Форма урока: мультимедиа-урок (использование компьютерных технологий в учебном процессе).
Цель урока: формирование новых знаний о творчестве С.Т.Аксакова.
Задачи урока
Образовательные
- обобщить и систематизировать знания учащихся;
- устанавливать новые связи между понятиями;
- совершенствовать известные знания, его расширение и развитие;
- повторить орфографию русского языка и пройденный материал о типах речи, стилях речи.
Развивающие
- развивать речь учащихся, их способности;
- умение быстро находить речевые ошибки и выражать свои мысли четко и логично.
Воспитательные
- приобщить учащихся к культуре устной и письменной речи;
- воспитывать ответственность за грамотную речь и письмо, активность, самостоятельность и интерес к предмету;
- формировать у учащихся навыки взаимодействия и сотрудничества.
Оборудование
- дифференцированные карточки по литературе и русскому языку и Культуре Башкортостана;
- толковый словарь русского языка;
- тексты художественных произведений;
- музыкальное оформление;
- декоративное оформление;
- мультимедийный проектор, экран, компьютер, телевизор, DVD-проигрыватель.
Оформление урока.
- Стихотворения С.Т.Аксакова.
- Определения слов «Кандра» и «Каратабынь», «Рифейские скалы».
- Портрет С.Т.Аксакова, творческие работы учащихся, газета «Республика Башкортостан».
- Отрывок из выступления президента.
- Лауреаты Аксаковской премии.
Эпиграфы к уроку
«В наш дикий край лечу душою:
В простор степей, во мрак лесов,
Где опоясаны дугою
Башкирских шумных кочевьев,
С их бесконечными стадами -
Озера светлые стоят;
Где в их кристалл с холмов глядят
Собравшись кони табунами…
Или где катится Урал
Под тению Рифейских скал!»
«Послание в деревню»
Сергей Аксаков«Обильный край, благословенный!
Хранилище земных богатств!
Не вечно будешь ты, забвенный,-
Служить для пастырей и пастов!
И люди набегут толпами,
Твое приволье полюбя…»
«Послание в деревню»
Сергей Аксаков«Лечу в мой дом, соломой крытый,
Простой, как я в желаньях прост;
Куда, породой знаменитый,
Скучать не придет скучный гость.
Где с беззаветною душою,
Свободный света от оков
Живал я с милою семьею;
Где я беспечно каждый день
Блажил мою богиню-лень!»
«Послание в деревню»
Сергей Аксаков
Словарная работа (на доске): Кандра и Каратабынь, Рифейские скалы, Урал.
Ход урока
Постановка цели и задач урока.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о творчестве Сергея Тимофеевича Аксакова. Вы повторите и обобщите материал по литературе, русскому языку и Культуре Башкортостана. Ребята, обращайте внимание на информацию на слайдах. Можете записывать, запоминать основные даты. В конце урока будет закрепление изученного и творческое задание.
Подготовка к восприятию темы:
Учитель: Записываем тему рока.
На доске записано стихотворение.
Ученик выразительно читает стихотворение. Звучит музыка курая.
На слайде: «Природа Башкирии»
Ученик: Прекрасен ты, чудесный край! Светлы и прозрачны, как глубокие, огромные чаши, стоят озера твои — Кандры и Каратабынь. Многоводны и многообильны разнообразными породами рыб твои реки, то быстротекущие по долинам и ущельям между отраслями Уральских гор, то, и светло и тихо, незаметно катящиеся по ковылистым степям твоим, подобным яхонтам, нанизанным на нитку...
На слайде: «Природа Башкирии»
Ученик: Чудесной растительностью блистают твои тучные, черноземные, роскошные луга и поля... Свежи, зелены и могучи стоят твои разнородные черные леса, и рои диких пчел шумно населяют нерукотворные борти твои, занося их душистым липовым медом.
На слайде: «Природа Башкирии»
Ученик: Как живописны и разнообразны, каждая в своем роде, лесная, степная и гористая твоя полоса, особенно последняя, по скату Уральского хребта, всеми металлами богатая, золотоносная сторона!
На слайде: «Портрет Аксакова»
Учитель: Как вы уже догадались, эти восторженные строки о Башкирии принадлежат перу нашего земляка большого русского писателя С.Т. Аксакова. Да не только эти. Почти всё его творчество: будь то «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» или «Записки об уженье рыбы» - проникнуто горячей любовью к Башкирии, глубоким уважением к её народу.
На слайде: «Отец Аксакова»
Ученик: С.Т. Аксаков родился 20 сентября (1 октября по н.с.) 1791 г. в Уфе в небольшой, но старинной дворянской семье. Его отец, Тимофей Степанович Аксаков, с 16 лет был определён на военную службу. Он был ординарцем к Суворову, но после отъезда Суворова из Оренбургского края в Петербург военная карьера Т.С. Аксакова оказалась испорченной: за мнимую провинность он был по приказу какого-то генерала-немца жестоко избит палками. Вся семья Аксаковых тяжко переживала это оскорбление её дворянского достоинства, и по настоянию родных Тимофей Степанович вышел в отставку. Он поселился в Уфе и поступил на службу в земский суд.
На слайде: «Мать Аксакова»
Учитель: Мать С. Т. Аксакова - Марья Николаевна, урождённая Зубова. Это была очень красивая, умная, образованная женщина, деятельная и энергичная. М.Н. Зубова следила за новинками отечественной и иноземной художественной литературы, вела переписку со многими видными современниками, среди которых можно назвать просветителей Николая Ивановича Новикова и Адриана Федоровича Аничкова.
«Оба приятеля, - рассказывает автор «Семейной хроники», - до того пленились красноречивыми письмами неизвестной барышни с берегов Белой из Башкирии, что присылали ей все замечательные сочинения в русской литературе, какие тогда появлялись, что очень способствовало её образованию».
Ученик: С. Т. Аксаков так писал о своей матери: «...Все по-тогдашнему умные и образованные люди, попадавшие в Уфу, спешили познакомиться с М.Н., пленялись ею и никогда не забывали...
Ученые и путешественники, посещавшие новый и чудесный уфимский край, также непременно знакомились с М.Н. и оставляли письменные знаки удивления ее красоте и уму».
На слайде: «Дом-музей»
Учитель: После свадьбы Тимофей Степанович и Марья Николаевна поселились в доме отца М.Н. на Бельской улице (где сейчас дом-музей).
Но конфликты с хитрым дворецким кончились тем, что отец М.Н. -Николай Федорович Зубов предложил дочери купить дом в Голубиной слободке (так назывался в ту пору низ ул. Пушкина).
Многое пережили в этом домике в Голубиной слободке Аксаковы. Серьезно заболела М.Н. Но время, а главное - окружающая нас природа, которая всегда приходит к нам на помощь в тяжелые минуты, лечат...
На слайде: «Картины о доме-музее»
Ученик: «Наступила ранняя и в то же время роскошная весна; взломала и пронесла свои льды и разлила свои воды, вёрст на семь в ширину, река Белая! Весь разлив виден был как на ладони из окон домика Голубой слободки; расцвел плодовитый сад у Багровых, и запах черемух и яблонь напоил воздух благовонием; сад сделался гостиной хозяев; и благодатное тепло еще более укрепило силы М.Н.»
На слайде: «Дом-музей Аксакова»
Учитель: 20 сентября 1791 года у молодых Аксаковых родился сын, которого по воле деда назвали Сергеем. Светло ирадостно вошёл он в жизнь, и все как-то необыкновенно радовались ему, словно знали, какого человека они встречают.
Дом этот в Голубиной слободке, в котором Аксаковы прожили то ли до 1795-го, то ли до 1796 г., к сожалению, не сохранился. Он сгорел во время печально известного уфимского пожара 1821 г.
На слайде: «Интерьер дома-музея»
Ученик: Дом «деда С.Т. Аксакова по матери, Николая Федоровича Зубова, находится всего в нескольких кварталах от Голубиной слободки. Если с домом в Голубиной слободке связаны только самые ранние, отрывочные и еще не осознанные воспоминания С.Т. Аксакова, то дедовскому дому на улице Бельской он обязан своими самыми теплыми, самыми светлыми воспоминаниями детства.
На слайде: «Интерьер дома-музея»
Ученик: «Мы жили тогда в губернском городе Уфе и занимали огромный деревянный дом, - находим мы на первых страницах «Детских лет Багрова-внука», - ...Дом стоял на косогоре... Парадное крыльцо имело более 25-и ступенек, и с него была видна р. Белая почти во всю ширину. Две детские комнаты... выходили окошками в сад, и посаженная под ними малина росла так высоко, что на целую четверть заглядывала к нам в окна...»
Учитель: Теплота аксаковских воспоминаний объясняется еще и тем, что тогда он только что перенес тяжелую болезнь и после поездки в пригородную деревню Зубовку (ныне село Зубово Уфимского района) быстро поправлялся.
Зубовка тоже навсегда осталась в его памяти, а как же иначе: к тому времени уже многие, даже доктора, считали его нежильцом - и вдруг дорога в Зубовку, чудесные пейзажи из окна кареты, сам деревенский воздух, запах сосновой и еловой смолы в комнатах деревенского дома благотворно подействовали на него.
Еще в раннем детстве С. Т. Аксаков объездил с родителями окрестности Уфы. Чудесная природа, окружающая город, по сути дела, и вылечила его. Наверное, прежде всего отсюда его глубокая, сыновья любовь к ней.
На слайде: «Сад имени С.Т.Аксакова»
Ученик: Быстро набираясь сил после тяжелой болезни, впечатлительный от природы, Сережа А. жадно вбирал в себя все окружающее: Белую под крутым берегом, дома напротив, прежде всего, конечно, сад.
На слайде: «Мемориальный знак С.Т.Аксакова»
Ученик: В этом саду он нашел кем-то брошенного и жалобно скулящего щенка - своего будущего друга Сурку. В этом доме на Бельской в жизнь С. Т. Аксакова вошел приставленный к нему дядькой русский крестьянин Ефрем Евсеев. Е. Евсеев очень полюбил маленького Сережу Аксакова, «за которым ходил с отцовской горячностью».
На слайде: «Природа Башкирии»
Учитель: «Город обтекала чудесная Белая, с голубоватой прозрачной водой, самая радостная река, какую я видел в России» (С.Я. Елпатьевский).
Из окон аксаковского дома на бывшей Бельской улице, и тем более уж - с высокого крыльца хорошо видна широкая и крутая излучина Белой.
Река Белая... Если от аксаковского дома пойти по бывшей Бельской улице вслед за веселыми весенними ручьями, то непременно спуститесь к ней.
Ученик: Примерно этим же путем начинали спускаться к Белой и Аксаковы, когда везли маленького Сережу в пригородный деревни братьев матери или к деду в далекое Ново-Аксаково.
На слайде: «Автобиографическая трилогия»
Ученик: Автор «Семейной хроники» пишет: «Покуда происходила в доме раскладка... я с Евсеичем ходил гулять, и мы успели осмотреть Бугуруслан, летнюю кухню, остров, мельницу, пруд и плотину». Рассказы дворовых мальчишек... о чудесном клёве рыбы, которая берет везде, где ни закинь удочку, привели меня в восхищение...».
На слайде: «Охотничья трилогия»
Ученик: С каждым днем Сережа Аксаков все более и более пристращался к уженью, часами пропадал с Евсеичем на Большом Бугуруслане и с каждым днем открывал всё новые красоты в Ново-Аксакове.
Ученик: Много лет спустя, уже находясь в подмосковном имении Абрамцеве у реки Вори, Аксаков пишет:
Люблю я, зонтиком прикрытый,
В речном изгибе, под кустом,
Сидеть от ветра под защитой,
Согретый теплым зипуном, -
Сидеть и ждать с терпеньем страстным,
Закинув удочки мои
В зеленоватые струи
В глубь Вори тихой и неясной...
На слайде: «Охотничья трилогия»
Учитель: Охотничьи книги Аксакова- явление уникальное в истории русской и мировой литературы. Очерки и рассказы о рыбной ловле и ружейной охоте впервые стали фактом «большой литературы», завоевав необычайно широкий круг читателей.
Особенность книг Аксакова состояла в том, что их автор не ограничивался описанием явлений природы, а пытался их осмыслить, объяснить и раскрыть характер птиц и рыб. Книги имели громадный успех в кругах ученых – натуралистов.
На слайде: «Аленький цветочек»
Ученик: Пришла весна. На улицу Сережу старались не пускать. Но все-таки вырвался. Простыл. Не хотелось ни читать, ни писать. Единственной радостью были сказки ключницы Пелагеи. Ей, простой крестьянке из села Ново-Аксаково, мы обязаны появлением чудесной сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Сценка из спектакля-сказки «Аленький цветочек»
Выступление учащихся.
Отрывок из кинофильма «Аленький цветочек»
На слайде: «Народный дом имени С.Т.Аксакова»
Учитель: Добрую и честную жизнь прожил С.Т. Аксаков. Будучи не столь уж богатым, С.Т. Аксаков всегда был готов помочь нуждающимся, делая это «под секретом». Поддерживал средствами Н.В. Гоголя, помогал В.Г. Белинскому.
И такими же достойными людьми выросли его дети: Константин и Иван - литераторы, Григорий - губернатор Уфы. Внучка Ольга Григорьевна Аксакова основала первый в Башкирии санаторий - кумысолечебницу для туберкулезных больных.
К 50-летию со дня смерти своего выдающегося земляка городские власти решили воздвигнуть Аксаковский народный дом. Дом решено было построить на добровольные пожертвования народа. Деньги собирали по всей Руси великой.
Аксаковский народный дом должен был обслуживать «все слои населения губернии», в нем предполагалось устроить театральный зал, зал для чтения лекций, библиотеку, музей с отделениями: историческим, географическим, этнографическим. Предполагалось в этом здании организовать и картинную галерею другого знаменитого нашего земляка - известного художника Михаила Васильевича Нестерова. Это была мудрая мысль — увековечить в одном здании память о двух великих уфимцах. К сожалению, не всё было осуществлено так, как задумано.
Аксаковский народный дом (ныне это здание Башкирского государственного театра оперы и балета) признан памятником архитектуры начала XX века, охраняемым государством.
На слайде: «Творческое задание»
Учитель: Ребята, выполняем творческое задание. Ознакомьтесь с раздаточным материалом.
На слайдах: «Аксаковские места в городе Уфе»
Учитель: Ребята, обратите внимание на слайды, где представлены «Аксаковские места» в г.Уфе.
На слайдах: «Лауреаты имени С.Т.Аксакова»
Учитель: На следующих слайдах – лауреаты премии имени С.Т.Аксакова.
На слайде: «Закрепление изученного»
Учитель: А теперь письменная работа по творчеству С.Т.Аксакова «Закрепление изученного. Ознакомьтесь с раздаточным материалом.
В заключение урока учитель подводит итоги урока и выставляет оценки в журнал.
Домашнее задание – написать сочинение-миниатюру на тему «За что полюбила Настенька чудище?»