Урок-открытие по творчеству М.Цветаевой "Для меня Марина Цветаева – это…"

Разделы: Литература


"Для меня Марина Цветаева - это::::."

(Технология личностно ориентированного развивающего обучения.)

Цель:

  • Обобщить знания о творчестве М.Цветаевой.
  • Показать сложность, секрет и обаяние лирики М.Цветаевой.
  • Реализовать компетентный подход к изучению лирики М.Цветаевой.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуально-групповая.

Ход урока

Слово учителя.

"Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами:.."

Эти строки, наверное, хотя бы один раз, слышал каждый из вас. Попробуем на нашем уроке "заболеть" поэзией М. Цветаевой.

Сегодня у нас урок-открытие, открытие для себя творчества великой русской поэтессы Серебряного века М.И.Цветаевой.

Запишите тему урока. "Для меня творчество М.И.Цветаевой - это::::".

На уроке мы почитаем стихи, проанализируем их, посмотрим презентации, послушаем индивидуальные работы в форме эссе.

Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. С чего начать? Где закончить? Ведь то, о чём мы будем говорить сегодня-это душа. "Душа - есть все - всюду - вечно", говорила поэтесса.

Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая ёё первооснов. Сегодня мы попадём под обаяние ёё слова, впечатлений от прочитанных стихов, встреч, человеческих связей, всего того, что называется жизнью, жизнью удивительного человека, трудной и одновременно счастливой судьбы.

Звучит романс на стихи М.Цветаевой "Мне нравится:."

Этот романс на стихи М.Цветаевой стал музыкально - поэтическим эпиграфом нашего урока.

К сожалению, многие из наших соотечественников не знают творчества поэтессы, т.е. не "Больны" им. Поэтому наша задача сегодня, чтобы вы открыли для себя творчество поэтессы, такое необыкновенное, непонятное, но душевное.

Если душа родилась крылатой -
Что ей хоромы, и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что ей Орда
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно слитых
Голод голодных - и сытость сытых.

Беседа.

(?): Знакомясь на уроках со стихами М.Цветаевой, что вам открылось нового в ёё лирике?

Чтение стихов. "Идёшь на меня прохожий ..." (Анализ)

(?): Оставили ли след стихи поэтессы в вашей душе?

(Чем поэт гениальнее, тем больше откликов он оставляет в душе.)

Чтение стихов. "Кто создан из камня, кто создан из глины".

(?): Почему мы гордимся творчеством М.Цветаевой?

(Ёё стихи тревожат душу, сердце).

Чтение стихотворений по выбору учащегося.

Слово учителя: Сейчас я прочитаю стихотворение:

"Моим стихам написанным так рано:.."

(?): Какие мысли оно у вас вызвало?

Ёё стихи были не поняты своим поколением, т.к. своими стихами она противостояла миру косности, духовного мещанства. Поэт всегда принимает на себя все беды мира, страдает от этого,

Но черёд ёё стихам настал, и все больше людей покупают томики стихов поэтессы.

Физкультминутка.

Я подобрала строчки стихотворений, в которых есть действия, которые мы с вами воспроизвёдём, творчество М.Цветаевой нам поможет.

О, люди - встаньте!
Под глубокий вздох
Вы руки к небу поднимите.
Глазами тучу поищите.
Себе под ноги посмотрите.
Кругом просторы оглядите.
Руками пепел разотрите.
Дав отдохнуть своим силам от споров,
Снова вернемся к разговору.

(Класс садится)

Слово учителя:

На творчество любого человека, в том числе и на М.Цветаеву, откладывает отпечаток жизнь.

О жизни и творчестве поэтессы нам расскажут эксперты. (По вопросы презентаций обращайтесь к автору)

А) Презентация (ЖИЗНЬ И РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО).

Вывод: Мы с вами сейчас прожили вместе с ней опредёлённые моменты ёё жизни.

Б) Презентация (ЭМИГРАЦИЯ).

Вывод: Её творчество так глубоко и одухотворенно, а слово столь ёмко и точно, что будто не книгу читаешь, а живёшь в Москве конца прошлого века, ходишь по старой чудесной столице, замираешь от красоты заокских далей, вместе с героями проживаешь столько жизней и судеб, оживлённых талантом поэта.

В) Презентация. (ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА).

Вывод: Все переживали или будут переживать любовь, потерю близких, испытывали дружбу и измену, радость и отчаяние- все, что можно назвать открытием мира, обо всем этом писала М. Цветаева.

Чтение стихотворений по выбору, анализ.

Вопрос: Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите фамилию поэтессы Цветаевой?

(Ответы учащихся).

Слово учителя: Давайте послушаем небольшие эссе на тему "Для меня М.Цветаева - это:.".

(Два-три эссе).

Заключение. Подводя итог урока, хочу задать вам вопрос: "Вы впустили в свое сердце М.Цветаеву?"

Теперь попрошу письменно высказать своё восприятие, понимание поэзии Цветаевой М.И. в теме урока вместо многоточия.

(Учитель печатает свою версию ответа).

(?): Озвучьте свои версии ответа. (Сравниваются ответы, на доске проецируется версия учителя).

Заключение.

Мы сегодня сделали много открытий, высказали личностное понимание поэзии великой русской поэтессы Серебряного века М.И. Цветаевой. Спасибо всем за работу. "Мне нравится", что урок не оставил вас равнодушными.

Хочу закончить наш разговор ёщё одним открытием - завещанием М.Цветаевой:

Где судьба бы вам жить не велела,
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Все сокровища вашей души:.
*****************
Спасибо Вам и Сердцем и рукой,
За то, что Вы меня так любите!!!

Рефлексия.