Цели.
Ход урока
1. Организация группы детей к началу занятия.
Слайд 1: поочерёдно возникают картинки простого карандаша, тетради, ручки.
Логопед. Посмотрите всё ли у вас готово к занятию, в порядке заданном картинками.
2. Дыхательная гимнастика.
(Короткие вдохи через нос по Стрельниковой)
Игровая ситуация “ Снежный ком” (чтение по цепочке). Слайд 2.
Буду маме помогать,
Буду всюду убирать.
И под шкафом,
И за шкафом,
И в шкафу,
И на шкафу,
Не люблю я пыли, фу! (Воспитательный момент)
Логопед. Какие маленькие слова мы произносили?
Дети: за, под, на, в.
Логопед. Как одним словом они называются?
Дети: предлоги.
3. Разминка.
- Внимательно слушайте мои команды и запоминайте буквы. Обозначение рядов цифрами вам в помощь.
Л | ф | с | т | Р | 1 |
ц | Е | к | и | ч | 2 |
я | б | О | ю | х | 3 |
у | ь | Д | н | ж | 4 |
П | м | э | щ | Г | 5 |
1. Первая буква – в нижнем левом углу (П)
2. Вторая буква - в правом верхнем углу (Р)
3. Третья - во втором ряду вторая слева (Е)
4. Четвертая – в четвертом ряду посередине (Д)
5. Пятая буква – в левом верхнем углу (Л)
6. Шестая – в центре всего клеточного поля (О)
7. Седьмая буква – в нижнем правом углу (Г)
Логопед. Какое слово получилось?
- Вспомните, о чем мы говорили на последних занятиях, и определите тему сегодняшнего занятия.
(Тема занятия: Предлоги). Вывешивается табличка с названием темы.
- Верно, слушали внимательно и правильно определили тему занятия.
- Чему вы учитесь, работая по этой теме? (Мы учимся различать предлоги на письме)
Логопед. Это ваша цель на сегодняшнем занятии: продолжить учиться различать предлоги в словосочетаниях и предложениях.
- Будьте дружными, не мешайте друг другу. Следите за своей посадкой, ноги стоят на полу.
Логопед. Поиграем в игру “ Прятки”.
Логопед. Возьмите предмет на парте.
В моей просьбе какой предлог вы услышали?
Дети: на.
Логопед. Этот предлог относится к какому слову?
Дети: к парте.
Логопед. Спрячьте, предмет в карман (работа аналогичная).
- Достаньте из кармана (рассуждения так же).
Парта, карман — это слова обозначающие предмет.
Слайд 3. Вывод: предлоги в, на, под, над, около и другие, относятся только к словам предметам.
Логопед. К нам пришли телеграммы.
Слайд 4. Выводятся тексты телеграмм.
Логопед. Ребята, прочитайте первую.
Дети.
Приеду ___ среду.
Логопед. Понятен смысл предложения?
- Чего-то не хватает! Нет связи слов.
Дети. Не хватает предлога в.
Логопед. Покажите схему предлога.
Логопед. Для чего служат предлоги в предложении?
Слайд 5. Вывод: предлоги служат для связи слов в предложении.
Далее есть ещё ряд телеграмм. Кто знает, какое задание будет?
Дети: нужно вставить по смыслу предлоги.
Телеграммы.
- Вылетаю ___ Москвы.
- Встречайте ___ 7 часов вечера.
- Жду ___ л вокзале.
- Продолжайте работать ___ задачей.
- Читайте ___ животных.
Проблемная ситуация.
Логопед. Ребята, как пишутся предлоги?
Дети: отдельно.
- Как это доказать?
Логопед. Вам нужно выполнить работу по данному образцу и сделать вывод. Слайд 6.
Подумай. Докажи. Напиши.
(в) воде в прозрачной воде в воде
(на) небе на … небе …
(к) лесу
(по) ступенькам
Слайд 7. Вывод: между предлогом и словом к которому оно относится можно вставить слово, следовательно предлоги пишем отдельно.
Физммнутка для глаз.
Дети следят за движущимися предметами на мониторе.
- Крепко зажмуриваем глазки. Надавливаем слегка на глазки указательными пальчиками, смотрим звёздочки.
Упражнение “Цветные квадраты”
Физминутка динамическая.
Под современную музыку дети выполняют танцевальные движения.
Письменные упражнения.
- Придумаем предложения по картинкам.
Используем кубик (игровой момент), на гранях цифры от 1 до 6.
Какое число выпадет, под тем номером и составляем.
Слайд 8. Картинки.
Кот прыгает через собаку. Заяц сидит под кустом.
Девочка смотрит в зеркало. Кот сидит на крыше.
Ответы детей.
- Запишите одно из понравившихся. Как напишем предлог?
Прочитать записанное предложение. Слайд 9.
Папа спешит ___ работа.
Логопед. Какой предлог надо поставить вместо точек и как после этого изменится слово работа.
Папа спешит на работу.
- Сравним: работа - работу; для связи слов в предложении служат не только предлоги, но и окончания слов. После того, как вставили предлог на, появляется окончание -у, так как вариант на работа не соответствует правилам согласования в русском языке.
Логопед. Запишите возможные варианты предложений. Слайд 9. (Постепенно выводим предложения)
Карандаш лежит …. (полка).
Машина остановилась …. (школа).
Проверка. 1. Вставили предлог на- окончание -е. 2. Вставили предлог около- окончание -ы.
Слайд 10. Итог.
Что мы узнали о предлоге?
- Предлоги относятся к словам обозначающим предмет.
- Пишутся отдельно.
- Служат для связи слов в предложении.
Спасибо за занятие!
Молодцы! Слайд 11.