Урок-портрет. "Речевая характеристика героев произведения И.С. Тургенева "Бежин луг"

Разделы: Литература


Цели:

  • раскрыть образы героев через речевую характеристику;
  • выявить особенности диалога, стилистические возможности языковых средств в художественном произведении;
  • выполнить лингвистический анализ отрывков текста;
  • составить сравнительную психологическую характеристику ребят;
  • развитие навыков вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову, развитие ассоциативно-образного мышления, наблюдательности, памяти, расширение лексикона и развитие речевой деятельности (навыки умственного труда, в основе которых работа с текстом), обогащение словарного запаса через осмысление своеобразного слога писателя, овладение выразительными свойствами языка;
  • привитие любви к родному языку, воспитание чувства патриотизма и гуманизма, чувства прекрасного.

Задачи: продолжить работу над формированием умения выполнять лингвистический анализа текста, умение тонко чувствовать и понимать “живопись слова”, работа над приобретением навыков построения аналогий, обобщений; формирование целостного восприятия и истолкования произведения; работа над умением самостоятельно делать выводы.

Тип урока: усвоения нового материала.

Методы работы:

  • погружение;
  • вербальный, наглядный, практический;
  • изложение, беседа, самостоятельная работа;
  • иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский;
  • подготовка к восприятию, объяснение, закрепление.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: наглядные пособия, опорные таблицы, портрет писателя, музыкальное сопровождение.

Оформление кабинета и доски один из важных моментов подготовки к уроку – все должно способствовать погружению в тургеневскую атмосферу.

Эллипсис – “неполнота” предложений, опущение, пропуск, тех или иных компонентов высказывания. (Здрасте, Мариванна; Ты куда? Вы серьезно?)

Эвфония – благозвучие, отсутствие неудобнопроизносимых, “режущих слух” сочетание звуков; легкое для восприятия звучание текста.

Полилог – участие более двух собеседников в обмене репликами.

Запись на доске:

  • разговорный стиль, разговорный язык – интонация;
  • лаконизм (краткость и четкость изложения;
  • диалог, монолог;
  • просторечие (речь малообразованных носителей языка;
  • диалекты, поверье (идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету);
  • эллипсис (“неполнота” предложений, опущение, пропуск тех или иных компонентов высказывания);
  • эвфония ( благозвучие);
  • полилог ( участие более двух собеседников).

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

  1. Готовность класса к уроку.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Постановка целей урока.

2. Активизация мыслительной деятельности учащихся (положительная мотивация).

(Беседа)

Учитель: Обратите внимание на доску, дайте определения словам. Что лежит в основе разговорного стиля? (Неподготовленный диалог, непосредственная беседа; контактное общение; играют роль жесты, мимика, интонация). В достижении наших целей вам понадобятся новые понятия (учитель знакомит обучаемых с новыми литературными понятиями, дает их определение, учащиеся записывают их в тетрадь). Как новые литературные понятия могут помочь в сегодняшней работе?

3. Этап усвоения новых знаний.

(Метод погружения)

Учитель: Для того, чтобы проникнуться атмосферой тургеневского произведения, познакомимся с героями, на несколько минут окажемся рядом с мальчиками у костра, послушаем их поверья.

(Все садятся к костру, звучит музыкальное сопровождение, создается непринужденная обстановка; приглушенный свет; пять учеников инсценируют фрагмент из произведения Тургенева “Бежин луг”).

(Сцена 6, диалог, стр. 157–158)

Учитель: Ваше впечатление? Для дальнейшей работы разобьемся на группы, каждая из которых даст характеристику одному из мальчиков. Вам в помощь выдаю план речевой характеристики героя.

(Речевая характеристика героев)

План ответа:

  1. Территориальный диалект.
  2. Просторечье.
  3. Народно-поэтичские слова.
  4. Звукоподражание.
  5. Разговорный синтаксис.

Не упусти!

  • Эвфония.
  • Эллипсис.
  • Разговорный синтаксис:

Типы предложений:
повествовательные – универсальные,
восклицательные – экспрессивные,
вопросительные – для диалога,
полные, неполные предложения,
безличные, обобщенно-личные предложения

  • Лаконизм.
  • Эмоционально-экспрессивная окраска.
  • Речь, поза, мимика, жестикуляция.
  • Роль деталей (детали – предметы, детали – признаки, детали – действия).

Сделай вывод! Спасибо за работу!

Задача группам: на листах записать основные черты речевой характеристики, вывесить на доску, подготовить вывод.

Учащиеся работают над заданной проблемой 5–7 минут, записывают ответ на листы формата А-4 и вывешивают на доску:

Павел Илюша Костя Вова Федя

.....

..... ..... ..... .....

Как только работа в группах закончится, капитан группы подводит итог. Группы могут взаимодополнять друг друга.

Учитель: В классе есть ребята, которые посещают занятия по психологии, речь не отделима от характера героя, поэтому группе психологов предстоит подвести общий итог проделанной работы.

4. Итог урока.

  • учитель благодарит учащихся за работу;
  • ребята делают вывод по проделанной работе;
  • общий вывод по уроку;
  • оценки за урок.

Домашнее задание: создать словарь одного из мальчиков, оформить в тетрадь, сделать вывод.