Цели: развитие математической речи, пространственного воображения, умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения, наблюдать, сравнивать, сообщать, творческого мышления, знакомство с квадратом, с его свойствами, развитие умения находить периметр квадрата, совершенствование умения работать по алгоритму (при решении примеров), совершенствовать умение работать над задачей, пользуясь памяткой, воспитание интереса к урокам математики, товарищества, культуры общения, труда, умение анализировать свою работу.
Оборудование: план урока на плакате, на столах листы к игре “Найди фигуру”, для каждого ученика 2 листа прямоугольной формы, листок с напечатанной фигурой квадрата, фигура треугольника для творческой работы, листы с краткой записью к задаче, планы-инструкции для учащихся, код для расшифровки слова.
I. Орг.момент.
- Создадим хорошее настроение.
- Улыбнитесь друг другу, садитесь!
- Руки?
- На месте!
- Ноги?
- На месте!
- Локти?
- У края!
- Спина?
- Прямая!
II. Сообщение темы и целей.
- Тему урока вы узнаете, разгадав зашифрованное слов и выполнив математический диктант.
а) математический диктант (ответ записывают в тетради и с помощью кода расшифровывают слово)
- На сколько 30 больше 23?
- Разность чисел 68-60
- Уменьшаемое – 18, вычитаемое – 9, разность равна…?
- Сумма числе 18 и 10.
- Разность чисел 38 – 20
- Первое слагаемое – 9, второе слагаемое – 8, сумма равна…?
- Сумма чисел 27 и 9 равна…?
- Работа над новой темой.
Код к разгадке слова
7 –К 9 – А 5 – В 28 – Д |
18 – Р 17 – А 36 – Т |
- Какое слово получилось? (квадрат)
б) знакомство с темой урока, оформленной на доске, планом урока (на плакате) (Приложение № 2)
- Что вы знаете о квадрате?
- Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим сценку “Треугольник и квадрат”
III. Работа над новой темой.
а) – Давайте посмотрим сценку
“Треугольник и квадрат”
Автор
Жили были два брата: Треугольник и квадрат. Старший - квадратный, добродушный, приятный. Младший – треугольный, вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат.
Квадрат
Почему ты злишься, брат?
Автор
Тот кричит ему
Треугольник
Смотри, ты полней меня и шире. У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.
Автор
Но квадрат ответил
Квадрат
Брат! Я же старше, я – Квадрат!
Автор
И сказал еще нежней.
Квадрат
Неизвестно, кто нужней!
Автор
Но настала ночь, и к брату, младший лезет воровато срезать старшему углы.
(Треугольник подходит к квадрату и ножницами срезает у бумажного квадрата все четыре угла)
Автор
Уходя сказал
Треугольник
Приятных я тебе желаю снов! Спать ложился – был квадратом, а проснешься без углов.
Автор
Но на утро младший брат страшной мести был не рад.
Квадрат (просыпается)
- Ой, что это со мной? Кто я? Сколько углов у меня?
Я же был квадратом?
Ребята, помогите мне найти фигуру квадрат!
ФИЗМИНУТКА
IV. Работа над новой темой.
б) из данных фигур найдите квадрат. Докажите. (работа в группах)
в) практическая работа (работа в парах, группах)
- Как из листа прямоугольной формы получить квадрат? (перегибанием, совместив стороны)
Вопросы для обсуждения
- Чем похожи квадрат и прямоугольник?
- Чем отличаются?
- Можно ли назвать квадрат прямоугольником? Почему?
- Можно ли начертить квадрат, зная длину одной стороны?
(сравнивают, наблюдают, проверяют линейкой)
ВЫВОД:
Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны.
Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны.
- Докажите на модели (сгибанием). Углы прямые (линейкой)
г) графический диктант.
- Ставлю точку, отсчитываю 6 клеток вправо, ставлю точку, отсчитываю 6 клеток вниз точку, затем 6 клеток влево, и 6 клеток вверх.
- Соединяю полученные точки по линейке.
- Какая фигура получилась? Докажите.
(Отметить на чертеже. Измерить стороны, углы проверить)
Коллективно учитель у доски на плакате (обозначить стороны, углы)
- У человека есть имя и у фигуры тоже есть имя.
- Назовем эту фигуру, используя латинские буквы ABCD.
Консультация в группах. (на доске листок с напечатанной фигурой)
ВЫВОД: Как начертить квадрат? (нужно знать длину одной стороны)
- У вас получилась такая фигура.
д) Задания.
- Выведи формулу Р данной фигуры.
Вспомни
- Что такое Р фигуры? Как найти Р? Запиши формулой Р, если длина стороны равна а?
PABCD = AB + DC + CD + DA
PABCD = 3 + 3 + 3 + 3 = 12 (см)
- Каким действием можно заменить?
PABCD = 3 . 4 = 12 (см)
Pкв = а + а + а + а = а . 4
Вывод:
- Что такое квадрат? Как найти периметр квадрата?
Дифференцированное задание.
- Узнай длину стороны квадрата, если периметр равен 20 см.
е) творческая работа
- Подумайте, как из этой фигуры при помощи одного разреза сложить квадрат?
- Измерьте длину сторон треугольника. Какой может быть длина стороны квадрата. Проверьте!
ФИЗМИНУТКА
- Проведи отрезок так, чтобы получился прямоугольник.
V. Повторение пройденного.
а) решение примеров с. 30 № 4. САМ РЕШУ.
Объяснить алгоритм решения примера на вычитание и сложение.
б) решение задачи
“Найди верную краткую запись. Составь обратную”
В одной посылке было 6 кг яблок. Сколько килограммов яблок в другой посылке, если всего в 2-х посылках было 14 кг яблок?
14 – 6 = 8 (кг) – яблок во II посылке
в) Выполнив задание на правило о порядке действий, вы узнаете слово, которое здесь зашифровано. Не меняйте последовательность записи выражений.
100 – (60 + 24) = 16 (70 + 25) – 90 = 5 60 ( 80 – 37) = 17 |
70 – (50 – 6) = 26 9 + 7 – 8 = 8 9 – 4 + 7 = 12 |
Код для расшифровки
17 – н 8 – ц 16 – у |
5 – м 26 – и 12 – а |
(умница)
VI. Рефлексия. Отчет работы групп. Оценки.
Д/з с. 30 № 7, № 6 (2), *с. 31 № 6
Самоанализ урока математики во 2 классе “Б” учителя Зайцевой Н.В. (Приложение)