Цель: Дифференциация звуков [л] - [л'].
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] - [л'], буквой ЭЛ;
- Формировать умение различать звуки [л] - [л'] по акустическим и артикуляционным признакам;
- Выработать чёткую дифференциацию звуков [л] - [л'] изолировано, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях на материале лексической темы: "Одежда";
- Активизировать относительные прилагательные по лексической теме "Одежда"
Развивающие задачи:
- Развивать фонематическое восприятие на данный акустический образ;
- Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
- Закрепить понятия: "звук", "слог", "слово", "предложение".
Воспитывающие:
- Развивать внимание к речи педагога и товарищей;
- Воспитывать интерес и настойчивость к выполнению задания;
- Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.
Оборудование: картинки для звукоподражания (большой самолёт и маленький); схема, профили, слоговая таблица; силуэты девочки Лады и мальчика Лёвы; символы для анализа звуков (синий и зелёный колокольчики), кассы букв, пеналы на каждого ребёнка, картинки с изображением одежды и конверты с нарисованными на них шкафами (для деления слов на слоги); изображение буквы ЭЛ.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед:
Здравствуйте, ребята! Какое сегодня замечательное утро! Покажите это. Улыбнитесь друг другу.
Посмотрите внимательно, кажется, кто-то пришёл к нам в гости.
Мальчик Лёва и девочка Лада (логопед выставляет силуэты девочки и мальчика)
Они сегодня будут заниматься вместе с нами.
Дидактическая игра "Назови ласково"
Садится тот, кто назовёт предметы одежды ласково.
- Чулки - чулочки
- Платки - платочки
- Плащи - плащики
- Платья - платьица
- Купальники - купальнички
- Футболки - футболочки
- Колготки - колготочки
- Полуверы - полуверчики
- Блузки - блузочки
- Плавки - плавочки
Сообщение темы занятия.
Логопед:
Вы уже догадались с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (Со звуками [л] - [л'])
Артикуляция звуков
Ребята, посмотрите, что принесли с собой Лёва и Лада (логопед выставляет артикуляционные профили)
Когда мы произносим звук [л]: губки улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы, воздушная струя встречает преграду.
Характеристика звука
- Какой 1-й звук в имени девочки Лада? (Звук [л])
- Кто нам скажет, какой это звук? (согласный твёрдый)
- Как вы догадались? (Когда мы его произносим, нам мешает язычок, он "толкается в верхние зубки").
- Какой первый звук в имени мальчика Лёва? (Звук [л'].
- Какой это звук? (согласный, мягкий)
При произнесении звуков [л] - [л'], голосовые связки работают, горло дрожит. Звуки [л] - [л'] звонкие.
Ребята, посмотрите, с Ладой и Лёвой пришли два мальчика (звуковые сигналы), но почему они в разной одежде?
Правильно, потому, что звук [л] - твёрдый, его обозначают синим звуковым сигналом, а звук [л'] - мягкий, его обозначают зелёным звуковым сигналом
Закрепление звуков в изолированном виде.
Большой самолёт летит и гудит: [лллллл:] (Дети произносят звук [л] громко).
Маленький самолёт летит и гудит: [лллллл:] (Дети произносят звук [л] тихо.)
Колокольчик звенит: [л'л'л'л'л'].
(картинки с изображением большого и маленького самолётов для звукоподражания)
Дифференциация звуков в слогах.
Выделить из цепочки слогов и назвать слог со звуком [л'].
Ло-ли-лу-ла | ло-лы-ла-лу |
Ла-ля-ло-лу | ло-ла-ли-лу |
Лу-ла-ли-ло | ли-ла-лу-ло |
Лу-лё-ла-лы | ла-ло-лё-лу |
Лы-ли-ло-ла |
Развитие фонематического слуха.
Сейчас я буду называть слова со звуками [л] - [л'], а вы если услышите звук л поднимите синий звуковой сигнал, звук ль - зелёный звуковой сигнал.
Колготки, гольфы, чулки, плащ, пальто, платок, футболка, блузка, плавки, купальник, шляпа.
Деление слов на слоги.
Ребята, у вас на столах лежат картинки. Что на них изображено? (носки, платье, платок, шарф, колготки, брюки, майка, юбка, шуба).
Ребята, как можно одним словом назвать все перечисленные предметы? (Одежда).
Куда мы вешаем одежду? (В шкаф).
Вот перед вами три шкафа. Внимательно посмотрите на них, что вы видите? (У одного шкафа одна дверца, у другого две, у третьего три).
Одежду, в названии которой один слог, мы "повесим" в шкаф с одной дверцей, два слога с двумя дверцами, три слога с тремя дверцами.
(Опускают картинки в шкафы - конверты)
У кого в названии одежды есть звуки [л] - [л'] (ответы детей)
Физминутка. Игра "Гласные и согласные"
Ребята, а сейчас покажем Ладе и Лёве наши игры.
Дети приглашаются на коврик, где раскиданы кружочки красного, синего и зелёного цветов (звуковые обозначения гласных и согласных звуков). Дети разбегаются по залу, логопед раздаёт буквы, после слов: "Раз, два, три, домик свой займи", дети должны занять свой домик, кто не успел занять домик, называет слово на букву, которую держит в руках.
Закрепление звуков [л] - [л'] в словах
Ребята, у вас на столах лежат по две картинки, переверните и назовите их. (Дети называют)
Сланцы - петля | галстук - лямка |
Пальто - халат | жилет - блузка |
Платье - платок | купальник - плавки |
Чулки - гольфы | плащ - дублёнка |
Шаль - футболка | колготки - водолазка |
Возьмите синий и зелёный звуковые сигналы и положите под каждой картинкой (Логопед проверяет правильность выполнения задания)
Закрепление звуков [л] - [л'] в словосочетаниях. Активизация относительных прилагательных: какой по цвету?
Платье у куклы (какое?) - (Белое)
Футболка у мальчика (какая?) - (зелёная)
Блузка (какая?) - (голубая)
Закрепление звуков [л] - [л'] в предложении. Упражнение "Исправь предложение" (Логопед объясняет, что нужно найти и исправить ошибку)
Халат надел маму (Мама надела халат)
Флажок махал Лёвой (Лёва махал флажком)
Стол поставили на лампу (Лампу поставили на стол)
У голубого платья есть кукла (У куклы есть голубое платье)
Ладони вымыли Ладу мылом. (Лада вымыла ладони мылом)
(Составление схемы одного предложения)
Дифференциация звуков [л] - [л'] в тексте
Лёва и Лада приготовили вам игру "Доскажи словечко"
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает:
Слова не хватает
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко! (Е. Серова)"Сшил себе котёнок тапки,
чтоб зимой не мёрзли :".(Лапки)"Нам темно. Мы просим маму,
нам включить поярче :". (Лампу)"Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобится :". (Мыло)Молодчина эта Лиина,
Лепит всё из :" (пластилина)"На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица,
Музыкальная :" (Юла)
Знакомство с буквой ЭЛ (логопед показывает изображение буквы ЭЛ)
Внимательно посмотрите, и скажите, на что похожа буква ЭЛ? (На букву А без перекладины и т.д.)
Физминутка. (Логопед просит детей изобразить букву ЭЛ)
Буква ЭЛ, расставив ноги,
Словно в пляске, - руки в боки.
Наклонилась влево, вправо,
Получается на славу
Влево, вправо, влево, вправо.
Печатание буквы ЭЛ в тетрадях.
Ребята, сколько элементов в букве ЭЛ? (В букве ЭЛ три элемента)
Пишем букву ЭЛ пальчиком в воздухе.
Печатаем букву ЭЛ в тетрадях.
Итог занятия.
Ребята, с какими звуками вы сегодня на занятии познакомились? (Сегодня на занятии мы познакомились со звуками [л] - [л'] и буквой ЭЛ).
Артикуляция звуков [л] - [л']
Какие это звуки? (Звуки [л] - [л'] согласные, звонкие, могут быть твёрдыми и мягкими)
Оценка работы детей.
Молодцы! Все хорошо занимались.