Групповые технологии на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Цели: развитие математической речи, пространственного воображения, умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения, наблюдать, сравнивать, сообщать, творческого мышления, знакомство с квадратом, с его свойствами, развитие умения находить периметр квадрата, совершенствование умения работать по алгоритму (при решении примеров), совершенствовать умение работать над задачей, пользуясь памяткой, воспитание интереса к урокам математики, товарищества, культуры общения, труда, умение анализировать свою работу.

Оборудование: план урока на плакате, на столах листы к игре “Найди фигуру”, для каждого ученика 2 листа прямоугольной формы, листок с напечатанной фигурой квадрата, фигура треугольника для творческой работы, листы с краткой записью к задаче, планы-инструкции для учащихся, код для расшифровки слова.

I. Орг.момент.

- Создадим хорошее настроение.

- Улыбнитесь друг другу, садитесь!

- Руки?

- На месте!

- Ноги?

- На месте!

- Локти?

- У края!

- Спина?

- Прямая!

(Приложение № 1)

II. Сообщение темы и целей.

- Тему урока вы узнаете, разгадав зашифрованное слов и выполнив математический диктант.

а) математический диктант (ответ записывают в тетради и с помощью кода расшифровывают слово)

  1. На сколько 30 больше 23?
  2. Разность чисел 68-60
  3. Уменьшаемое – 18, вычитаемое – 9, разность равна…?
  4. Сумма числе 18 и 10.
  5. Разность чисел 38 – 20
  6. Первое слагаемое – 9, второе слагаемое – 8, сумма равна…?
  7. Сумма чисел 27 и 9 равна…?
  8. Работа над новой темой.

Код к разгадке слова

7 –К
9 – А
5 – В
28 – Д
18 – Р
17 – А
36 – Т

- Какое слово получилось? (квадрат)

б) знакомство с темой урока, оформленной на доске, планом урока (на плакате) (Приложение № 2)

- Что вы знаете о квадрате?

- Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим сценку “Треугольник и квадрат”

III. Работа над новой темой.

а) – Давайте посмотрим сценку

“Треугольник и квадрат”

Автор

Жили были два брата: Треугольник и квадрат. Старший - квадратный, добродушный, приятный. Младший – треугольный, вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат.

Квадрат

Почему ты злишься, брат?

Автор

Тот кричит ему

Треугольник

Смотри, ты полней меня и шире. У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.

Автор

Но квадрат ответил

Квадрат

Брат! Я же старше, я – Квадрат!

Автор

И сказал еще нежней.

Квадрат

Неизвестно, кто нужней!

Автор

Но настала ночь, и к брату, младший лезет воровато срезать старшему углы.

(Треугольник подходит к квадрату и ножницами срезает у бумажного квадрата все четыре угла)

Автор

Уходя сказал

Треугольник

Приятных я тебе желаю снов! Спать ложился – был квадратом, а проснешься без углов.

Автор

Но на утро младший брат страшной мести был не рад.

Квадрат (просыпается)

- Ой, что это со мной? Кто я? Сколько углов у меня?

Я же был квадратом?

Ребята, помогите мне найти фигуру квадрат!

ФИЗМИНУТКА

IV. Работа над новой темой.

б) из данных фигур найдите квадрат. Докажите. (работа в группах)

в) практическая работа (работа в парах, группах)

- Как из листа прямоугольной формы получить квадрат? (перегибанием, совместив стороны)

Вопросы для обсуждения

- Чем похожи квадрат и прямоугольник?

- Чем отличаются?

- Можно ли назвать квадрат прямоугольником? Почему?

- Можно ли начертить квадрат, зная длину одной стороны?

(сравнивают, наблюдают, проверяют линейкой)

ВЫВОД:

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны.

Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны.

- Докажите на модели (сгибанием). Углы прямые (линейкой)

г) графический диктант.

- Ставлю точку, отсчитываю 6 клеток вправо, ставлю точку, отсчитываю 6 клеток вниз точку, затем 6 клеток влево, и 6 клеток вверх.

- Соединяю полученные точки по линейке.

- Какая фигура получилась? Докажите.

(Отметить на чертеже. Измерить стороны, углы проверить)

Коллективно учитель у доски на плакате (обозначить стороны, углы)

- У человека есть имя и у фигуры тоже есть имя.

- Назовем эту фигуру, используя латинские буквы ABCD.

Консультация в группах. (на доске листок с напечатанной фигурой)

ВЫВОД: Как начертить квадрат? (нужно знать длину одной стороны)

- У вас получилась такая фигура.

д) Задания.

- Выведи формулу Р данной фигуры.

Вспомни

- Что такое Р фигуры? Как найти Р? Запиши формулой Р, если длина стороны равна а?

PABCD = AB + DC + CD + DA

PABCD = 3 + 3 + 3 + 3 = 12 (см)

- Каким действием можно заменить?

PABCD = 3 . 4 = 12 (см)

Pкв = а + а + а + а = а . 4

Вывод:

- Что такое квадрат? Как найти периметр квадрата?

Дифференцированное задание.

- Узнай длину стороны квадрата, если периметр равен 20 см.

е) творческая работа

- Подумайте, как из этой фигуры при помощи одного разреза сложить квадрат?

- Измерьте длину сторон треугольника. Какой может быть длина стороны квадрата. Проверьте!

ФИЗМИНУТКА

- Проведи отрезок так, чтобы получился прямоугольник.

V. Повторение пройденного.

а) решение примеров с. 30 № 4. САМ РЕШУ.

Объяснить алгоритм решения примера на вычитание и сложение.

б) решение задачи

“Найди верную краткую запись. Составь обратную”

В одной посылке было 6 кг яблок. Сколько килограммов яблок в другой посылке, если всего в 2-х посылках было 14 кг яблок?

14 – 6 = 8 (кг) – яблок во II посылке

в) Выполнив задание на правило о порядке действий, вы узнаете слово, которое здесь зашифровано. Не меняйте последовательность записи выражений.

100 – (60 + 24) = 16
(70 + 25) – 90 = 5
60 ( 80 – 37) = 17
70 – (50 – 6) = 26
9 + 7 – 8 = 8
9 – 4 + 7 = 12

Код для расшифровки

17 – н
8 – ц
16 – у
5 – м
26 – и
12 – а

(умница)

VI. Рефлексия. Отчет работы групп. Оценки.

Д/з с. 30 № 7, № 6 (2), *с. 31 № 6

Самоанализ урока математики во 2 классе “Б” учителя Зайцевой Н.В. (Приложение)