Цели:
- раскрыть образы героев через речевую характеристику;
- выявить особенности диалога, стилистические возможности языковых средств в художественном произведении;
- выполнить лингвистический анализ отрывков текста;
- составить сравнительную психологическую характеристику ребят;
- развитие навыков вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову, развитие ассоциативно-образного мышления, наблюдательности, памяти, расширение лексикона и развитие речевой деятельности (навыки умственного труда, в основе которых работа с текстом), обогащение словарного запаса через осмысление своеобразного слога писателя, овладение выразительными свойствами языка;
- привитие любви к родному языку, воспитание чувства патриотизма и гуманизма, чувства прекрасного.
Задачи: продолжить работу над формированием умения выполнять лингвистический анализа текста, умение тонко чувствовать и понимать “живопись слова”, работа над приобретением навыков построения аналогий, обобщений; формирование целостного восприятия и истолкования произведения; работа над умением самостоятельно делать выводы.
Тип урока: усвоения нового материала.
Методы работы:
- погружение;
- вербальный, наглядный, практический;
- изложение, беседа, самостоятельная работа;
- иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский;
- подготовка к восприятию, объяснение, закрепление.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование: наглядные пособия, опорные таблицы, портрет писателя, музыкальное сопровождение.
Оформление кабинета и доски один из важных моментов подготовки к уроку – все должно способствовать погружению в тургеневскую атмосферу.
Эллипсис – “неполнота” предложений, опущение, пропуск, тех или иных компонентов высказывания. (Здрасте, Мариванна; Ты куда? Вы серьезно?)
Эвфония – благозвучие, отсутствие неудобнопроизносимых, “режущих слух” сочетание звуков; легкое для восприятия звучание текста.
Полилог – участие более двух собеседников в обмене репликами.
Запись на доске:
- разговорный стиль, разговорный язык – интонация;
- лаконизм (краткость и четкость изложения;
- диалог, монолог;
- просторечие (речь малообразованных носителей языка;
- диалекты, поверье (идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету);
- эллипсис (“неполнота” предложений, опущение, пропуск тех или иных компонентов высказывания);
- эвфония ( благозвучие);
- полилог ( участие более двух собеседников).
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
- Готовность класса к уроку.
- Сообщение темы урока.
- Постановка целей урока.
2. Активизация мыслительной деятельности учащихся (положительная мотивация).
(Беседа)
Учитель: Обратите внимание на доску, дайте определения словам. Что лежит в основе разговорного стиля? (Неподготовленный диалог, непосредственная беседа; контактное общение; играют роль жесты, мимика, интонация). В достижении наших целей вам понадобятся новые понятия (учитель знакомит обучаемых с новыми литературными понятиями, дает их определение, учащиеся записывают их в тетрадь). Как новые литературные понятия могут помочь в сегодняшней работе?
3. Этап усвоения новых знаний.
(Метод погружения)
Учитель: Для того, чтобы проникнуться атмосферой тургеневского произведения, познакомимся с героями, на несколько минут окажемся рядом с мальчиками у костра, послушаем их поверья.
(Все садятся к костру, звучит музыкальное сопровождение, создается непринужденная обстановка; приглушенный свет; пять учеников инсценируют фрагмент из произведения Тургенева “Бежин луг”).
(Сцена 6, диалог, стр. 157–158)
Учитель: Ваше впечатление? Для дальнейшей работы разобьемся на группы, каждая из которых даст характеристику одному из мальчиков. Вам в помощь выдаю план речевой характеристики героя.
(Речевая характеристика героев)
План ответа:
Не упусти!
- Эвфония.
- Эллипсис.
- Разговорный синтаксис:
Типы предложений:
повествовательные – универсальные,
восклицательные – экспрессивные,
вопросительные – для диалога,
полные, неполные предложения,
безличные, обобщенно-личные предложения
Сделай вывод! Спасибо за работу!
Задача группам: на листах записать основные черты речевой характеристики, вывесить на доску, подготовить вывод.
Учащиеся работают над заданной проблемой 5–7 минут, записывают ответ на листы формата А-4 и вывешивают на доску:
Павел | Илюша | Костя | Вова | Федя |
..... |
..... | ..... | ..... | ..... |
Как только работа в группах закончится, капитан группы подводит итог. Группы могут взаимодополнять друг друга.
Учитель: В классе есть ребята, которые посещают занятия по психологии, речь не отделима от характера героя, поэтому группе психологов предстоит подвести общий итог проделанной работы.
4. Итог урока.
- учитель благодарит учащихся за работу;
- ребята делают вывод по проделанной работе;
- общий вывод по уроку;
- оценки за урок.
Домашнее задание: создать словарь одного из мальчиков, оформить в тетрадь, сделать вывод.