Урок математики в 4-м классе (с элементами интеграции уроков окружающего мира)

Разделы: Начальная школа


Тема: “Действия с многозначными числами. Естественные водоемы планеты ”.

 Цели:

  • закрепить знания о вычислительных навыках с многозначными числами, нахождение площади, периметра и объема, а также нахождения доли по числу, знания о естественных водоемах;
  • развивать интерес детей к математике и окружающего мира, их математические способности, расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, любовь к природе.

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта России, карточки с заданиями, листочки для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие детей и гостей.

II. Разминка

– Урок начнем с небольшой разминки. Отгадайте загадку:

Я и тучка, и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода)

– Отгадку вы сможете найти, решив карточку с заданиями.

Устный счет: карточки с заданием для каждой группы.

14 х 3 = 42
70 : 2 = 35
15 х 4 = 60
33 : 11 = 3
60 : 30 = 2
33 х 3 = 99
1000 : 20 = 50

Ключ: 42 - к; 35 - и; 60 - д; 3 - е; 2 - в; 99 - о; 50 - а.

– Используя ключ, составьте слово:

  • наименьшее число (2 - в)
  • наибольшее число (99 - о)
  • сколько минут в 1 часе (60 - д)
  • 1/2 от 100 (50 - а)

Ответ: ВОДА.

– Почему она и тучка и туман? Почему река и океан? Почему может быть стеклянной?

III. Сообщение темы урока

– Сегодня на уроке математики мы отправимся в путешествия по нашей планете, и нам помогут наши знания уроков окружающего мира о естественных и искусственных водоемах.

IV. Путешествие первое

– Куда мы отправимся? Вы сможете узнать если быстро и правильно решите задания на карточке.( Работа в команде)

Условие:

  • работа выполняется в команде;
  • решить все примеры (на черновиках);
  • расположить все ответы по заданию;
  • угадать слово.

Задание для 1 команды: решить примеры, ответы расположить в порядке убывания.

80414 – 9306 = (71108 – л)
7302 х 4 = (29208 – й)
62307 + 21977 = (84284 – и)
767800 : 25 = (30712 – ю)
993706 + 87697 = (1081403 – в)

Ответ: Вилюй.

Задание для 2 команды: решить примеры, ответы расположить в порядке убывания.

70693 – 8376 = (62317 – о)
3907 х 6 = (23442 – л)
49274 + 12043 = (61317 – б)
883652 : 22 = (40166 – о)
976317 + 34897 = (1011214 – т)

Ответ: Тобол.

Задание для 3 команды: решить примеры, ответы расположить в порядке возрастания.

76074 – 2192 = (73882 – л)
8407 х 7 = (58849 – о)
37860 + 41454 = (79314 – г)
365820 : 35 = (10452 – в)
973862 + 76858 = (1050720 – а)

Ответ: Волга.

Задание для 4 команды: решить примеры, ответы расположить в порядке возрастания.

30641 – 7616 = (23025 – и)
4706 х 5 = (23530 – р)
84709 + 14657 = (99366 – ы)
1026048 : 32 = (32064 – т)
978841 + 62479 = (1041320 – ш)

Ответ: Иртыш.

– Назовите свои ответы. (Волга, Иртыш, Тобол, Вилюй)

– Что это? (Реки)

– А где эти реки протекают? (В России)

– Правильно, эти реки протекают по территории России. Иртыш и Тобол приток Оби, а Вилюй приток Лены. Волга самая большая в европейской части России. (Показываю на карте, где они расположены.) Послушайте стихотворение Н. Палкина об этой реке.

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.

– А хотите Вы узнать на сколько км Волга длиннее Вилюя?

  • Волга – 3531км.
  • Вилюй – 2650км.

– Как можно узнать это? (От большего числа отнять меньшее 3531 – 2650 = 881 км.)

Запись решения и ответа в тетради.

V. Путешествие второе

– Отправляемся в следующее путешествие. Назовите природный водоем со стоячей водой, вода в нем может быть пресной и соленой, в него впадают реки и ручьи. Что это? (Озеро)

Дети рассказывают подготовленные рассказы о озерах, показывают их расположение на карте.

  1. Байкал самое глубокое озеро , его глубина составляет 1 км 940 м. Считается, что в нем самая чистая вода. Расположено оно в центре Азии- в Сибири.
  2. Ладожское озеро расположено в Европе, около Санкт-Петербурга. Дорогу через озеро в годы Великой Отечественной войны назвали дорогой жизни, так как к окруженному Ленинграду можно было доставить продовольствие и боеприпасы только по Ладожскому озеру.
  3. Озера Каспийское и Аральское называют морями, так как они очень большие по размеру и вода в них соленая, непригодная для питья. Самое большое озеро Каспийское.

VI. Физкультминутка

– Болото это искусственный или естественный водоем? (Естественный)

На болоте две лягушки, две зеленые подружки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Лапками похлопали, ножками потопали,
Вправо, влево накланялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!

VII. Путешествие третье

– Мы говорили о естественных водоемах, а какие водоемы мы называем искусственными? (Пруды, водохранилища, бассейны)

– Попробуем сами построить бассейн. Решим задачу:

Дано:

А = 15 м
В = 8 м
С = 2 м

Найти:

Sосн = ?
Pосн = ?
Vосн = ?

– Определите площадь основания бассейна. (15 х 8 = 120 м2)

– Определите периметр основания бассейна. ((15 + 8) х 2 = 46 м)

– Определите объем бассейна. (15 х 8 х 2 = 240 м3)

– Заполним его водой на 2/3 части. Какая часть осталась незаполненной? (1/3)

– Сколько кубических литров осталось незаполненной? (240 : 3 х 1 = 80 м3)

Решение и ответ на последний вопрос записываем в тетрадях.

VIII. Путешествие четвертое

– Какие самые большие естественные водоемы на нашей планете? (Моря и океаны)

– Море – часть океана. Вода в них соленая. Сколько океанов на нашей планете? (4)

На доске вывешиваются карточки сложенные в два раза. На первой части написана площадь океана, другая закрыта, на ней записана максимальная глубина океана.

  • Самый большой – Тихий океан S = 179 млн км2
  • Следующий по размеру – Атлантический океан S = 92 млн км2
  • Индийский океан – S = 76 млн км2
  • Северный Ледовитый океан – S= 15 млн км2

– А Вы хотите узнать максимальную глубину каждого океана? Вам необходимо решить уравнения и корнем уравнения будет его м.г. в метрах.

Каждому учащемуся дается карточка с уравнением:

  1. Х х 2 + 1656 = 23700 (Х = 11022 –  Тих.ок)
  2. Х х 2 + 3831 = 19289 (Х = 7726 – Ин.ок)
  3. Х х 2 + 3127 = 14181 (Х = 5527 – С-Л.ок)
  4. Х х 2 + 2084 = 19568 (Х = 8742 – Ант.ок)

– Переведите в км и м. Сверим ответы с карточками на доске. (Открыть вторую часть карточки.)

IX. Подведение итогов урока

– Почему мы связываем математику и окружающий мир? (Принимаются любые ответы детей.)

– Какие профессии объединяют эти два предмета? (Биологи, зоологи, экологи и т.д.)

– Эти люди стремятся, чтобы на нашей планете был чистый воздух, чистые воды, жизни животных и растений ничего не угрожало.

Стихотворение читает ученик.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы ней относиться добрей!
Благодарю детей за работу.

Оценки дети выставляют себе сами на свои оценочные листы (самооценка), оценка учащихся в группе.