Учитель общеобразовательной школы работает в условиях, когда увеличивается количество детей с нарушением в развитии, в том числе и количеством детей с аномалиями речи. Все больше детей поступают в школу с уровнем развития речи ниже возрастной нормы. Что делать учителю начальных классов, когда рядом не оказывается (по ряду причин) учителя-логопеда, а дать такому ребенку определенный багаж знаний по родному языку необходимо. Много учителей первой ступени образования достаточно компетентны в логопедии или имеют хотя бы элементарные представления о признаках речевой патологии. Но иногда упускается из виду то, что к ребенку-логопату должен осуществляться особый подход, у него особые сроки в усвоении нового материала, свое видение материала и его проблемы нельзя исправить двойками или количеством упражнений.
Как показывает опыт моей логопедической работы, в настоящее время растет число детей, которые испытывают стойкие трудности в усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы. Это происходит вследствие недостаточной сформированности речевых функций и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Трудности в усвоении программы по русскому языку так же во многом обусловлены несформированностью навыка фонематического анализа. Эту проблему усугубляет состояние здоровья детей (психосоматические, нервно-психические расстройства, хронические заболевания). Состояние здоровья усугубляет переутомление учеников за счет дополнительной, часто непосильной нагрузки в условиях дополнительного образования, а так же за счет домашних заданий, часто превышающих нормативы. Ни для кого не секрет, что речевые дети чаще всего страдают нарушением внимания, памяти, часто нарушениями мышления; эти дети соматически ослаблены, утомляемые. Им необходим особый мотивационный настрой на занятие, а в течение урока - минутки отдыха и смена видов деятельности. Для осознанного усвоения родного языка необходимо создание благоприятной среды и комфортных условий для ребенка. Этому способствует применение здоровьесберегающих технологий. Учитывая это, помимо специализированных коррекционных упражнений, я хочу предложить упражнения, которые помогут снять утомляемость, напряжение и сконцентрировать внимания на уроке.
1. Упражнение для глаз.
Перед детьми изображение двух овалов разных цветов со стрелками, указывающими направления движения глазами. Преподаватель дает команду, куда и как надо двигаться. Например: "Следим глазами по большому красному кругу вправо" и т. д.
Помимо гимнастики для глазных мышц, данное упражнение способствует развитию пространственной функции (освоение понятий " право - лево ", способствует развитию словарного запаса детей).
2. Дыхательная гимнастика.
Дети выполняют упражнения по схеме; где изображен нос, рот и стрелки в различных направлениях.
- Вдох через нос - выдох через нос.
- Вдох через нос - выдох через рот.
- Вдох через рот - выдох через нос.
- Вдох через рот - выдох через рот.
- Глубокий вдох через нос - выдох через рот небольшими порциями.
Дыхательная гимнастика помогает правильному голосоведению в речи, и не только. В последнее время возросло количество лор - заболеваний. Эти упражнения способствуют профилактике и лечению таких заболеваний. А если выполнять то же самое упражнение, но, закрывая то одну, то другую ноздрю, то эти упражнения способствуют профилактике разрастания аденоидов.
3. Пальчиковая гимнастика.
У детей устает рука, а если говорить о логопедических детях, то это одно из "слабых" мест - недоразвитие мелкой моторики - у них изначально она не развита. Вот несколько вариантов упражнений для улучшения работы мелкой мускулатуры рук:
- "Расскажи стихи руками";
- Выщипать букву из листа бумаги, если две буквы, то параллельно идет работа над дифференциацией;
- Выкладывание из палочек, бусинок и других материалов различных предметов, букв, узоров по образцу или по описанию;
- Катание шестигранного карандаша пальцами одной руки или между двух ладоней;
- Упражнение на переключаемость: "Кулак - ребро - ладонь".
Все эти задания тесно связаны с речью, т.к. речь обслуживает все процессы, необходимые в обучении. Чтобы ребенок был услышан, он должен чувствовать себя уверенным и защищенным.
На начальной стадии обучения письму и чтению базовым является сформированность языкового анализа и синтеза. Формирование данной функции, одной из самых сложноформируемых, осложняется тем, что трудно дается. Поэтому необходимо погрузить детей в условия, в которых сложными для него заданиями, он будет заниматься с удовольствием.
Я хочу предложить элементарные, но эффективные упражнения, которые может предложить детям учитель на уроках русского языка и чтения для формирования фонематических процессов.
4. Упражнение с цифровым рядом.
Перед каждым учеником ряд цифр от 1 до 9.Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, озвучивал:
" В этом слове четыре звука". Так цифровой ряд можно использовать при дифференциации звуков. Дается детям слово, содержащее оба звука, представляющее для детей трудности дифференциации, например, согласные звуки (д) - (т). Дети должны на слух выделить глухой согласный и выдвинуть соответствующую цифру.
5. Работа с цветными ручками (красной, синей, зеленой).
Выделяем красной ручкой гласные; зеленой - мягкие согласные; синей - твердые согласные.
6. Графические диктанты.
Например: написать только первую букву слова, которое произнес учитель; или ту букву над дифференциацией, которой ведется работа и т. д.
Благодаря систематическому использованию всех названных приемов и методов можно достичь позитивного отношения к учебе, следовательно, и положительных результатов.