Введение
Логопедические праздники и развлечения – один из актуальных видов коррекционной работы над речью дошкольников с ОНР. Известно, что игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий.
Однако практического материала по организации речевых праздников и развлечений немного, тема является мало изученной.
На основе обобщения имеющегося в литературе опыта мы разработали сценарий и провели логопедическое развлечение.
Дифференцированная помощь детям с нарушениями в развитии, затруднениями в общении, осуществляемая в процессе логопедических праздников и развлечений, особенно эффективна, поскольку позволяет решать проблемы речевого негативизма, застенчивости.
Сохраняя атрибутику игры и её структуру, мы делаем акцент на общеобразовательных и коррекционно-воспитательных целях: развитии наблюдательности, внимания, мышления, воспитании правильного отношения детей к коллективу, желания участвовать в общем деле.
При такой форме работы эффективней идёт процесс по развитию абстрактного мышления, памяти, внимания, фонематического слуха. Дети работают более продуктивно, сосредоточенно. У них появляется желание помочь героям сюжета, правильно выполнить конкретное задание, сопровождая его речью. Сказочный сюжет помогает заинтересовать всех ребят, удержать их внимание на протяжении длительного времени. Желание помочь героям делает ребят более активными, избавляет от страха перед выполнением задания.
Логопедические развлечения преследуют следующие цели:
Логопедические (активизация и развитие словаря, формирование фонематического восприятия, развитие артикуляционной моторики, закрепление представлений о звуках и буквах, выделение и нахождение звука в слове, развитие силы и выразительности голоса, плавности выдоха, повышение самоконтроля за речью, укрепление интереса к логопедическим занятиям и т.п.
Развитие внеречевых процессов (развитие внимания, памяти, зрительного и слухового воображения, ориентации в пространстве, формирование эмоционального восприятия и воображения и др.)
Физическое воспитание (развитие общей и мелкой моторики, собранности, координации слова с движением, развитие точности и переключаемости движений и др.)
Праздники, развлечения в детском саду – это, прежде всего, радость для детей. Они незаметно для них и обучают, и воспитывают, помогают детям закрепить ранее пройдённое на логопедических занятиях.
Цели:
- Закреплять знания детей о гласных звуках: механизме образования, артикуляции, акустических особенностях; о буквах, обозначающих эти звуки.
- Закрепление понятий: “гласный звук”, “буква”, “слово”.
- Продолжать формировать умения выделять гласные звуки на фоне слова, определяя их позицию в слове.
- Формировать навык слогового чтения.
- Развивать оральный праксис, мелкую моторику, координацию речи с движением, пластичность, ритмичность, плавность движений, тактильное восприятие, произвольное внимание, фонематический слух.
- Воспитывать сопереживание, взаимопомощь, познавательный интерес к звуковой стороне речи.
Оборудование: Свиток с письмом, перчаточная кукла Дед из сказки “Репка”, ёлки, изображения гном с артикуляцией гласных звуков, корзина с предметными картинками, бабочки, цветы, карточки со словами, буквы, буквы, украшенные детьми, медали, атрибуты Звуковика и Буквоежки; песня “Маленькая страна”, фоноритмические упражнения А.Я. Мухиной, танец “Сюрприз”.
Ход занятия
Дети заходят под музыку.
Логопед. Мы сегодня с вами собрались по
просьбе царя страны звуков Звуковика. Он
задерживается, но оставил нам письмо:
“Здравствуйте! Я – Звуковик. Повелитель страны
звуков. Ребята, помогите мне спасти гласные
звуки. Буквоежка спрятал звуки и готовит их на
обед. Путь в мою страну вам подскажет дед, который
сажает репку”.
А где же дед? А вот он. Дедушка подскажи путь в
страну Звуковика.
Дед.
Помогите-ка мне, детки,
Разобраться с моей репкой.
Дети выполняют артикуляционные упражнения по методике Е.Ф.Архиповой.
В огороде я её посадил
И забором крепким огородил.
Артикуляционное упражнение “Забор”
А за репкой я всё наблюдал,
Часто окно открывал.
Артикуляционное упражнение “Окно”
Время шло, росла моя репка,
Стала большая, круглая да крепкая.
Артикуляционное упражнение “Надули щёчки”
Увидел я репку, удивился,
Размеру её изумился.
Мимическое упражнение “Удивление”
И принёс я тогда лопату,
Много сил я на это потратил.
Артикуляционное упражнение “Лопата”
Стал копать тогда свою репку,
Ой, сидит в землице крепко.
Артикуляционное упражнение “Лопата копает”
Ох, какая радость большая,
Что репка у меня выкопана.
Мимическое упражнение “Радость”
– Спасибо вам за помощь! Молодцы! Звуковик живёт в стране Правильной речи. Я туда вас отведу.
Дети становятся за педагогом, в руках которого кукла Деда, идут змейкой, имитируя движения по тексту.
Трудностей, коль не боитесь,
То за мною становитесь.
Вас путь нелёгкий ожидает,
Но старый дед дорогу знает.
По извилистой дороге
Пусть шагают ваши ноги.
По болоту мы идём,
Еле ноги достаём.
По песку идти придётся,
Кто замедлит – обожжется.
А песок всё горячее.
И идти на всё труднее.
Перед нами бурелом,
Мы полезем напролом.
Сквозь деревья проползайте,
От меня не отставайте.
Травушка – муравушка,
Под ногами травушка,
Пятки нежно щекотала,
Отдыхать нам помогала.
Вот дороге и конец.
Кто дошёл, тот молодец.
Логопед. Вот мы и оказались в волшебной стране, а встречает нас песня.
Дети поют песню “Маленькая страна” (музыка И. Николаева).
В эту страну попасть нам нужно,
Гласные там живут.
Их отыскать мы сможем дружно,
Звуковику вернуть.
В ней мы все сможем научиться
Звуки произносить.
В эту страну скорей умчимся,
Будем всегда там жить.
Припев:
Маленькая страна.
Грамотная страна.
Там говорят все звуки верно,
Всем нам нужна она. (2 раза)
Логопед.
Мы попали в Звуколес,
Там полным-полно чудес.
Позовём гласные звуки.
Попевка с гласными звуками “Звуковая лесенка”.
Логопед. Послушайте, кажется, какие-то звуки. Да это же гномы на полянке. Видимо, Буквоежка поручил им спрятать звуки.
По артикуляции гномов дети догадываются, какой гном спрятал какой звук.
Фото 1
– Надо звуки нам спасти и Звуковику их отнести. Гномы рады нам помочь, но у них беда: потеряли они в корзинке очень важные картинки. А без них звуки не вернуть. Посмотрите, вы ни видите корзинку.
Дети под одной из ёлок находят корзинку с картинками.
– А картинки все перепутались. Поможем их привести в порядок. Возьмите каждый по картинке. Чья картинка начинается на звук А, принесите её гному, который прятал этот звук и т.д.
Дети определяют первый звук в названии предмета, изображенного на картинке и относят гному, чья артикуляция совпадает с этим звуком.
– Вот мы с вами молодцы отыскали звуки. А какие это звуки?
Дети. Это гласные звуки, потому что их можно петь, тянуть, кричать. При их произношении воздух не встречает преграды и выходит свободно.
Логопед. А мы с вами про гласные звуки знаем стихотворение:
Гласные тянутся песенкой звонкой: А, О, У, И
Могут заплакать: О и застонать: У
Могут качать в колыбели Алёнку: А
Могут как птицы по небу летать: И.
Дети проговаривают стихотворение с элементами
фонетической ритмики А.Я.Мухиной.
Звучит музыка входит Звуковик.
Звуковик. Здравствуйте, ребятки. Отыскали вы мои звуки. Молодцы! Верните их мне. Я буду называть слово и кидать вам мячик, а вы кидаете мне мяч обратно, называя только гласный звук из этого слова: рот, лук, мир, ум, куст, лак, рис, крот, кот, стол, стул, парк, пол, кит.
Дети со Звуковиком играют в игру “Верни мне гласный звук”.
Логопед. Ребята, звуки мы нашли, а вы их видите? Почему?
Дети. Потому что звуки, мы только слышим и произносим. Они невидимы.
Логопед. А как же мы их покажем Звуковику? А давайте мы из волшебного сундучка подберём им “платье – видимку”. Что мы можем видеть, читать, писать. “Платье – видимка” – это и есть буква.
Дети из сундучка находят на ощупь букву, соответствующую звуку, который называет логопед.
Звуковик забирает сундук с буквами, благодарит и уходит.
Логопед. А мы с вами ещё поиграем на нашей волшебной полянке в Звуковом лесу. Сейчас вы возьмёте бабочек и под музыку будете порхать по полянке, как только музыка закончится – каждая бабочка “садится” на цветок соответствующей ей по цвету.
Дети выполняют задание, образуя четыре группы.
Логопед. А теперь вытяните вперёд ладошку и закройте глаза, а я вам “напишу” букву. Отгадайте её и запомните. Подойдите к гному, который произносит звук соответствующий той букве, которая “написана” на вашей ладошке, и выложите свою букву из разных материалов, которые приготовили гномы (ниточки, палочки, фасоль, пуговицы и т.п.).
Под музыку входит грустный и растерянный Буквоежка.
Буквоежка. Ребята, я был очень голодный и съел буквы в словах, а теперь мне очень стыдно. Помогите мне исправить мой поступок, подскажите какой буквы не хватает, чтобы получилось слово.
…ВА, М…К, …М, К…Т.
Дети находят пропущенную букву и читают слова.
– Спасибо вам. Не буду больше есть буквы.
Логопед. Буквоежка, ты осознал и исправил с помощью детей свои ошибки. И мы с ребятами хотим тебе сделать подарок.
Дети танцуют танец “Да здравствует сюрприз”
(слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова).
В конце танца дети дарят Буквоежке буквы, заранее
написанными и украшенные самими детьми.
Дети. Вот, Буквоежка, от нас тебе в подарок буквы, для того, чтобы ты их читал и писал.
Растроганный Буквоежка обещает детям не есть
больше буквы, прощается и уходит.
Дети находят свито с письмо и посылку от
Звуковика.
“Из своей страны далёкой я смотрел на вас всегда
Вот вернули мне все звуки,
Молодцы вы, детвора.
Вижу буквы изучили,
Значит в школе будет толк,
Буквоежку накормили.
Звуковик вам шлёт поклон.
Дружно звуки вы спасали
И за это вам медали”.
Детям вручаются медали за спасение гласных звуков.
Фото 2