах, Железный Дровосек о сердце, Лев о смелости?

После того, как дети напишут и сдадут листы с ответами, можно прочитать высказывания наших героев и побеседовать на тему “Кто из них прав?”:

Страшила: “Когда нет мозгов, тогда и сердце ник чему”.
Железный Дровосек: “Мне нужно сердце! Мозги не делают человека счастливым, а счастье – лучшее, что есть на земле”.
Лев: “Только такой трус, как я, и мог напасть на такую крошку”.

IV. Заключительное слово учителя

– Вам понравилось наше путешествие? Ребята, подумайте, посоветуйтесь, и на следующем классном часе решим, по какой книге совершим следующее путешествие.