Урок природоведения в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • углубить знания о коже на основе характеристики её строения;
  • познакомить учащихся с защитными функциями кожи;
  • изучить правила оказания первой помощи при повреждении кожи .

Оборудование: таблицы по природоведению, лупа, фрагмент кинофильма “Кожа”.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания. Повторение.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать организм человека. На прошлых уроках мы узнали, как человек воспринимает окружающий мир. Давайте проверим, как вы усвоили эту тему. Проведём цифровой диктант.

Вопросы Ответы на доске
Орган дыхания.

Орган, которым мы различаем горькую, сладкую, кислую, солёную пищу.

Что приводит в движение кровь?

Орган, расположенный в черепе, с деятельностью которого связаны мысли, чувства, поступки человека, а также правильная работа всех внутренних органов.

С помощью этого органа мы различаем человеческую речь, голоса животных, музыку, звуки, шум и шорох.

При помощи этого органа мы узнаём предметы по запаху.

Орган зрения.

Наука, которая изучает строение тела человека.

Какой орган защищает наш организм от повреждений?

Анатомия.

Уши.

Нос.

Сердце.

Лёгкие.

Кожа.

Глаза.

Головной мозг.

Язык.

Ключ: 5, 9, 4, 8, 2, 3, 7, 1, 6.

Итак, мы изучали органы чувств и их функции. Я загадаю вам загадку, ответив на неё, вы узнаете, с чего мы начнём наш разговор.

Маленький, кругленький, а до неба докинешь.

Ответы: Глаз. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете.

Самое главное – это то, что нам надо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за зрением. Как же нужно беречь зрение?

Ответы:

Читать при хорошем освещении, но яркий свет не должен попадать в глаза.

При письме свет должен падать слева.

Когда читаешь, то расстояние до книги должно быть 30-35 см.

Нельзя читать книги в транспорте.

Нельзя читать лёжа, так как трудно держать книгу на нужном расстоянии.

Расстояние до телевизора 2-3 метра и ещё – телевизор нельзя долго смотреть.

Нельзя тереть глаза руками, так как можно занести микробов.

Глазам нужен отдых.

Не стесняйтесь носить очки. Они помогут сохранить, а возможно и восстановить зрение.

Молодцы! Почему глаза считают главным органом чувств?

Ответ: Благодаря зрению мы получаем 80% информации об окружающем мире.

Теперь давайте вспомним, что мы знаем про органы слуха.

Ответы: С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыки.

Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга, перерабатываются там, таким образом, мы слышим и понимаем слова.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет жизнь человека, лишает его возможности общения.

Спасибо! Ребята, а вы знаете, что даже люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов. Что же нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

Ответы: Содержать уши в чистоте.

Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух.

Шум очень вреден для слуха.

Нужно давать слуху отдых, быть в тишине.

Что опаснее всего для слуха?

Ответ: Шум. Так как шум портит слух и плохо влияет на весь организм.

Абсолютно верно. Запомните это и соблюдайте правила ухода за органами слуха.

А сейчас следующая загадка.

Между двух светил
В середине я один.

Ответ: Орган обоняния – нос.

Что вы можете рассказать об этом органе?

Ответы: Обоняние – это способность человека воспринимать запахи. С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить злокачественной пищи.

Спасибо. Ребята, как же нам сохранить обоняние?

Ответы: Надо закаляться.

Беречь организм от простуды.

Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

Молодцы. Отгадайте.

Всегда во рту, а не проглотишь

Ответ: Язык – это орган вкуса. С помощью языка мы определяем сладкое, горькое, кислое.

Вкус – ощущение, которое возникает при воздействии растворённых в слюне веществ на вкусовые сосочки. Кончик языка более чувствителен к сладкому, корень языка – к горькому, а края языка – к кислому. Обоняние и вкусовые ощущения связаны, так как при нарушении остроты обоняния меняется вкус продуктов. От вкусовых ощущений зависит аппетит. Мы поговорили с вами об органах чувств. Всё повторили?

Ответ: Нет. Ещё надо рассказать про кожу.

Кожа – орган осязания.

Человек может чувствовать тепло, холод, прикосновения, боль.

Нужно быть осторожным, то есть не допускать ожогов, обмораживания, а также порезов и ран.

Замечательно. Вы теперь стали “профессорами” по этой теме. Сейчас я проверю. Как органы чувств защищают организм?

Ответы: Нос может уловить некоторые запахи, как бы опасные, – то есть запах газа или запах испорченной пищи.

Через глаза мы получаем много информации. Что можно брать, до чего можно дотронуться.

При переходе через улицу мы должны посмотреть сначала направо, а потом налево. А так же какой свет загорелся на светофоре.

Если очень громко играет музыка, то нужно сделать потише.

С помощью языка можно определить, прокисло молоко или нет

Если у человека больной желудок, то ему нельзя есть острую и кислую пищу. Он попробует пищу и не будет есть.

Наша кожа помогает определить горячее или холодное, острое или тупое.

Молодцы! Вы столько узнали. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувств имеют память. В 1 классе вы научились писать буквы и сейчас знаете, как они пишутся. Каждый из вас ел яблоко, и никто не перепутает его вкус со вкусом огурца. А те предметы, которые вы не знали, нам трудно бывает определить.

Я вам предлагаю провести эксперимент и проверить так ли это.

Вызываю детей. Им завязываю глаза. Первому даю ручку, второму – пенал, третьему – книгу, а четвёртому – мягкую игрушку. Дети описывают предметы, которые им дали и называют их.

Теперь вы убедились, что органы чувств имеют память. Как же органы чувств связаны с мозгом?

Ответы: Всеми органами чувств руководит головной мозг.

Органы чувств, все сведения, которые они получают, посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение. Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.

3. Объяснение нового материала.

Вы очень хорошо подготовились к сегодняшнему уроку. О коже мы говорили как об органе осязания. То есть орган чувств. А сейчас, мы рассмотрим кожу как орган человеческого организма. Кожа равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями. Давайте проведём небольшое исследование. Посмотрите кожу на своей руке. потрогайте её, потяните. Что вы можете сказать о ней?

Ответ: Упругая; мягкая; тонкая, потому что мы видим сосуды; прочная; эластичная.

Рассмотрите кожу через лупу. Что вы на ней видите?

Ответ: Маленькие отверстия, волоски.

Верно. Маленькие отверстия – это поры. Теперь проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к стеклу лупы. Что осталось на стекле? Как вы это объясните?

Ответ: На стекле появилось пятно жира. Значит, кожа выделяет жир.

Как вы думаете, для чего нужны поры?

Ответ: Наверное, через них кожа дышит.

Да, а ещё выделяет пот и жир. У вас на руке растут маленькие волосики. Это тоже часть кожи. А теперь, я расскажу вам, из чего состоит наша кожа.

Она состоит из трёх слоёв – первый слой – сверху наружная оболочка – эпидермис, которая предохраняет кожу от повреждений. Старые клетки – верхний слой, ороговевшие клетки, можно удалить с помощью щётки. В наружной оболочке находятся поры, через которые кожа дышит. (Табличка с названием эпидермис)

Работа по таблице.

Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные желёзы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные желёзы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает её более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру тела. В состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ. В коже расположены также кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли. Наиболее чувствительная кожа на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней и по средней линии спины (по позвоночнику). На коже растут волосы и ногти. Итак, второй слой – это сама кожа.

Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

На доске:

  1. Наружная оболочка – эпидермис.
  2. Кожа.
  3. Подкожный жир.

Просмотр отрывка кинофильма “Кожа” (рассказывается о цвете кожи, защитных функциях пигмента и об изменении температуры тела).

Итак, наша кожа состоит из трёх слоёв. Перечислите их.

Хорошо. Кожа является внешним покровом тела человека. Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей среды. Что предохраняет кожу от повреждений? (Наружная оболочка – эпидермис)

Верно. Кто из вас запомнил, что поддерживает нормальную температуру тела? (Выделение пота.)

Какой слой сохраняет тепло? (Третий – подкожный жир.)

Какой компонент изменяет цвет кожи? (Меланин.)

Вместе с потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. На 1 см2 кожи находится 40 000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу нужно содержать в чистоте. Главный способ ухода за кожей – мытьё. Тогда с кожи удаляются пыль, микробы, жир, пот. Мыть тело надо 1-2 раза в неделю. Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой, с кожи удаляется до 1, 5 млрд. микробов. Представляете? Обязательно, каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею, кожу мышечных впадин. А знаете, сколько раз надо мыть руки, чтобы они были чистыми?

Ответы детей.

Минимум – три раза. А теперь, я вам расскажу, как надо умываться. При нормальной коже надо умываться ежедневно. С мылом умываться 2-3 раза в неделю, так как частое умывание с мылом обезжиривает кожу. Нельзя всё время умываться холодной водой, так как сужаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой, появляются морщины. Нельзя всё время умываться очень тёплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее, на лице появляются участки покрасневшей кожи. Кожа становится вялой, появляются морщины. как же быть? Как вы думаете? (Наверное, надо умываться то холодной, то горячей водой.)

Совершенно верно. После умывания надо тщательно вытирать лицо. Иначе кожа будет обветриваться и трескаться, шелушиться. Сейчас вы расскажите, как надо следить за кожей, а дома перескажите всем членам семьи всё то, что узнали на уроке. Давайте попробуем.

Ответы: Надо содержать кожу в чистоте, тогда на ней не будет микробов, и ты не заболеешь.

Мыться надо 1-2 раза в неделю.

Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины.

Нужно правильно умываться, то есть то холодной, то горячей водой.

Каждый день умываться с мылом плохо, так как смывается жир и кожа становится сухой.

Хорошо вытирать кожу полотенцем.

Замечательно. А что вы можете сказать про ногти?

Ответ: Их надо подстригать, чтобы не собиралась под ними грязь.

Запомните это и постарайтесь соблюдать правила гигиены по уходу за кожей. Ребята, но ещё важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждении кожи. Какие повреждения кожи вы знаете?

Ответы: ушиб; рана; царапина.

Это тоже ранка.

Ответ: обморожение, ожог.

Давайте поговорим сначала о ранах .Они бывают поверхностные и глубокие. Поверхностные – это царапины, ссадины, порезы. Глубокие – когда повреждены не только кожа, но и мышцы. В таких случаях надо обратиться к врачу. Если рана небольшая, то кожу вокруг ранки надо смазать йодом или зелёнкой, для того, чтобы туда не проникли микробы. Затем перевязать чистым бинтом. Какие виды ран бывают?

Ответ: поверхностные и глубокие.

А теперь я расскажу вам об ушибах. Как возникают ушибы?

Ответ: когда упадёшь или стукнешься обо что-нибудь.

Как вы определяете, что ушиблись?

Ответы: появляется синяк; появляется покраснение; больно.

А как надо поступить при ушибе?

Ответ: Надо что-нибудь холодное приложить.

Верно. Знаете ли вы что-нибудь про ожоги?

Ответ: Ожоги бывают разной степени.

Действительно. Ожоги бывают трёх степеней.

1 степень – покраснение и припухлость кожи, если это ожог 2 степени, то появляются пузырьки, наполненные жидкостью. Эта жидкость прозрачная и жёлтая. При ожоге 3 степени портится сама кожа на всю толщину, даже могут пострадать мышцы и кости.

При ожоге 1 степени нужно полить большим количеством холодной воды то место, которое обжёг. В остальных случаях надо обратиться к взрослым и вызвать врача.

Для человека также страшно обморожение. Наверное, вы видели тех, кто обмораживал щеки, уши, нос. Это очень легко заметить. Какие признаки обморожения?

Ответ: На месте обморожения появляется белое пятно.

Запомните. Нельзя растирать обмороженное место, так как можно занести микробы. Лучше согреть его рукой и скорее идти домой. Теперь вы узнали, как оказывать первую помощь. и если произойдёт какой-то несчастный случай, вы знаете, как поступить. Что вы будете делать, если ушибётесь?

Ответ: Нужно кожу вокруг ранки обработать йодом, а затем перевязать чистым бинтом.

А как поступить при ожоге?

Ответ: Нужно сообщить взрослым. Если ты не сильно обжёгся, то нужно открыть холодную воду и держать, например, руку под водой.

4. Итог урока.

Молодцы, всё запомнили. Давайте подведём итог того, что мы узнали за урок. На доске кроссворд. Посмотрим, что получится.

Вопросы:

По горизонтали:

4. Кожа – это не просто покрытие тела человека. Это активный …… с многообразными функциями.

6. Подкожный жир сохраняет …..

7. Это повреждение кожи бывает трех степеней.

По вертикали:

1. Способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод называется ……

2. Если у вас …. , то вам нужно обработать кожу йодом, а затем перебинтовывать.

3. Поддерживается постоянная температура внутри тела с помощью выделения …….

4. Это кожное образование растёт на коже.

Ответы по горизонтали: 4. Орган. 6. Тепло. 7. Ожог.

по вертикали: 1. Осязание. 2. Рана. 3. Пот. 5. Волос

5. Домашнее задание.

Ребята, на дом у вас два задания. Первое вы уже знаете. Напомните.

Ответ: Рассказать дома, как надо следить за кожей.

А вот второе задание. Найдите интересный материал про кожные образования – волосы и ногти. Спасибо за урок.

Выставление оценок.