Цель урока:
- Учить детей составлять связные рассказы по определенному плану, путем дополнения части предложения до полного, объединяя предложения по смыслу.
- Согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
- Познакомить детей со звуком и буквой “О”.
- Работать над развитием фонематического слуха путем выделения данного звука среди гласных, в слогах, в словах.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Поддерживать эмоциональный настрой детей.
Оборудование:
- Шапочка с красным квадратом.
- Рисунки детей.
- Бусы.
- Прямоугольники – фон для буквы.
- Фанерный прямоугольник для позиции звука.
Предшествующая работа:
- Наблюдения за признаками золотой осени в природе.
- Развитие тактильных ощущений.
- Обонятельные ощущения путем исследования осенних листьев.
- Заучивание стихотворений.
- Вопросно-ответные беседы о золотой осени.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Сегодня утром на улице было очень тихо, и я услышала как падали на землю листья. А падали они вот так (Поочередные удары молоточком за ширмой).
Давайте попробуем хлопками рук повторить удары молоточка. У нас получится игра “ЭХО”. (Дети воспроизводят хлопками рук удары молоточка. У каждого ребенка свое задание)
Логопед: Как называется явление природы, когда опадают с деревьев листья?
Дети: Листопад.
Логопед: Повторим это слово.
Дети: “Листопад”.
Логопед: Какие по цвету листья?
Дети: Желтые, оранжевые, красные.
Логопед: А как назвать одним словом все цвета листьев?
Дети: Разноцветные листья.
Логопед: А в какое время года бывает листопад?
Дети: Листопад бывает золотой осенью.
Логопед: Сейчас я прочитаю стихотворение одного из поэтов. А вы послушайте и скажите, какое чувство появится? Чувство радости, грусти или, может быть, какое-то другое чувство?
“Лист” Григор Витьез.
“С ветром шептался он целыми днями,
И удивлялся: “Ах, где ты свобода!
Ах, если бы птицей взлететь над ветвями и утонуть
в синеве небосвода!”
Осень пришла, ночью холод ужасен!
Ежится лист и, дрожа, увядает.
Ветер сорвал его. Падал, кружась, он.
Падая, думал, что он улетает”
Дети: У меня чувство грусти. У меня тоже.
Логопед: И у меня это стихотворение вызвало грусть.
Логопед: О-о-о-сень! Какое красивое слово. Оно состоит из звуков
Какой первый звук?
Дети: Звук “О”.
Логопед: Правильно. Все тихо присаживайтесь на свои места.
II. Постановка цели занятия.
Сегодня мы беседуем об осени. И говорим о звуке и букве “О” (Надеваю шапочку с красным квадратом.)
III. Произнесение звука “О” детьми перед зеркалами.
Логопед: Какой звук “О”?
Дети: Звук “О” – гласный.
Логопед: Объясните, почему?
Дети: Звук “О” произноситься без преграды во рту.
Логопед: Правильно. Символ гласного звука “О” – красный квадрат.
IV. Работа над интонацией.
Логопед: Дети звук “О” можно произносить с радостью О-о-о!
Дети: О-о-о! (несколько детей) (индивидуально).
Логопед: Грустно О-о-о.
Дети: Индивидуально.
Логопед: Звуком “О” – можно спросить. О-о-о?
Дети: Индивидуально.
V. Работа над выделением ударного звука.
Логопед: Звук “О” можно выделить голосом из ряда таких же звуков. О-о-о.
Дети: Вызванные дети произносят ряды с выделением определенного звука.
VI. Работа над фонематическим слухам.
Логопед: Звук “О” хочет с вами поиграть. Выделение звука “О” из ряда гласных звуков, из слогов, из слов.
О, А, У, И, О
КО, ПА, ОП, ТУ, УТ, КО...
ОКНА, АИСТ, УТЮГ, ОСЫ, УЛИТКА, ИРИС.
VII. Произношение звука “О” в словах.
Логопед: Игра: “Пойми меня”. Они бывают у каждого дома. (В ответах детей слова со звуком “О”)
Дети: Окна.
Логопед: Водное пространство круглой формы, окруженное землей.
Дети: Озеро.
Логопед: Время года.
Дети: Осень.
Логопед: Жалят, но не пчелы.
Дети: Осы.
Логопед: Имя девочки.
Дети: Оля.
Логопед: Его крутят вокруг талии, когда хотят похудеть.
Дети: Обруч.
Логопед: Кусочек суши среди воды.
Дети: Остров.
Логопед: Он кричит: “ И-а.”.
Дети: Ослик.
VIII. Определение позиции звука в словах по заданию.
Логопед: Все тихо встали и построились в 2 колонны. Сейчас мы будем определять, в какой части слова стоит звук “О”. Надо правильно и красиво встать на “окошко”, обозначающее начало, середину или конец слова. Примерные слова: окна, колесо, пальто, мох, яйцо, обруч, лицо, кольцо, рот и другие.
Дети: Примерный ответ. Звук “О” в конце (начале, середине) слова.
Логопед: Встали в круг. “Ветер по лесу летал. Ветер листики считал.(по кругу пружинистым шагом, лицом в круг, считаем пальцы правой руки, поочередно их загибая).
Вот дубовый. Вот кленовый.
Вот рябиновый резной.
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Во втором куплете – работа с пальцами левой руки, в-третьем – с пальцами обеих рук).
Логопед: С каждым звуком дружит определенная буква. А какая буква дружит со звуком “О” – ?
Дети: Буква “О”.
Логопед: Кто знает стихотворение о букве “О” – ? Ребенок читает строчки стихотворения.
Логопед: Давайте выложим букву “О” из разноцветных листиков. Это очень просто. Заглавная буква “О” напоминает овал. Вам даны прямоугольники, положите их в длину и закруглите уголки, начиная с верхнего правого. Вот и получилась буква “О”.
IX. Работа над согласованием существительных и прилагательных и связной речью.
Логопед: У всех есть рисунки, которые вы сами рисовали. Рисунки представляют частички осени. Каждый из вас будет мне помогать. Я буду начинать предложение, а вы продолжать. Напоминаю, что у каждого рассказа есть начало, середина и конец. Начало: наступила золотая осень. Пришла золотая осень. Наконец-то наступила долгожданная золотая осень.
Логопед-дети: Вот и золотая осень. (Дети выбирают начало рассказа). Небо... (светлое, чистое, прозрачное). Деревья... (нарядные, разноцветные, праздничные). Листья... (сухие, чистые, красивые). Трава покрыта разноцветным ковром из листьев. Вода в реках (чистая, прохладная, прозрачная). В ней отражаются облака.
Настроение людей.(хорошее, отличное, радостное, прекрасное). А у тебя? (хорошее). Почему? (люблю, когда идет листопад) и т.д. Предложение начинает логопед, слова в скобках говорят дети.
Логопед: Мы все вместе работали над составлением рассказа. Итог: наше занятие. Вам понравилось сегодняшнее занятие? А что больше всего?
Дети: Игры, работа с зеркалами, составление предложений...
Логопед: Сегодня все дети старались, как могли. Я довольна вашими ответами. Занятие подошло к концу. Можно поиграть.