Для родителей часто остается загадкой, почему у одного и того же учителя одни дети учатся хорошо, а другие никак не могут усвоить учебный материал и их путь оказывается тернистым и трудным. При этом родителей особенно удивляет то, что в дошкольном возрасте их ребенок, казалось бы, развивался нормально и был таким “как все”.
Дело в том, что в дошкольном возрасте у ребенка может, например, несколько запаздывать появление фразовой речи, недостатки звукопроизношения, неправильное употребление предлогов и т.п. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении.
По этой причине в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляется особых требований, небольшие отклонения в речевом развитии ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них.
Но дело резко меняется с началом школьного обучения, когда к речи детей начинают предъявляться повышенные требования. Все дети с отставанием, пусть даже небольшим, в речевом развитии, сразу “высвечиваются” уже на самых первых этапах обучения чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными методами правописания. В дальнейшем дело осложняется тем, что к отрицательным оценкам обычно добавляются отклонения в поведении ребенка, его повышенная утомляемость, нервозность, поскольку приготовление школьных уроков затягивается до поздней ночи. В итоге всего этого – негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье.
Чтобы не допустить таких последствий необходимо, как можно раньше, исправить речевые недостатки. И лучше это сделать в дошкольном возрасте. Здесь поможет своевременная диагностика речевого развития. К моменту поступления в школу, ребенок должен не только четко произносить звуки родного языка, но и различать их на слух, например “с-ш”, “с-ц”, “з-ж” и др. Также будущему школьнику необходимо прочно освоить звуковой анализ и синтез слова, слоговой анализ и синтез слова, анализ слов в предложении, сформировать четкий визуальный образ буквы, различать сходные по написанию буквы.
Ребенок затрудняется в анализе речевого потока. Необходимость в осуществлении такого анализа возникает лишь в процессе записи слов и предложений. Поэтому ребенок впервые сталкивается с этой достаточно сложной проблемой с началом его обучения. В устной речи ребенок не задумывается над звуко-слоговой структурой слова, а усваивает слово “целиком”. Овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, уловив границы между ними и определить звуко-слоговой состав каждого слова. Если такой анализ не доступен возникают специфические ошибки:
- пропуск букв в словах (лто-лето);
- вставка лишних букв (стлол – стол);
- перестановка букв (вебра– верба);
- пропуск слогов в словах (гова – голова);
- вставка лишних слогов (гололова);
- перестановка слогов (мотолок);
- слияние нескольких слов в одно слово (детииграли);
- разделение одного слова на части (у тюг, о кно).
Помочь сформировать необходимые умения и навыки для овладения письменной речью помогут следующие упражнения.
Данные упражнения помогут ребенку понять, что ни один звук в слове не является случайным, что дабавление, исчезновение или замена только одного звука может полностью изменить смысл слова или сделать его неузнаваемым, бессмысленным (стл – стол). А это значит, что и всем буквам, обозначающим эти звуки, при записи слова также должно быть отведено совершенно определенное место. Каждая буква должна стоять на своем месте.
- Определение количества звуков в слове и их последовательности (сколько звуков в слове? Назвать первый звук, второй звук и т.д.)
- Подбор слов с определенным количеством звуков (составь слово из трех звуков, четырех звуков и т.д.)
- Узнавание слов, предложенных учащемуся в виде изолированных звуков (к. о. т , к. о. ш. к. а, м. о. с. т)
- Образование новых слов с помощью “наращивания” звуков (к – крот, грот, пар – парк, оля – коля – толя – поля)
- Образование новых слов путем замены в слове одного звука на другой звук (дом – лом – сом – том – ком – ром)
- Образование из звуков данного слова возможно большего количества новых слов (трактор – рак – так – рот – ток – кот – тот – рота – кора – торт – корт – танк – тракт);
- Упражнение “Рассыпь слово” – учащемуся предлагается слово, которое он должен назвать по звукам.
Устранить ошибки слогового анализа и синтеза помогут упражнения, которые научат ребенка ориентироваться в слоговом составе слова и понимать важность правильного расположения слогов в каждом слове.
- Определение количества слогов в слове и их последовательности (Сколько слогов в слове? Назвать первый слог слова, второй слог слова и т.д.)
- Подбор слов с определенным количеством слогов;
- Составление учащимся слов с определенным количеством слогов;
- Узнавание слов, предлагаемых ребенку в виде последовательно произнесенных слогов (го-ло-ва, со-ро-ка);
- Образование новых слов путем добавления слогов к данному слову (ко – за, -ра, -са, -ля);
- Перестановка слогов для получения нового слова (ка-пор, но-ра, ра-ма);
- Распределение картинок в соответствии с заданным количеством слогов.
Ошибки фонематического анализа и синтеза помогут преодолеть упражнения направленные на формирование четкого акустического образа нужного звука.
- Упражнение “Не ошибись!”
Ребенку дается инструкция:
– Если услышишь звук “С”, то подними руки в стороны, а если услышишь звук “З”, то спрячь за спину. Будь внимателен! Затем предлагается звуковой ряд: -с-с-з-с-з-з-з-с-с-з-з-с-з-с-с-с-з-з-с.
- Упражнение “Кто в домике живет?”
– Ребенку предлагается набор карточек, в названии, которых есть нужные звуки. Затем ребенок определяет “дежурный” звук и кладет эту карточку в соответствующий звуковой домик. Таким образом, раскладывает все карточки.
Общие рекомендации
- Обеспечение положительного эмоционального настроя. Обстановка проведения занятий должна быть доброжелательной, общий тон общения бодрый. Главное вызвать интерес ребенка к занятиям.
- Необходимо настроить ребенка на сознательное, вдумчивое отношение к занятиям.
- Моральная подготовка себя и ребенка к временному “возвращению назад”. Правильное выполнение ребенком конкретных заданий в доступном для него темпе.
- Строгая целенаправленность занятий. Работа ведется над одним дефектом до получения стойкого результата.
- Обязательное достижение в процессе занятий убедительных для ребенка успехов. Каждый успех ребенка подкрепляется щедрой похвалой.
- Последовательность в преодолении ошибок, правильный подбор речевого материала, от простых слов к сложным.
- Систематичность работы. Так как преодолеть сформировавшийся навык неправильного письма можно лишь постоянными тренировками, не дать ребенку возвращаться к прежнему неправильному написанию уже отработанных и усвоенных им орфограмм. Навык еще слабый и его необходимо закреплять.
- В необходимых случаях коррекционная работа с ребенком должна быть дополнена лечением его у соответствующих специалистов (отоларинголога, невропатолога, окулиста и др.).
Литература
- Парамонова Л.Г. Как подготовить ребенка к школе. – СПб.: “Дельта”, М.: ООО “Издательство АСТ”, 1997.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций . – 240с. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕС, 2001. – (РГПУ им. А.И. Герцена).
- Лалаева Р.И., Венедиктовна Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/Д: “Феникс, СПб: “Союз”, 2004. – 224с. (Серия “Коррекционная педагогика” стр.121).
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение, 1994.
- Парамонова Л.Г. Как научить ребёнка правописанию. Спб.: “Дельта”, М. ООО” Издательство АСТ”, 1997. – 432 с., ил.
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. Спб.: “Дельта”,1996. – 384с.
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР ? Практическое прособие для логопедов. – Воронеж: Издательство “Учитель”, 2003. – 217с.
- Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников. Гомзяк О.С. //Логопед 2004 № 4.
- Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: ИД “МиМ”, 1997-286с.