Цель:
- дать понятие о глаголе как части речи, формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи, выяснить роль глаголов в речи.
- развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навык работы с учебником, развитие таких психических процессов как внимание, память, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение; развивать творческое и критическое мышление, развитие и обогащение речи, стимулировать интеллектуальное развитие.
- воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.
I фаза
Вызов
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
Применяется проективный метод, когда уч-ся сами определяют тему урока, строят его схему. Эти действия уч-ся опираются на уже имеющийся личный опыт уч-ся (проводятся аналогии с уже изученными частями речи). Уже на этом этапе ожидается активных осознанных мыслительных действий, повышения мотивации, инициативы. Для этого используются приемы, стимулирующие интеллектуальное развитие, элементы технологии развития критического мышления (кластеры).
II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)
Для знакомства с новой информацией используется метод – наблюдение. Делается вывод по теме урока и о роли глаголов в речи. Правильность предположений проверяется по учебнику, отмечается новая информация о происхождении названия глаголов. Для поддержания интереса и активности уч-ся наряду с практическими методами, направленных на развитие практических умений по теме, используются игровые (соревнование), творческие, приемы на развития памяти, внимания, обогащения речи (включая работу с фразеологизмами)
III фаза
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)
Должно произойти суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы. Для снятия эмоц. напряжения предполагается чтение стихотворения, которое поможет детям выполнить рефлексию в письменной художественной форме, основанной на впечатлениях, переживаниях и эмоциях (синквейн).
1. Вызов имеющихся у учащихся знаний.
Доска: смородина, оранжевый, бежать, костюм, аккуратный, смотрел, лежит
- Что записано? (слова)
- Какие задания вы бы предложили? (вставить орфограммы, определить род и число существительных, прилагательных, разобрать как часть речи . . .)
- На какие группы можно разделить эти слова, по какому признаку? Назовите знакомые части речи.
- Какие слова остались? (бежать, смотрел, лежит) Записать в тетрадь.
- Может быть кто-то знает какая это часть речи?
- Проверьте себя.
Досточка : ПХГЛСШАГКОЛ
- Если убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, то вы сможете назвать новую часть речи. (глагол)
- Какая тема урока?
На доске: ГЛАГОЛ
- Что уже знаете? Что хотели бы узнать? (почему так названа, какую роль играет в нашей речи, как отличить от других частей речи…)
Кластеры.
- Подумайте (по аналогии с другими частями речи), на какие вопросы мы должны сегодня ответить, чтобы научиться отличать глаголы от других частей речи. ? На какие вопросы отвечает
На доске:
2. Осмысление новой информации
1. Наблюдение с целью ответа на вопросы
- Посмотрите на записанные слова. Что обозначают? (действие, состояние)
- На какие вопросы отвечают?
- Приведите свои примеры.
- Для чего нужны глаголы? Сможем ли построить распространенные предложения? Будет ли понятно о чем сообщается?
- Давайте посмотрим, как выглядит текст без глаголов.
2.Работа по учебнику.
Упр. 344. Чтение вслух
- Понятно о чем речь? (примерно, о деревушке ночью)
- Смогли ли мы точно узнать, что происходит в этой деревушке из такого сообщения?
- Прочитайте вторую часть. Теперь ситуация ясна?
- Какие слова оживили картину? Какая это часть речи? Докажите.
Зачем нужны глаголы? (важны при построении предложения, для передачи какого-либо сообщения, оживляют речь, помогают точно понять смысл сказанного)
- Что узнали о глаголах? (итог)
- Проверим себя по учебнику с.93 правило.
- О чем не сказано? В памятках, которые я вам раздам, информации больше (раздать памятки).
- Как думаете, почему эта часть речи получила такое название?
- Устами младенца глаголет истина
- Что обозначает слово глаголить? (говорить)
- Что может обозначать однокоренное слово “глагол”?
- Прочитайте об этом в учебнике с. 92
Физминутка
- О чем речь? С этого начнем разминку. Я назову глаголы, а вы отгадаете предмет.
- Ее морочат, ломают, ее можно потерять, там может гулять ветер (голова)
- Упражнения выполняются головой
- Осанка
- Дыхание
3. Первичное закрепление.
Работа над развитием умения узнавать глаголы, ставить вопрос
- О чем сегодня говорим?
- Кто уже может различать глаголы от других частей речи?
- Что для этого надо знать?
- Выпишите только глаголы.
На доске: читать, шуметь, повар, бурлить, кипеть, играть, домашний, работать, мечтать, шить, с нами, свистеть, на, петь
Проверка: у-ль эмоционально читает стихотворение с этими глаголами (глаголу нравится. . . )
- Какие чувства, мысли возникли? Что хочется делать? (двигаться, не уставать, все успеть, не сидеть на месте, не останавливаться…)
- Может быть это поможет вам при написании синквейна
- Выполним подобное задание в учебнике упр. 347. Чем оно отличается от предыдущего? (выбирать глаголы нужно из группы однокоренных слов)
- Как догадались, что это однокоренные слова?
Комментированное выборочное списывание, ставятся вопросы к глаголам.
Физминутка для глаз
Работа над развитием умения подбирать подходящие по смыслу глаголы
Игра “Кто больше?” соревнование по рядам, кто больше подберет подходящие глаголы к имени существительному.
Итог. Что знаете о глаголе?
Работа над развитием речи и внимания
На доске:
Говорить в глаза
Спилить дерево
Съесть помидор
Спешить на работу
- Что записано? (словосочетания)
- Есть ли среди них особые словосочетания? (фразеологизм: говорить в глаза)
- Что обозначает? Назовите другие фразеологизмы со словом глаза (мозолить, пускать пыль, бросаться в глаза…)
- Значение остальных словосочетаний понятно?
- Какие части речи используются в них?
- Я закрою глаголы, а вы восстановите словосочетания полностью.
3. Рефлексия
- Письменная
- Вы сегодня многое узнали о глаголе. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Напишем синквейн.
- Устная
- Дома вы будете учить глаголы, но не так, как это делал один ученик. Послушайте.
“Я учу глаголы”.
Я пришел из школы, Я учу глаголы. Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод! Применяется он так, Новый метод этот: “кричать” - кричу, “вертеть” - верчу, “двигать” - двигаю, “прыгать” - прыгаю. Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел! |
Открываю: наш сосед Он живет под нами Не причесан, не одет - В тапках и в пижаме. Он кричит: - Прошу прощенья! Это что – землетрясенье? Или, может быть слоны Надо мной поселены?! – Уважаемый сосед, Никого в квартире нет. Я пришел из школы И учу глаголы… |
4. Домашнее задание.
Анализ памяток-опор, правило, с.103 упр. 1,2