Цели:
- Продолжать работу по развитию артикуляционного праксиса, преодолению двигательной неловкости.
- Закреплять правильное произношение звука Л, слогах, словах, словосочетаниях со стечением согласных.
- Развивать фонематический слух.
- Формировать практические навыки словообразования.
- Продолжать работу по звуковому анализу слов.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности.
- Развивать мотивацию и самоконтроль в работе над собственной речью.
Оборудование:
- презентация
- индивидуальные ноутбуки
- индивидуальные зеркала
- ракушки
- конверты с заданиями
Этапы работы | Ход работы |
Оргмомент. Миогимнастика. | - У нас в гостях житель одного
сказочного острова. Его зовут Лука. (Слайд 1.) Ребята, можно встречать гостей с плохим настроением? |
Сообщение темы занятия | - Какой первый звук слышится в имени
Лука? (Звук Л) - Правильно это самый любимый звук на этом острове. Только этим звуком на острове завладел Злой Волшебник. И Лука специально прилетел к нам с просьбой о помощи. Поможем, ребята, освободить звук Л? |
Развитие артикуляционной моторики
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам |
- Чтобы правильно произносить любой
звук, нужно, чтобы мышцы языка были сильными. Как
вы думаете, чтобы язычок стал сильным, что нам
нужно сделать? (Зарядку) Логопед показывает зашумлённые рисунки с изображением символа артикуляционного упражнения, дети отгадывают название упражнения и выполняют его перед индивидуальными зеркалами. - Что делают наши губы и зубы, когда мы произносим этот звук? (Губы улыбаются) Зубы не смыкаются. - Где находится язык? (Язычок за верхними зубками. Во рту есть препятствие, значит звук согласный) - Положите ладошку на горло и произнесите звук Л. - Голосок поет или спит? Значит звук Л звонкий или глухой? (Звонкий). |
Автоматизация звука в изолированном виде и в слоговых сочетаниях | - Послушайте, на что похоже звучание
звука [Л]? (На гул самолёта). Правильно. Именно на
самолёте мы и отправимся на сказочный остров.
(Слайд 2.) - Покажите мне голосом, как взлетает самолёт. (Самолёт удаляется: ЛЛЛллл (громко - тихо). Повторение слогов пла-пла-пла, фла-фла-фла). Слайд 3. |
Автоматизация звука в словах | - Пока мы находимся в пути, давайте
посмотрим, что же есть на волшебном острове.
Называние предметов (Слайд 4,5,6,7,8). - Наш самолёт идёт на посадку. Давайте посмотрим в иллюминаторы и скажем, на что похож волшебный остров. (Слайд 9.) Ответы детей. - Наш самолёт совершил посадку на Волшебном острове. Отстегните ремни. Можёте встать со своих мест. Давайте посмотрим вокруг. Ой, а что это за конверт? Здесь письмо от Злого Волшебника: "Хотите звук обратно получить? Тогда хочу уверенным я быть, Что [л] вы будете любить, И никогда не забывать, Как должен верно он звучать, Согласны вы мои задания выполнять?" (Слайд 10.) |
Работа по развитию фонематического слуха | Задание № 1. - Как ещё можно назвать Волшебника? (колдун, чародей, злодей, маг). Сейчас я буду произносить слова, а ты, как только услышишь звук [л], сразу хлопай в ладоши. |
Автоматизация звука в словосочетаниях. Физминутка. |
Задание №2. "Это очень сильное заклятие может быть расколдовано только после исполнения песни одной сказочной девочки!" - Ребята, послушайте слова песенки, которую нам надо спеть: Я тихо шла-шла-шла - пирожок нашла... (Песня "Пирожок" В.Сердючка, Слайд 11.) |
Работа над словообразованием | - А теперь внимательно смотрите, всем
кого увидите, слова-признаки подскажите: Как мы назовём человека с синими глазами? (Синеглазый). Масло из шоколада (какое?) - шоколадное масло, Платье из шёлка (какое?)- шёлковое платье Блокнот голубого цвета (какой?) - : Флакон из пластмассы (какой?) - : (Слайд 12.) |
Звуковой анализ | Задание № 3 Злой Волшебник: "Я разрушил ваш самолёт, чтобы вы не смогли улететь домой". (Звук битого стекла) - Как вы думаете, у нас есть выход из этой ситуации? На чём можно уплыть с острова? (Подвести детей к мысли, что можно сделать плот.) - Кто поможет мне сделать звуковой анализ слова плот? Плот - это слово, 1 слог, 4 звука. П- согласный, твёрдый, глухой Л- согласный, твердый, звонкий О - гласный Т- согласный, твердый, глухой (Дети закрашивают схему слова на персональных компьютерах в программе "Paint") |
Развитие целостного восприятия.
Работа по развитию мелкой моторики. Итог |
Задание № 4 (Слайд 13.) Злой Волшебник: "Вы доказали мне, друзья, Что звук скрывать никак нельзя. Его вам возвращаю я". - Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы не потерять звук на письме? Чтоб на письме звук не терять, Чтоб громко в тексте прочитать, Нам будет буква помогать. - Чтобы другие путешественники сразу узнавали наш остров, нужно отпечатать букву Л на песке. Сначала обведём её в воздухе. (Слайд 14.) - С какой стороны у буквы Л находится "ножка"? (Выкладывание буквы Л из ракушек.) - Давайте вспомним, как мы победили Злого Волшебника? Какие игры вам больше всего понравились? |