Цели: помочь детям создать общее представление о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества; познакомить с живописными портретами поэтессы, показать Ахматову как личность сильную, талантливую, достойного гражданина своей страны; активизировать познавательную активность учащихся на уроке, используя прием синквейна; развивать внимание к поэтическому слову; воспитывать интерес к поэзии.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известной русской поэтессы Анны Ахматовой
II. Сообщение темы и целей урока. (1 слайд)
- Эпиграфом к уроку я взяла слова, которые в 1941 году посвятил Анне Ахматовой поэт Сергей Спасский:
Ваш образ так оформлен славой,
Так ею властно завершен,
Что стал загадкою, забавой,
Навязчивой легендой он.
- Попытаемся и мы создать на уроке образ поэтессы.
- Откройте тетради и в течение урока запишите слова, которые посчитаете ключевыми для характеристики образа поэтессы.
а) Работа по теме.
1. Вступление (2 слайд).
Ее называли “Северной звездой”, хотя родилась она на Черном море. Она прожила долгую и очень насыщенную жизнь, в которой были войны, революции, потери и очень мало простого счастья. Ее знала вся Россия, но были времена, когда даже ее имя было запрещено упоминать. Великий поэт с русской душой и татарской фамилией – Анна Ахматова.
2. Детство и юность (3 слайд).
Родилась Анна Андреевна Горенко 11 июня 1889 года под Одессой. Ахматова – это псевдоним, который идет от прабабушки – татарской княжны. Отец был отставным инженером – механиком флота. Годовалым ребенком была перевезена в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Самые сильные впечатления тех лет – древний Херсонес, около которого жила семья. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда было 11 лет. (4 слайд)
Училась в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше. (5 слайд)
В 1905 году родители расстались, мама с детьми уехала на юг. Целый год прожили в Евпатории, где Анна дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество стихов. Отзвуки революции пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в киевской гимназии, которую окончила в 1907 году.
После окончания гимназии Анна поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.
3. Начало творческой деятельности.
Песня о песне
Она сначала обожжет,
Как ветерок студеный,
А после в сердце упадет
Одной слезой соленой.
И злому сердцу станет жаль
Чего- то. Грустно будет.
Но эту легкую печаль
Она не позабудет.
Я только сею. Собирать
Придут другие. Что же!
И жниц ликующую рать
Благослови, о боже!
А чтоб тебя благодарить
Я смела совершенней,
Позволь мне миру подарить
То, что любви нетленней.
1916 год
- О чем говорят строчки: “Я только сею. Собирать придут другие”?
- Что можно подарить миру бессмертней, нетленней любви?
Эти стихи написаны в 1916 году. А первый сборник стихов Ахматовой “Вечер” вышел весной 1912 года.
Через два года появилась книга стихов “Четки”. Книги “Белая стая” (1917 г.) и “Подорожник” (1921 г.) упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов современной России. (6 слайд)
Образ ее к тому времени отразился не только в стихах. (7 слайд) Мы не будем сейчас рассматривать всю галерею портретных образов Анны Ахматовой, остановимся на тех, которые стали хрестоматийными.
Это портреты, написанные Альтманом, Анненковым и Петровым-Водкиным. (8, 9 10 слайды)
- Какой изобразили художники Ахматову на этих портретах?
В своих работах портретисты закрепили тот образ, который складывался в сознании читателей, знакомых с творчеством поэтессы.
Портрет Альтмана не сразу приняли современники. Казалось, он разрушает представления о художественном идеале и женском обаянии модели. Но впоследствии многие отмечали, что в портрете есть и своя красота, и свой характер, и свое выражение. Его помнили и через пять, и через двадцать лет. А так писала о нем сама Ахматова:
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым…
В начале двадцатых годов лик Ахматовой, ее образ привлекают таких разных портретистов, как Юрий Анненков и К. С. Петров-Водкин. Их ахматовские портреты отделяет всего год, но расстояние между ними гораздо больше.
У анненковского рисунка еще ощущается связь с портретом Альтмана. Он переводит в графику и как бы кадрирует его. Повернув голову модели в другую сторону, придавая ей скорбное выражение, Анненков своим острым, как бритва, пером резко заостряет образ поэта. А вот что писал сам художник: “Грусть была наиболее характерным выражением лица Ахматовой. Даже – когда она улыбалась. И эта чарующая грусть делала ее лицо удивительно красивым. Всякий раз, когда я видел ее, слушал ее чтение или разговаривал с нею, я не мог оторваться от ее лица: глаза, губы, вся ее стройность были тоже символом поэзии”.
Портрет, исполненный К.С.Петровым-Водкиным в 1922 году, сделан без оглядки на своих предшественников. Рядом с Ахматовой склоненная голова музы, сама поэтесса написана строго в фас, аскетично и напоминает собой иконописный лик. Однако уж очень далек оказался портрет от образа вечной женственности, олицетворением которого и была Анна Ахматова.
Портреты Альтмана, Анненкова, Петрова-Водкина могут нравиться или не нравиться нам сегодня, но о них можно говорить как о портретах эпохи.
Но образ поэта – это прежде всего его творчество. Давайте обратимся к его истокам.
4. Жизнь и творчество. (11 слайд)
Литературный путь Анны Ахматовой, начавшийся еще в дореволюционные годы и завершившийся в советское время, был длительным и нелегким. С самого начала ее поэзия отличалась правдивостью поэтического слова. Она сразу же заняла особое место уравновешенностью тона и четкостью мыслей. Было ясно, что у молодого поэта свой голос и своя интонация.
Прежде всего, Анна Ахматова стала известна читателям своими стихотворениями о любви. Стихи о любви – это встречи и разлуки, нежность, чувство вины, разочарование, ревность, страдание, но всегда это нравственно чистое, всепоглощающее чувство. Ахматова написала самую короткую балладу “Сероглазый король”. (12, 13 слайды)
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
“Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой”.
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку свою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
“Нет, на земле твоего короля…”
1910 г.
- Определите тему и идею стихотворения.
- Каким настроением оно проникнуто?
- А теперь послушайте песню на стихи этой баллады. (Звучит баллада в исполнении С. Матюхина)
- Соответствует ли музыка тому настроению, которое вызывает это стихотворение?
В тридцатые годы Ахматову настигла волна сталинских репрессий. (14 слайд) Сначала она потеряла мужа. Поэта Николая Гумилева. Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилев предпринял на собственные средства. Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Был арестован и единственный сын поэтессы Лев Гумилев.
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то… Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
1939
Блокада застала Ахматову в родном Ленинграде. (15 слайд) Она мужественно переносила тяготы жизни в осажденном городе.
Мужество
Мы знаем, что' ныне лежит на весах.
И что' совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя. Русская речь.
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Февраль 1942 г.
Говоря об этой поэтессе, нельзя не выделить особо такую черту её творчества, как гражданственность и патриотизм. Если человек, находящийся под ударом собственной утраты, боли, не окунается полностью в личное горе, а разделяет его с судьбами народа, с горем родины, то у этого человека огромное сердце. (16 слайд)
Нет, и не под чуждым небосводом;
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом.
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Вторая годовщина
Нет, я не выплакала их.
Они внутри скипелись сами.
И все проходит пред глазами
Давно без них, всегда без них.
Без них меня томит и душит
Обиды и разлуки боль.
Проникла в кровь – трезвит и сушит
Их всесжигающая соль.
Но мнится мне в сорок четвертом,
И не в июня ль первый день,
Как на шелку возникла стертом
Твоя страдальческая тень.
Еще на всем печать лежала
Великих бед, недавних гроз, -
И я свой город увидала
Сквозь радугу последних слез.
1946
Она вобрала в своё сердце боль всего народа и полностью отдала его родине. Поэтому её творчество волнует людей до настоящего времени.
5. Мировое признание.
В шестидесятые годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. (17 слайд) Ее стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить ее поэтические сборники. Послушайте стихотворение из сборника “Белая стая” в переводе Ильи Шамбат.
Instead of wisdom - experience, bare,
That does not slake thirst, is not wet.
Youth's gone - like a Sunday prayer..
Is it mine to forget?On how many desert roads have searched I
With him who wasn't dear for me,
How many bows gave in church I
For him, who had well loved me.I've become more oblivious than inviting,
Quietly years swim.
Lips unkissed, eyes unsmiling -
Nothing will give me back him.
(Вместо мудрости - опытность, пресное
Неутоляющее питье.
А юность была как молитва воскресная...
Мне ли забыть ее?Сколько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Сколько поклонов в церквах положено
За того, кто меня любил...Стала забывчивей всех забывчивых,
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда.)
Но полностью понять душу поэтессы можно только вчитавшись в стихи на ее родном языке.
В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия в связи с пятидесятилетием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. В Риме в советском посольстве был дан прием в ее честь. (18 слайд) В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию. Анна Ахматова стала всемирно признанным поэтом, чья литературная слава была безмерной. К ней стремились попасть и маститые, и начинающие поэты, ее оценок ждали.К ней приезжали советские и зарубежные исследователи, изучавшие ее поэзию, историю русской литературы XX века. Ее авторитет был непререкаем.
6. Заключение.
До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, она писала: “ Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.”
(20 слайд)
Поэзия Анны Ахматовой, ее судьба, ее облик – прекрасный и величественный – олицетворяет Россию в самые трудные, трагические годы ее тысячелетней истории.
“Анна всея Руси” - так называла ее Марина Цветаева. В стихах Ахматовой – напевы русских песен: скорбных плачей, тихих молитв, лукавых частушек, безысходной тоски; неизбывные мечты о счастье. Она бессмертна, как бессмертно русское слово.
III. Итоги урока, рефлексия
- Сегодня на уроке с помощью стихов, биографических сведений, известных портретов мы попытались представить образ Анны Ахматовой как Поэта.
- Какой же образ останется у вас в памяти? В течение всего урока вы записывали ключевые слова, которые помогут вам охарактеризовать Анну Андреевну. Давайте нарисуем ее образ словами синквейна.
1 строчка Ахматова
2 строчка Величавая, признанная
3 строчка Переживала, испытала, взволновала
4 строчка Сохранила великое русское слово
5 строчка Поэт