В процессе обучения развиваются все высшие психические функции. Но при нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воображение, мышление, память), происходят изменений в развитии двигательных функций. Нарушение зрения отражается и на психоэмоциональном состоянии ребенка, особенно в тех случаях, когда заболевание органа зрения возникло в раннем возрасте, и носит выраженный характер. Специфика обучения детей с нарушением зрения в учете специфических особенностей развития детей, опоре на сохранные возможности, в дифференцированном подходе к детям, в применении специальных форм и методов работы, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения, использование оригинальных наглядных пособий.
Всем известно, что в 1 классе закладываются основные знания, умения и навыки. В 2004-2005 учебном году я стала уже в третий раз классным руководителем 1 класса. Исходя из накопленного опыта прошлых лет, анализируя результаты своей работы, я решила остановить свое внимание на отслеживании психических процессов. Поэтому я взяла тему по самообразованию “Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств”. Детский сад № 36, на базе которого открыт класс, работает по программе Н.И. Плаксиной (основа программы Н.И. Васильевой). Особенностью программы является коррекционная работа по развитию зрительного восприятия. Поэтому в своей работе более подробно мне хотелось изучить такой психический процесс как восприятие, т.к. это первичный процесс, а для детей с нарушением зрения самый важный, ведь как видит глаз воспринимается более 80% информации. (см. рисунок 1)
Восприятие формируется у ребенка постоянно в процессе углубления его в суть предметного мира. Прошлый опыт ребенка участвует в формировании образа предмета или явления зависит от его интересов, потребностей, целей. Чем богаче прошлый опыт, тем богаче восприятие и образы ребенка. Именно в первые годы обучения благодаря психологическим особенностям детей младшего школьного возраста у них активно развивается познавательный интерес; познавательная активность, отсюда и улучшается восприятие детьми учебного материала. Поэтому с первых дней стараюсь создать на уроке как можно больше нестандартных ситуаций. Ведь создание нестандартных ситуаций, наличие яркой разнообразной наглядности способствует развитию активности учащихся и снятию усталости. Ведь если нет ни одного скучающего ребенка на уроке, тогда и нет необходимости напоминать о дисциплине. Ведь у детей с нарушением зрения часто нарушение и в поведении.
Работа над восприятием идет не только на уроке, но и на прогулках, переменах, даже посуда подобрана таким образом, чтобы ребенок лучше увидел ее контрастность, почувствовал структуру (посуда не только яркая, но и из небьющегося стекла, т.к. у детей плохо развита моторика (см. рисунок 2)
Обычно различаются зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные восприятия. В моей работе мне бы хотелось подробно рассмотреть зрительное и осязательное восприятие
Зрительное восприятие.
С помощью глаз человек воспринимает освещенность (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве.
У детей с нарушением зрения наблюдаются трудности при опознании рисунков и предметов. Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков:
замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображения на рисунке. Нельзя рассматривать рисунок по частям детям с нарушением зрения, т.к. это приведет к затруднениям в осмысливании его содержания. Имеет место нарушения восприятия пространственных ощущений между изображенными на нем предметами. У детей с нарушением зрения установлено грубое снижение скорости зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, буквосочетаний. Также отмечено замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение восприятия при чтении и письме. При чтении дети часто путают буквы, перескакивают с одного места на другое. Выявлено отрицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают линии в тетрадях и поэтому косо пишут. Наблюдаются искажение элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга, строках, замены букв, пропуски изобразительных элементов. Особенно это видно по тетрадям Чучумашевой Юлии, Ивонина Коли, Кирея Оли, Крылова Димы, Чечновой Юлии.
Трудности визуального восприятия детьми и геометрических параметров формы осложняют понимания средств наглядности, формирование соответствующего образа о предметах.
На зрительное восприятие формы предмета влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона. Познание формы предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления. (см. рисунок 3).
У детей с нарушением зрения наблюдаются выраженные нарушения глазодвигательных функций. У значительного числа этих детей отмечаются следующие нарушения двигательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, дрожание глаз, ограничения в повороте глаз и другие.
Уровень недоразвития двигательных функций у слабовидящих детей зависит от характера заболевания. Неполноценное зрение затрудняет восприятие предметов и изображений, глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний. Очень трудно в этом классе проводить урок рисования. Приходится не только показывать на доске, но и индивидуально ребенку отметить на листе пропорции, еще раз показать цвета, которые используются именно для этого изображения.
Глазодвигательные функции в процессе обучения могут развиваться и совершенствоваться. Моя задача и заключается в необходимости создавать условия, которые бы позволяли детям целенаправленно наблюдать предметы, применять специальные упражнения, направленные на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки расстояний, направлений.
Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется визуально, и длительное время остается в сознании ребенка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание ребенка. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию.
Цвет как объективное свойство формы обладает большой эмоциональной выразительностью. Все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием. Так, красные, оранжевые цвета ассоциируются с теплом; зеленые, голубые — с холодом. Также цвет активно влияет на настроение ребенка. Например, красный цвет возбуждает и мобилизует, а зеленый и голубой - успокаивают.
Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информационных признаков.
У значительного количества детей моего класса нарушено восприятие цвета. Формы и степени расстройства цветоразличения зависят от клинических форм нарушения зрения. У них наблюдаются ослабление восприятия красного, зеленого и синего цветов, поэтому работа по “ленте букв”, составление схемы слова на обучении грамоте даются с трудом. Я разрешаю подходить ближе, еще раз проговариваем, вспоминаем характеристики звуков и букв. (см.рисунок 4).
Разнообразие заболеваний предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих недостатки цветовосприятия. Нужно усилить насыщенность и яркость цветовых тонов в предметах и изображениях, применить специальные средства рисования (фломастеры).
В учебниках, раздаточных средствах наглядности изображения имеют разную степень контрастности, многие из них недоступны для восприятия. Дети недостаточно точно выделяют из фона и дифференцируют черно-белые и цветные изображения с пониженной контрастностью. В связи с этим они плохо соотносят не цветные изображения с предметами и явлениями окружающей действительности.
Подбор иллюстраций с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокрасочных средств наглядности способствуют более правильному опознанию предметов и их элементов, так как дети более полно характеризуют именно многоцветовые изображения. Это связано с тем, что нарушение цветовосприятия компенсируется сохранностью других функций, наличием визуального опыта в соотнесении изображений с реальным цветом предметов. Это свидетельствует о необходимости применения красочных иллюстративно-графических средств наглядности. (см. рисунок 5)
Осязательное восприятие.
Под осязательным восприятием понимают способность кожного и двигательного анализаторов отражать пространственные и физические свойства предметов. В осязательном восприятии участвуют различные виды чувствительности: тактильная, болевая, температурная, мышечно-суставная.
Для развития осязательного восприятия я использую игру “Слепой”, в которую дети играют с большим удовольствием. Я изготовила наглядный материал, в котором на картоне приклеены крупные (15см.) изображения цифр и букв из наждачной бумаги. Дети закрывают глаза и ощупыванием опознают картинку, тем самым лучше запоминают изученную букву или цифру. (см. рисунок 6).
Мой класс организован на базе детского сада №36, который является дошкольным образовательным учреждением компенсирующего типа с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции зрения, отклонений в физическом и психическом развитии детей.
В моем классе 65% учеников имеют нарушения зрения. Также такие дети имеют речевой диагноз, психические отклонения в виде задержек психического развития, нарушения спинального кровообращения, нарушение общей моторики.
В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей проявляется своеобразие речевого развития, которое не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенности речи (нарушение словарно-семантической стороны, эхолалии (автоматическое повторение слов в след за их воспроизведением)). Статистика показывает, что речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются значительно чаще, чем у зрячих, так как зрительный дефект становится первичным, влияющим на формирование речевых функций. Я в своей работе акцентирую внимание на условия, в которых дети занимаются, так как дневной свет наиболее благоприятен для зрения, детей с наибольшими нарушениями зрения садить нужно ближе к окну. При этом необходимо следить, чтобы были чистыми, на подоконнике не стояли цветы, которые могут мешать поступлению дневного света.
Дополнительным к естественному свету, если его окажется недостаточно, может быть электрическое освещение (но не люминесцентное). В вечернее время следует работать при настольной лампе мощностью 60 ватт, расположенной слева так, чтобы свет падал на стол, а не слепил глаза. При этом чтобы избежать резкого контраста между освещенной поверхностью стола и окружающим фоном, рекомендуется дополнительно включать общее освещение.
Дети в моем классе рассажены так, как предложила врач-офтальмолог, настоятельно рекомендуя не менять даже ряд, так как у детей различные диагнозы. Так же я постоянно слежу за правильной посадкой детей. При правильной посадке дети должны сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед, плечи находятся на одном уровне, ступни ног опираются на пол или лучше на подставку. Оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради - 30 см.
Для сохранения хорошего зрения я стараюсь чередовать зрительную работу с отдыхом: посмотреть вдаль в окно, на крыши домов, макушки деревьев, движущийся транспорт.
Врач-офтальмолог рекомендовал мне специальные упражнения для глаз, которые снимают усталость.
1) Крепко зажмурить глаза на 3-5сек., затем открыть. Способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
2) Лежа на спине посмотреть вверх, вниз, влево, вправо. Способствует снятию утомления мышц, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
3) Быстро моргать 1-2 мин. Выполняется сидя. Способствует улучшению кровообращения.
4) Сидя. Закрыть веки, массировать с помощью круговых движений пальцев. Расслабляет мышцы, улучшает кровообращение.
При организации уроков со слабовидящими детьми я особое внимание обращаю на возможность использования имеющегося (остаточного) зрения.
Используемый дидактический материал должен быть размером 15-20 см. Важно правильно подобрать материал к уроку по цвету, размеру, форме в соответствии с состоянием зрения детей. При изготовлении пособий я чаще применяю красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета и их оттенки, так как они более активно воздействуют на сетчатку глаза.
При этом не исключается возможность применения наглядных готовых пособий, которые отвечают особенностям зрительного восприятия детей.
В качестве демонстрационного и раздаточного материала я иногда использую объемные игрушки. Демонстрационный объемный материал должен быть крупным, яркой расцветки. Учителя начальных классов часто используют на уроках сказочных героев, обычно это плоскостная, небольшого размера модель, которая крепится к доске. В моем классе это просто нельзя применять. Я использую большую ручную куклу “Хрюша”, которая не просто весит, а двигается. Хрюша делает ошибки, а дети исправляют, он читает веселые стихи собственного сочинения, но иногда он одевает очки, превращаясь в умного и объясняет новую тему (очки придумала для того, чтобы дети моего класса не комплексовали - ведь даже у Хрюши они есть). (см. рисунок 7).
Постоянно слежу за тем, чтобы дети не снимали очки и не подглядывали из-за очков, так как это особенно наблюдается на уроках, где демонстрационный материал расположен на доске.
В обучении чаще всего использую наглядный метод в сочетании со словесным, так как у детей с нарушением зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение и выпадение поля зрения, поля взора и цветоразличения).
Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изображение. Предметы для фронтальной демонстрации нужно располагать на доступном для зрительного восприятия расстоянии. Во время рассматривания картины дети должны подходить к ней, видеть, что на ней изображено. Нельзя допускать ответов с места, пока не буду уверена в том, что ребенок видит то, о чем его спрашивают.
Лучше давать ребенку возможность рассматривать и отвечать на вопросы, стоя у картины, при этом я своими вопросами помогаю выделить в картине главные и второстепенные объекты, побуждая детей к активному восприятию содержания.
Приходится учитывать, что дети с нарушением зрения значительно больше времени тратят на то, чтобы увидеть предметы, узнать их по характерным признакам, поэтому темп на уроке должен быть несколько снижен. Зная особенности зрительного восприятия, я должна способствовать полноценному познанию детьми окружающего мира. Все предметы, с которыми сталкиваются дети, должны быть доступны для всестороннего ознакомления. Должны рассматривать материал на расстоянии не менее 30-35см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают.
Для рисования хорошо, использовать мольберт. Это позволяет работать, не наклоняясь над столом.
Доска должна быть покрашена в темно-зеленый цвет и не иметь бликов. Мел должен быть мягким и хорошего качества, хорошо использовать желтый мел. При показе практических действий (вырезание, конструирование, рисование) приглашаю детей к себе, чтобы они видели, как выполнять работу. Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором идет демонстрация, и самим демонстрационным материалом. При показе надо убрать из поля зрения детей все лишнее: отвлекающие детей игрушки, картины и другие предметы.
У детей со зрительными нарушениями, темп ведения занятий должен быть снижен по сравнению с нормально видящими, таким ребятам требуется больше времени для первичного и повторного рассматривания материала.
Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физкультминуток, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику для глаз. Можно использовать следующие физкультминутки:
“Дождик”.
Капля первая упала - кап! (моргать) И вторая прибежала - кап! (моргать) Мы на небо посмотрели, (смотреть вверх) Капельки кап - кап запели. Намочились лица. (закрыли глаза) Мы их вытерли.
Туфли - посмотрите - (смотреть вниз) Мокрыми стали. Плечи дружно поведем
И все капельки стряхнем, (смотрим по сторонам) От дождя убежим Под кусточком посидим, (закрыли глаза)
“Цветы”
Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх) Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро) Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза) Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам).
Всю эту работу нужно проводить постоянно и систематически. Поэтому в следующем году мне хотелось продолжить работу над этой проблемой, но изменить психический процесс, так как дети моего класса за этот учебный год подрастут, повзрослеют, и, я думаю, что работа над развитием внимания будет полезна и интересна не только мне, но и им.