Тема: “Действия с многозначными числами. Естественные водоемы планеты ”.
Цели:
- закрепить знания о вычислительных навыках с многозначными числами, нахождение площади, периметра и объема, а также нахождения доли по числу, знания о естественных водоемах;
- развивать интерес детей к математике и окружающего мира, их математические способности, расширять кругозор учащихся;
- воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, любовь к природе.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта России, карточки с заданиями, листочки для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие детей и гостей.
II. Разминка
– Урок начнем с небольшой разминки. Отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман,
Я река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода)
– Отгадку вы сможете найти, решив карточку с заданиями.
Устный счет: карточки с заданием для каждой группы.
14 х 3 = 42
70 : 2 = 35
15 х 4 = 60
33 : 11 = 3
60 : 30 = 2
33 х 3 = 99
1000 : 20 = 50
Ключ: 42 - к; 35 - и; 60 - д; 3 - е; 2 - в; 99 - о; 50 - а.
– Используя ключ, составьте слово:
- наименьшее число (2 - в)
- наибольшее число (99 - о)
- сколько минут в 1 часе (60 - д)
- 1/2 от 100 (50 - а)
Ответ: ВОДА.
– Почему она и тучка и туман? Почему река и океан? Почему может быть стеклянной?
III. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке математики мы отправимся в путешествия по нашей планете, и нам помогут наши знания уроков окружающего мира о естественных и искусственных водоемах.
IV. Путешествие первое
– Куда мы отправимся? Вы сможете узнать если быстро и правильно решите задания на карточке.( Работа в команде)
Условие:
- работа выполняется в команде;
- решить все примеры (на черновиках);
- расположить все ответы по заданию;
- угадать слово.
Задание для 1 команды: решить примеры, ответы расположить в порядке убывания.
80414 – 9306 = (71108 – л)
7302 х 4 = (29208 – й)
62307 + 21977 = (84284 – и)
767800 : 25 = (30712 – ю)
993706 + 87697 = (1081403 – в)
Ответ: Вилюй.
Задание для 2 команды: решить примеры, ответы расположить в порядке убывания.
70693 – 8376 = (62317 – о)
3907 х 6 = (23442 – л)
49274 + 12043 = (61317 – б)
883652 : 22 = (40166 – о)
976317 + 34897 = (1011214 – т)
Ответ: Тобол.
Задание для 3 команды: решить примеры, ответы расположить в порядке возрастания.
76074 – 2192 = (73882 – л)
8407 х 7 = (58849 – о)
37860 + 41454 = (79314 – г)
365820 : 35 = (10452 – в)
973862 + 76858 = (1050720 – а)
Ответ: Волга.
Задание для 4 команды: решить примеры, ответы расположить в порядке возрастания.
30641 – 7616 = (23025 – и)
4706 х 5 = (23530 – р)
84709 + 14657 = (99366 – ы)
1026048 : 32 = (32064 – т)
978841 + 62479 = (1041320 – ш)
Ответ: Иртыш.
– Назовите свои ответы. (Волга, Иртыш, Тобол, Вилюй)
– Что это? (Реки)
– А где эти реки протекают? (В России)
– Правильно, эти реки протекают по территории России. Иртыш и Тобол приток Оби, а Вилюй приток Лены. Волга самая большая в европейской части России. (Показываю на карте, где они расположены.) Послушайте стихотворение Н. Палкина об этой реке.
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
– А хотите Вы узнать на сколько км Волга длиннее Вилюя?
- Волга – 3531км.
- Вилюй – 2650км.
– Как можно узнать это? (От большего числа отнять меньшее 3531 – 2650 = 881 км.)
Запись решения и ответа в тетради.
V. Путешествие второе
– Отправляемся в следующее путешествие. Назовите природный водоем со стоячей водой, вода в нем может быть пресной и соленой, в него впадают реки и ручьи. Что это? (Озеро)
Дети рассказывают подготовленные рассказы о озерах, показывают их расположение на карте.
- Байкал самое глубокое озеро , его глубина составляет 1 км 940 м. Считается, что в нем самая чистая вода. Расположено оно в центре Азии- в Сибири.
- Ладожское озеро расположено в Европе, около Санкт-Петербурга. Дорогу через озеро в годы Великой Отечественной войны назвали дорогой жизни, так как к окруженному Ленинграду можно было доставить продовольствие и боеприпасы только по Ладожскому озеру.
- Озера Каспийское и Аральское называют морями, так как они очень большие по размеру и вода в них соленая, непригодная для питья. Самое большое озеро Каспийское.
VI. Физкультминутка
– Болото это искусственный или естественный водоем? (Естественный)
На болоте две лягушки, две зеленые подружки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Лапками похлопали, ножками потопали,
Вправо, влево накланялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!
VII. Путешествие третье
– Мы говорили о естественных водоемах, а какие водоемы мы называем искусственными? (Пруды, водохранилища, бассейны)
– Попробуем сами построить бассейн. Решим задачу:
Дано: А = 15 м |
Найти: Sосн = ? |
– Определите площадь основания бассейна. (15 х 8 = 120 м2)
– Определите периметр основания бассейна. ((15 + 8) х 2 = 46 м)
– Определите объем бассейна. (15 х 8 х 2 = 240 м3)
– Заполним его водой на 2/3 части. Какая часть осталась незаполненной? (1/3)
– Сколько кубических литров осталось незаполненной? (240 : 3 х 1 = 80 м3)
Решение и ответ на последний вопрос записываем в тетрадях.
VIII. Путешествие четвертое
– Какие самые большие естественные водоемы на нашей планете? (Моря и океаны)
– Море – часть океана. Вода в них соленая. Сколько океанов на нашей планете? (4)
На доске вывешиваются карточки сложенные в два раза. На первой части написана площадь океана, другая закрыта, на ней записана максимальная глубина океана.
- Самый большой – Тихий океан S = 179 млн км2
- Следующий по размеру – Атлантический океан S = 92 млн км2
- Индийский океан – S = 76 млн км2
- Северный Ледовитый океан – S= 15 млн км2
– А Вы хотите узнать максимальную глубину каждого океана? Вам необходимо решить уравнения и корнем уравнения будет его м.г. в метрах.
Каждому учащемуся дается карточка с уравнением:
- Х х 2 + 1656 = 23700 (Х = 11022 – Тих.ок)
- Х х 2 + 3831 = 19289 (Х = 7726 – Ин.ок)
- Х х 2 + 3127 = 14181 (Х = 5527 – С-Л.ок)
- Х х 2 + 2084 = 19568 (Х = 8742 – Ант.ок)
– Переведите в км и м. Сверим ответы с карточками на доске. (Открыть вторую часть карточки.)
IX. Подведение итогов урока
– Почему мы связываем математику и окружающий мир? (Принимаются любые ответы детей.)
– Какие профессии объединяют эти два предмета? (Биологи, зоологи, экологи и т.д.)
– Эти люди стремятся, чтобы на нашей планете был чистый воздух, чистые воды, жизни животных и растений ничего не угрожало.
Стихотворение читает ученик.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы ней относиться добрей!
Благодарю детей за работу.
Оценки дети выставляют себе сами на свои оценочные листы (самооценка), оценка учащихся в группе.