Цели урока.
- Познакомить детей с заглавной буквой А и её употреблением в речи, знакомство с орфограммой.
- Развивать устную и письменную речь учащихся, развивать кругозор, расширять словарный запас слов, развивать наблюдательность, внимание, аккуратность.
Оборудование к уроку.
- Выставка книг. (ФИО и названия книг начинаются с буквы А)
- Ромашка, на лепестках – написаны названия,
которые пишутся с заглавной буквы А.
- Горы – Анды, Альпы.
- Моря – Аральское, Азовское.
- Звёзды – Антарес, Альтаир, Андромеда, Альголь, Альдебаран, Арктур (оранжевая звезда, она больше нашего Солнца в 25 раз, светит в 100 раз ярче).
- Озёра.
- Океаны – Атлантический.
- Города – Алма-Ата, Архангельск, Астрахань, Актюбинск.
- Материки – Азия (самая большая часть света, входящая в материк Евразию, Африка – богата дикими полезными видами пальм, пробковыми и каучуковыми деревьями), Австралия – животный мир отличается распространением сумчатых животных (коала медведь, кенгуру), Арктика, Антарктида.
- Имена детей 1 Б класса – Анжелика, Александр, Александра, Артур, Андрей, Алексей, Анастасия.
- Фамилии – Алексеева.
- Отчества детей 1 Б класса – Александрович, Андреевич.
- Клички животных.
- Реки – Амазонка (самая большая река в Южной Америке, несёт свои воды в Атлантический океан со скоростью 200000 м/с), Алдан, Амударья, Ангара, Амур.
- Знак вопроса – что ещё начинается с заглавной буквы? (Начало предложения.)
- Напечатано письмо Незнайки на доске, Незнайка – его портрет.
- Раздаточный печатный материал: а) отчества, б) что означают имена, в) это интересно – познавательные факты, г) грамматическое задание “Не ошибись!”, д) самая длинная фамилия из 43 букв, е) стихотворения о происхождении фамилий.
- Карта полушарий.
1. Орг. момент – прозвенел звонок, начинается урок.
2. Чтение загадки учителем: из картона или драпа, он носил большую шляпу, и носил смешной мальчишка лишь короткие штанишки, хоть он очень мало знал, но героем сказки стал, каждый всякий отгадай-ка имя мальчика – Незнайка! (Хором ответ детей. )
3. Слова учителя: – Здравствуй, Незнайка! Что случилось? Ребята, он на доске что – то нам написал, давайте вместе прочитаем.
4. Чтение с доски письма Незнайки – дорогие ребята! помогите пожалуйста отправить открытку моим друзьям: авоське, небоське, тюбику. На почте не принимают.
Незнайка.
5. Вопрос уч-ся: почему так случилось, как вы думаете, ребята?
6. Дети высказывают свои мысли. Да, ребята, правильно – он допустил ошибки.
Какие?
– не написал с заглавную букву, в чём? (в именах, начале предложения)
7. Поможем Незнайке? – Да!
8. Вопрос учителя детям – а сможем мы сейчас написать верно? (нет) – почему? – не знаем как правильно писать заглавную букву .
9. Какая же тема нашего урока?
“Заглавная буква А”
10. Откройте стр. Азбуки 92–93 и внимательно рассмотрите предложенный материал.
11. Учитель в это время открывает шторку на доске, где находится ромашка.
12. – Что же пишется с заглавной буквы? (ответы детей: имена, и т. д. . . . ) Молодцы!
13. – Почему написан? знак, о чём он спрашивает вас? (С заглавной буквы пишется начало предложения!)
– Какая буква у нас Королева урока? А!
Чтение учителем стихотворения – А – начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать её легко, ноги ставит широко!
– Найдите в своих кассах печатную букву А и покажите.
– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором а- а- а- а. – какой он гласный или согласный?
14. Работа со звуковичком. – почему звук гласный? – (воздух проходит свободно, не встречает преград, голосовые связки находятся в покое, положите руку на горлышко и проверьте, как произносится гласный звук А) – почему нет звоночка, шляпы? – всегда гласный! А какие будут цветом башмачки? Красные! – звук может быть каким? Ударным, безударным.
– Произносим с ударением, без ударения.
15. Игра – я называю слово, если звук, а в начале – встаём, в середине - топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши.
1-й раз – арбуз! встали, дома – хлопаем, мак – топаем,
2-й раз – апельсин – встать, парта - топаем, хлопаем.
Молодцы! Внимательные!
16. Игра с мячом – назвать слова со звуком а, кому сложно по картинке в мультифоре
Молодцы!
17. Работа в половинке тетради – напечатать столько раз букву А, сколько раз я закрою глаза (4 раза – 4 буквы)
18. Работа в прописи стр. 8 – знакомство с заглавной буквой А письменной.
– анализ буквы – состоит из 3-х элементов:
1. линии с правым закруглением
2. вертикальной черты
3. петли
19. Показ учителем на доске последовательности написания буквы А
“начинаю писать, как букву л, чуть выше линии, закругляю вправо и веду наклонно вверх, затем опускаю черту до нижней строки, и начинаю писать петлю, веду вверх по написанному, отвожу линию, загибаю вправо и пересекаю написанное”.
20 – письмо на ладошке, в воздухе.
– написание заглавной буквы А в прописи стр. 8, обвести по показу и написать столько раз, сколько вам лет, найдите королеву А. , нарисуйте корону.
21. Работа по Азбуке стр. 92 – прочитайте 1-й столбик, почему написаны слова с заглавной буквы? (Имена. )
– Прочитайте женские имена (Алиса, Алина, Анна), – какое слово лишнее? (Алиса из 3-х слогов, Алик – мужское. )
– Встаньте дети, чьи имена начинаются с буквы А (Встают: Анжелика, Артур, Алёша, Александра, Александр, Анастасия).
– А что означают ваши имена, можете прочитать в мультифоре материал.
– А что ещё пишется с заглавной буквы? (Отчества. ) Встаньте пожалуйста дети, чьи отчества начинаются с заглавной буквы А. (5 человек. )
– Что означают ваши отчества – сможете прочитать в мультифоре.
22. Чтение слов второго столбика – Ангара, Ангарск, Арктика, Ангола.
– Что общего у них? – географические названия, – Ангара – река, Ангарск – почему так назван город? (На берегу Ангары. )
– Прочитайте название государства в Африке – Ангола, показ учителем на карте полушарий.
– Какое слово лишнее? (Ангарск, – м. р. , Арктика – 2 слога.)
– Прочитайте слово, в котором есть мягкий согласный звук – Арктика.
– Дети выполняют цветовую гирлянду звуков, проверка работы.
– Глядя на выставку книг, о чём можно сказать, что ещё пишется с заглавной буквы? – Фамилии людей – учитель зачитывает стихотворение “Прадеды”.
23. На полосках напечатано грамматическое задание каждому ученику – “Не ошибись!” – еверск, – лёша, – фрика, – лексеева. – Вместо прочерка вставьте нужную букву. Проверка работы – какую букву написали? А. почему заглавную? Повторение правила орфограммы. Встаньте у кого верно. Молодцы!
24. Физпауза – под музыку песни “Красная Шапочка” дети подпевают с героиней и вместе с учителем.
– Самую длинную фамилию в мире носит один житель города Стамбула, в ней 43 буквы, а самое длинное имя было у вождя индейского племени – в нём 122 буквы. Показ на листе самой длинной фамилии.
25. Работа по Азбуке стр. 92. – чтение предложений хорошо читающими детьми, кто по слогам – подчеркнуть заглавные буквы все и точки.
– Проверка работы – хлопните в ладоши столько раз, сколько прочитали предложений. (5)
– Те, кто по слогам – прочитайте имена, прочитайте имя девочки, которое произносим ласково. Аннушка – какой суффикс говорит нам об этом? – ушк. , какой ещё знаем -ик.
26. Работа в прописи стр. 8 – по картинке –
– Кто изображён на картинке? (Старушка. ) – Что она делает? (Вяжет. ) – Что? (Носки. ). – Из чего? (Из пряжи, ниток. ) – Кто “помогал”? – старушке? (Кот. ) – А что может произойти? – распустит труд старушки. – Кто из вас вяжет? – Какую технику безопасности нужно соблюдать при работе со спицами? (Ответы детей. )
– Составьте предложение по картинке, проверка.
– Чтение предложения в прописи – У старушки Аннушки кот играл нитками.
– Подчеркните орфограммы – заглавная буква, удвоенная буква, заглавная буква, парная согласная.
– Повторение орфограмм.
– Подбор однокоренных слов – старушка, старый, стар, нитками – нет чего? Ниток, кот – котик, коты. , выделение корня в словах.
27. Работа со схемами – к какому слову относится ряд звуковичков? Дети смотрят и отвечают – старушки и проверяют (на наборном полотне учителя заранее выставлен правильно звуковой ряд).
– Встаньте у кого правильно. Молодцы!
– Какое слово нельзя переносить? Почему? (Один слог. ) Слово – кот.
– Запись предложения с печатного текста в прописи письменными буквами.
Дети пишут, проводится затем проверка работы. Взаимопроверка. Встаньте те дети, которые не ошиблись. Молодцы!
28. Работа по Азбуке стр. 92 – найдите и прочитайте предложение, в котором есть такое же имя. (У Аннушки книга С. Маршака “Котауси и Мауси”. )
– Разделим это слово на слоги, позовём его и поставим ударение.
29. Для кого вязала старушка Аннушка носки? (Для внуков, для деда, как звали его? Прочитайте в прописи стр. 8 – Аким. )
– Почему деду нужны носки? Лапти стары, ногам холодно.
– Лапти – обувь из лыка, лыко – луб от молодой липы или ивы (узкие полоски), луб – волокнистая ткань растений.
– Работа над предложением – подчеркните орфограммы, найдите однокоренные слова, (старика, стары), выделите корень – стар.
– Запись предложения с печатного текста письменными буквами в прописи.
– Проверка работы. – Прочитайте имя, записанное с заглавной буквы А (Аким).
30. Подведение итога урока – что узнали на уроке? Чему учились? (Писать заглавную букву А. ) Ребята, научился Незнайка писать букву А? Да. Теперь он сможет поздравить своих друзей с Новым годом!
Повторение – что пишется с заглавной буквы? Ребята, чтобы больше узнать о букве А, и вместе с ней путешествовать, вы можете прочитать книгу “Как стать великим путешественником”.
– Спасибо за работу. Молодцы!