"Сарафан для матрешки" (роспись по ткани)

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Тема: “Сарафан для матрешки ”

Цель: развивать способности к эстетическому сопереживанию, умение видеть красоту и самобытность русского прикладного искусства и устного народного творчества.

Задачи:

  • научить понимать настроение художественного образа (радость, грусть), вызывать у детей чувство сопереживания.
  • познакомить детей с различными техниками народного прикладного искусства.
  • воспитывать эмоциональную чуткость, способность определять контрастность музыкальных образов через динамические и регистровые изменения в музыке.

Материалы к уроку.

  • Для учителя: сундучок, расписные деревянные матрешки, рисунки ( семеновской матрешки, загорской и полхов-майданской матрешки), ткань, шаблон готовой матрешки и не расписанной матрешки, краски – гуашь, все необходимое для работы с красками, музыкальное сопровождение.
  • Для детей: гуашь, все необходимое для работы с красками, шаблоны.

План урока:

1. Введение. Театрализованное чтение стихотворений детей и учителя.
2. Анализ наглядного материала.
3. Поэтапное объяснение росписи сарафана для матрешки на ткани.
4. Самостоятельное раскрашивание работы учащимися.
5. Итог.

ХОД УРОКА

Урок начинается с стихотворения, которое читают дети у доски – цветные карандаши ( костюмированные под карандаши 7 цветов ).

РИСУНОК

Во дворе рисую дом.
А потом…
Тучки в небе голубом!
А потом…
Пусть дождь пойдет,
Пусть сильней
На крышу льет!...

Карандаш забегал синий
Вверх и вниз,
Вверх и вниз.
И на дом с трубою ливнем
Тучи пролились.

От косых дождливых ливней
Стал рисунок
Темно-синим
Где забор –
Одна вода!
– Наводнение! Беда!

Испугалась, Ирочка,
Тяжело вздохнула.
На рисунке дырочку
В уголке проткнула.
И сидит, притихшая,
Терпеливо ждет:
Вдруг водичка лишняя
В дырочку уйдет…

Неменко Е.

Учитель достает расписной сундучок, приговаривая:

Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.

С. Маршак

Учитель демонстрирует игрушечную матрешку, разбирает их, берет 2 контрастные по размеру матрешки и имитирует ими танцевальные движения.
Звучит русская народная мелодия “Ах ты, береза”. Дети делятся своими впечатлениями о музыке: медленная, тяжелая. Это, наверное, танцует большая матрешка.
Звучит “Песенка” Д. Шостаковича, музыка легкая, быстрая – это танец маленькой матрешки.
Дети придумывают имена матрешкам: Матрена и Матрешечка. Матрешки веселые и нарядные, сарафаны у них праздничные. Перед вами сарафан загорской матрешки. Как он украшен у нее?

– А вот у этой сарафан семеновской матрешки. Что изображено на сарафане этой матрешки? Различаются ли сарафаны у этих матрешек?

– Посмотрите, а это какая красавица. У нее сарафан полхов-майданской матрешки. Как выполнен этот сарафан?

– Вот и мы с вами сейчас будем рисовать сарафан для матрешки. А рисовать мы его будем на ткани.

Учитель раздает детям готовые шаблоны матрешек с сарафанами из ткани белого цвета. Учитель у доски демонстрирует шаблоны с готовыми сарафанами. Один шаблон не раскрашенный. Учитель поэтапно начинает объяснять как выполняется работа и показывает это на не раскрашенном шаблоне.

– Сначала мы наносим рисунок карандашом на ткань. Затем мы начинаем раскрашивать наш рисунок красками. Самое главное в выполнении нашей работы, сильно не макать кисточку в воду, иначе краски будут растекаться на ткани, а больше макать в краски кисточку. Работу необходимо выполнять аккуратно и осторожно. Учитель наглядно раскрашивает сарафан для матрешки у доски, чтобы дети поняли, как необходимо правильно выполнить свою работу на ткани.

После объяснения учителя, дети приступают к выполнению своих работ. Учитель контролирует как дети выполняют свои работы. Дети раскрашивают сарафаны под музыку А. Варламов “Красный сарафан”.

По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективном панно. Дети вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет? Понравилось ли им рисовать на ткани?

После окончания работы учитель предлагает детям поиграть в игру “Веселые художники”. С завязанными глазами под мелодию “Песенка о смешном человечке” А. Пахмутовой нарисовать этого смешного человечка на доске. Рисовать могут ребята и командами, но непременное условие – с завязанными глазами. Один начинает рисунок, другой продолжает и т. д.

И в завершении занятия дети, костюмированные в карандаши 7 цветов читают стих.

…Прекрасный мир
Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”

С. Шмаков