Цель:
1) Обобщить факты, характеризующие общее положение дел, для характеристики отдельных чиновников, раскрывая общую для всех сущность их "деятельности" и факты, обнаруживающие индивидуальные свойства каждого персонажа;
2) формировать понятие о типических характерах, формировать оценочные отношения подростков к действительности;
3) вызвать на размышление о высоком предназначении человека, его ответственности как за все происходящее вокруг, так и за себя как социально значимую личность; воспитывать непримирение с попирательством прав человека, ответственность за все происходящее вокруг.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: частично-поисковый, эвристический, репродуктивный метод, проблемно-поисковый и другие.
Оборудование: литературные газеты, цитаты, портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации
Эпиграф: Смех - единственное "честное, благородное лицо" в комедии.
I. Вводное слово учителя
- Тема сегодняшнего урока литературы Широкое обобщающее значение характеров комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
1) Мы должны сегодня на уроке сделать вывод о нравах чиновной публики в николаевской России;
2) Обобщить факты, характеризующие общее положение дел;
3) Собрать факты для характеристики отдельных чиновников, раскрывая общую для всехсущность их "деятельности"
4) и факты, обнаруживающие индивидуальные свойства каждого персонажа.
Наш урок имеет название: "Парад лицемерия, зависти и чванства"
Сегодня нам предстоит заочное перемещение во времени и в пространстве, поэтому он носит название "Урок - перемещение во времени и пространстве по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Итак, сейчас мы посетим картинную галерею, где встретимся с портретами героев из произведений Н.В.Гоголя.
II. ПОСЕЩЕНИЕ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ.
- Узнай, кто это?
№ 1. Человек несколько пожилых лет ..... любит себя самому читать нравоучение для своего барина ..... в разговоре с барином принимает суровое ..... и несколько даже грубое выражение. Костюм его - серый или синий поношенный сюртук.
(Осип, слуга Хлестакова)
№ 2. "Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив"
(Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений )
№ 3. Стоявшая у окна красавица, какой еще не видывал отроду; черноглазая и белая, как снег, озаренный утренним румянцем солнца. Она смеялось от всей души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте.
(дочь польского воеводы; панночка, в которую влюбился Андрей Бульба)
№ 4. "Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат ..... он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой- нибудь мысли".
(Иван Александрович Хлестаков)
№ 5. "Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом. Притянули его железными целями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден (кодак ), прижались тут же раскладывать под деревом костер. Но не костер глядел (Тарас)..."
(Тарас Бульба)
№ 6. "Провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитательная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случает выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем..."
(Анна Андреевна, жена городничего)
№ 7. "Человек, прочитавший 5 или 6 книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес ..... всегда сохраняет в лице своём значительную минуту"
(Ляпкин - Тяпкин Аммос Федорович, судья)
III ИНЦЕНИРОВАНИЕ
- А сейчас мы посетим город № ск. Где он находится?
(Город находится где-то между Пензой и Саратовым Хлестаков проигрался в Пензе и ехал в Саратовскую губернию)
- Давайте посмотрим, чем живут чиновники города, что их волнует, какие проблемы и как они решают их.
(Разыгрывается сцена поздравления городничего с замужеством дочери)
Действие V, явл 5-8, немая сцена (выборочно)
(Узнают об обмане: письмо Хлестакова к Тряпичнику и сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора)
IV ПОСЕЩЕНИЕ "ИНСТИТУТА ВРРЕМЕНИ"
(ОПЕРЕЖАЮЩ. ЗАДАНИЕ)
- В чем дело? Почему так боится ревизор "городского администрация"?
Давайте обратимся за СПРАВКОЙ о том, как проводили время, как исполняли свои служебные обязанности чиновники города "№ в "ИНСТИТУТ ВРЕМЕНИ"
- Можете ли вы дать нам такую справку?
(Дети в белых халатах ("сотрудники Института Времени") дают справку, т.с. характеризуют чиновники города)
ГОРОДНИЧИЙ Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
Дальновидность и сообразительность не раз позволяли ему благополучно переживать разные "трудные случаи" да еще и благодарности получать при этом. Он всегда поступает обдуманно и расчетливо. Например, узнав о том, что ревизор уже находится в гостинице, он появляется в гостинице не "официально", а предстает перед ним при самых выгодных обстоятельствах - в заботах об удобствах и благополучии горожан и случайных проезжих. В момент общего ошеломления и растерянности он один не теряет присутствия духа, действуя по принципу "кто кого". Однако он тоже может испытывать чувство страха, больше всего он боится "секретного предписания" и доноса со стороны купечества и гражданства. Он ловок и деловит, он великий дипломат и пройдоха. Решает свои проблемы многократно испытанным средством - взяткой. Он презрительно относится к низшим, он наслаждается возможностью унижать других, с удовольствием ощущая зависть своих бывших сослуживцев. Ему присуще угодничество, трепет, подобострастие перед вышестоящими чинами.
Хитрый и опытный плут отлично понимая, что поступил и наступает безнравственно и незаконно, однако не только не раскаивается в грозную для него минуту, но и в мыслях не допускает возможности какого - либо изменения в своем поведении. И т. п.
Если ему нужно, он унижается, лжет, умоляет унизительные формы обращения низшего чина к высокопоставленному лицу - всё может мобилизовать городничий, подчиняя одной цели: овладеть положением, взять верх в опасной схватке, где на карту поставлено будущее.
Породнившись с ревизорам мечтает "взять в генералы"
ЛЯПКИН-ТЯПКИН Аммос Федорович, судья
Человек, представляющий правосудие, отвечающий за жизни других людей, по своим же собственным словам, "даже не заглядывает в докладные записи - только рукой махает". Однако себя считает более достойным на должность генерала.
ЗЕМЛЯНИКА Артеий Филиппович, попечитель богоугодных заведений.
Самый тонкий пройдоха. Чтобы обезопасить себя, он подленько доносит на других, зная, что ревизору нужен уличающий материал.
ГИБНЕР Христиан Иванович уездный лекарь
Ему затруднительно с больными изъяснятся: он по - русски ни слова не знает и лишь "издает звук, отчасти похожий на И несколько на Е". Фамилия Гибнер на немецком языке вызывает ассоциации с глаголом, означающим "губить", "отравлять".
ПОЧТМЕЙСТЕР, ИВАН КУЗМИЧ ШПЕКИН
Чтение чужих писем считает нормой
ПЕТР ИВАНОВИЧ ДОБЧИНСКИЙ и ПЕТР ИВАНОВИЧ БОБЧИНСКИЙ
- Городские помещики, чудаковатые, любопытные сплетники. Перед высоким чином испытывают подобострастие, страх и восторг, даже съеживаются и дрожат над своей с сёмгой, почувствовав свое ничтожество, когда Хлестаков заглядывает в их тарелки
ХЛЕСТАКОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ, чиновник из Петербурга.
Коллежский регистратор XIV (последнего) класса, которого строгий отец призывает к ответу за мотовство и безделье, сидит в трактире без гроша в кармане. Но и затруднительное положение не могут заставить его всерьез задуматься над чем бы то ни было. Заикаясь от страха петербургский гость обороняется жалобами на трактирщика, горячится, стучит кулаком по столу. Он растерян труслив и одновременно заносчив, что служит ему средством самозащиты в минуту опасности.
Хлестаков - не авантюрист, не корыстный обманщик; он вообще не ставит перед собой никакой сознательной цели. Он говорит и действует под влиянием обстоятельств. Он чистосердечен и тогда, когда говорит правду, и тогда, когда лжет легкомысленный, глупый человек, транжира и хвастун, не упустит случай блеснуть своей светскостью и столичными манерами перед душами, легко играет роль безумно влюбленного. Рисуясь он мобилизует перед душами весь скудный запас сведений о жизни петербургской знати, о событьях и литературе. В его натуре сформировано обстоятельствами стремление казаться, перестать быть собой, стать другим, хотя бы в фантазии сравняться с сильными мира сего озабочен прежде всего тем, как пополнить кошелек, истощавший после солидного проигрыша в карты
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: - Что, по - вашему, упустили "сотрудники Института Времени"? Может быть хотите оспорить их мнение?
- Как приведенные факты характеризуют общее положение дел в городе № ?
(Запущенность городского хозяйства произвел полицейских чинов, фактические отсутствие медицинской помощи, самоуправство почтовых чиновников, запутанность и неразбериха в уездном суде, взяточничество, казнокрадство и хищничество во всех ведомствах, полное бесправие жителей города и безнаказанность, бесконтрольность всех состоящих на государственной службе чиновников)
Пользуясь служебным положением, нарушая законность, городские чиновники даже в ожидании ревизора не собирается отказываться от привычных форм жизни. Все стремления городничего и чиновников сводятся к тому, чтобы скрыть истинное положение дел, обмануть ревизора.
V ПОСЕШЕНИЕ ТАЙНОЙ ПОЛИЦИИ.
- Как вы думаете, что произойдет в городе № после приезда настоящего ревизора?
ВАРИАНТ I. Ревизор окажется покладистым, и городничий, подсунув взятки, обманет его так же, как в свое время ,, мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, подевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! нечего и говорить про губернаторов...,,
ВАРИАНТ II. Ревизор окажется честным человеком и дознается до преступлений. Сменит всю городскую администрацию, а бывшую отдаст под суд.
- Давайте заглянем в Тайную полицию, нет ли там наших знакомых?
РАССЛЕДОВАНИЕ (фрагменты)
Инсценирование. Действуешие лица:
1. Следователь
2. Секретарь
3. Городничий
4. Купцы
5. Слесарь, мещанка Февронья Петровна Пошлепкина
6. Унтер - офицерская жена Иванова
7. Аммос Федорович Ляпкин Тяпкин, судья
РАССЛЕДОВАНИЕ
ДЕЛО №1
Обвиняется Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий. За что обвиняется. Взяточничество, злоупотребление служебным положением, (нарушение финансовой дисциплины) казнокрадство.
Для дачи показаний вызывается городничий А.А. Сквозник-Дмухановский
Следователь: Когда вы впервые почувствовали опасность, побудившую собрать городских чиновников?
Городничий: Я как будто предчувствовал несчастье. Мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видал: черные, ниственной величины, пришли, понюхали - и пошли прочь. "Что-то не так," - подумал я.
(Д I, явл 1)
Следователь: Не получали ли вы каких - либо официальных уведомлений о приезде чиновника из Петербурга?
Городничий: Получил письмо я от Андрея Ивановича Чмыхова, который пишет: Спешу уведомить тебя, любезный друг и благодетель, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд. Ибо он может приехать в любой час, если только уже не приехал и не живет где-то инкогнито...
Следователь: Почему вы боялись приезда ревизор?
Городничий: Да что я? Страху - то нет, а так немножко...
Купечество гражданство меня слушают. Говорят, что я им солоно пришелся, а я, вот ей - богу, если и взял с иного, то, право, без всякой ненависти. Да и нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов. Это уже самим Богатым устроено, и вольтериацы напрасно против этого говорят.
Следователь: Какие распоряжения были отданывали городским чиновникам.
Городничий: По своей части я сделал кое - какие распоряряжения и чиновников попросил кое - что предпринять. Особое внимание обратить на богоугодные заведения, т.к. проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть их. И потому сделать так, чтобы все было прилично: колпаки были чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.
Следователь: Согласны ли с материалами предварительного следствия, подтверждающими хищение из государственной казны? Деньги, выделенные на строительство церкви назад тому 5 лет, присвоены вами, а рапорте указано, что церковь сгорела, хотя она и не начинала строиться.
Городничий: Нет не согласен.
Уже на что, осмелюсь доложить вам, головоломная обязанность градоначальника! Сколько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, поправка словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но благодарение богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах, но, верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: Господа боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было бы довольно? Ей - ей, и почестей никаких не хочу... Перед добродетелью все прах и суета.
Следователь: В материалах следствия также приводятся доказательства о злоупотреблении властью.
Для дачи показаний следствию приглашаются купцы
Вопрос к купцам: Знаете ли вы этого человека?
1-й купец: Такого городничего еще, государь, не было, такие обиды чинит, что описать нельзя... (Д. IV, явл. 10 )
Городничий: Что? А? Что скажете? Они сами обманываются и обманывают народ... Сделаешь подряд с казною, на сто тысяч надуешь её, поставивши гнилого сукна, да потом пожертвуешь 20 аршин, да давай тебе награду еще за это?
(Д.V, явл. 2)
2-й купец: Ей - богу! Такого никто не вспомнит городничего...
Городничий:
Жаловаться? А кто тебе помог сплутовать, когда ты строил мост и написал дерева на 20 тыс., когда как его и на 100 руб. не было? Я помог тебе, козлиная борода! Ты позабыл это? (Д. IV, явл. 10)
Купцы:
Виноваты! Лукавый попутал. И зарекаемся вперед жаловаться.
Приглашается слесарша, мещанка Февронья Петровна Пошлепкина, и унтер - офицерша Иванова.
Слесарша:
На городничего челом бью...
Городничий:
Честно уверяю и наполовину того нет, что она говорит (Д. IV, явл. 11)
Унтер - офицерша:
На городничего, батюшка, пришла...
Городничий:
Налгала она вам... она врет, ей - богу врет, она сама себя высекла (IV, 11.)
Следователь:
Признаете ли вы себя виновным по результатам проведенного расследования?
Городничий:
Нет.
Следователь:
В чем же, по вашему мнению, ваша вина?
Городничий:
Тридцать пять лет живу на службе: ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул! ... Что губернаторов! Нечего и говорить про губернаторов...
Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Сосульку, тряпку принял за важного человека!...
(V, явл 8, финал)
ДЕЛО № 2
Обвиняется Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья уголовного суда, коллежский асессор. За три трехлетия представлен к Владимиру IV-й степени с одобрения со стороны начальства.
За что обвиняется. Взяточничество, халатное отношение к своим обязанностям, несоблюдение законов, в следствие чего произошел развал судебной системы в городе.
Для дачи показаний вызывается Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин.
Следователь:
Как вы объясните приезд ревизора именно в ваш город?
Ляпкин-Тяпкин:
Да, обстоятельство такое... необыкновенно, просто необыкновенно. Что-нибудь недаром... Здесь тонкая и большая политическая причина. Это значит вот что: Россия...да... хочет вести войну, и министром-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены (I, 1)
Следователь:
Какие вы приняли меры, чтобы ревизор не заметил нарушений?
Ляпкин-Тяпкин:
Приказал убрать охотничий арапник да гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами, велел всех забрать на кухню (I,1)
Следователь:
Какое распоряжение относительно ведения дел в уездном суде вы дали своим подчиненным?
Ляпкин-Тяпкин:
... А на этот счет я спокоен. В самом деле, кто заглянет в уездный суд? А если и заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни не будет рад. Я вот уже 15 лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку-а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что не правда (I, 1)
Следователь:
Считаете ли вы себя виновным?
Ляпкин-Тяпкин:
Нет, я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело (I, 1)
Обобщение: (по инценированию "расследования")
- Как вы думаете, какое обвинение может предъявить следствие Землянике Артемию Филипповичу?
(Земляника Артемий Филиппович - попечитель богоугодных заведений, надворный советник, обвинение ему могут предъявить за взяточничество, доносительство, пренебрежение своими служебными обязанностями, хищения, в следствии чего произошел развал здравоохранения в городе).
- В чем могут обвинить Хлопова Илью Лукича.
(Хлопов Илья Лукич- смотритель училищ, титулярный советник обвиняется за воспитание бездуховного, безнравственного поколения)
- Кому из чиновников и какое обвинение может предъявить следствие?
VI РАБОТА В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ
- А сейчас нам предстоит серьезно потрудиться. Представьте себе, что вы сотрудники Научно-исследовательского института и вам предстоит серьезно, с полной ответственностью четко выразить свое личное мнение о чиновниках города № на основе критической статьи В.Г.Белинского о комедии "Ревизор"
ЗАДАНИЕ №1 Перед вами статьи В.Г.Белинского, прочитайте ее и на полях карандашом сделайте следующие пометки:
+ - согласен
- - не согласен
? - хотелось бы узнать подробнее
! - очень интересно, оригинально.
ЗАДАНИЕ №2 - Составим диаграмму Wena - это результате вашего труда в Научно-исследовательском институте.
(На парте - у каждого ученика текст статьи В.Г. Белинского о комедии "Ревизор")
Диаграмма - "чертеж изображавший соотношение каких-либо величин" (Ожегов С.И.)
- У кого есть мнение, которое не прозвучало в этой статье?
VI СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
СОЦИОЛОГИЯ - наука об обществе, отношениях в обществе. (Ожегов С.И.)
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - изучение и объяснение общественных явлений.
№1 Есть ли в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" чиновники, способные, заменив городничего, восстановить справедливость и законность в городе?
А) да;
Б) нет;
В) частично, не в полной мере.
№2. Как вы думаете, что было бы Хлестаков в самом деле был ревизором?
А) отдал под суд "отцов города";
Б) действовал в целях личной выгоды и наживы;
В) с тех, кто смог откупится, взял взятки, а остальных отдал под суд
№3. Допустим, после отъезда настоящего ревизора Сквозник-Дмухановскому удалось сохранить за собой место городничего. Как вы думаете, изменил бы он стиль работы?
А) честно исполнял свои служебные обязанности;
Б) как и раньше использовал бы свое служебное положение;
В) действовал бы более осторожно, скрыто в корыстных целях
№4. Если бы вы лично были в команде городничего города № из комедии Гоголя "Ревизор", смогли бы вы противостоять ему?
А) нет;
Б) да;
В) вместе с ним наживался
№5. Если бы вы оказались на месте городничего №, от которого "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь", сохранили бы вы его стиль работы?
А) да;
Б) ни в коем случае;
В) действовал более скрыто
№6. Как вы предпочли жить?
А) богато, но не честно;
Б) бедно, но честно
В) средне, но иногда вступая в сделки со своей совестью, т.е. не всегда порядочно и честно.
Подведение итогов:
1) Какими увидели чиновников в г. №?
2) Кто придет нам на смену?
А) высоконравственные граждане, с чувством ответственности за все проходящее вокруг: 60%
Б) и с чувством ответственности за себя как социально значимую личность: 40%
№7. Есть ли сейчас, в наше с вами время , среди нас Сквозник- Дмухановские, Ляпкины-Тяпкины, Земляничники, Гибнеры и им подобные.
А) нет
Б) да
В) не знаю
VIII ОБОБЩЕНИЕ
- Вот и подошло к концу наше "перемещение в пространстве и времени", на пора на урок литературы. Многое мы с вами увидели и услышали. Я думаю, вам не терпится поделиться своими впечатлениями.
КАКИМИ ПРЕДСТАЕТ ПЕРЕД НАМИ ГОРОД СЕРЕДИНЫ 19 ВЕКА?
(Запущенность городского хоз яйства , произвол полицейских чинов, фактическое отсутствие медицинской помощи, самоуправство почтовых чиновников, запутанность и неразбериха в уездном суде, взяточничество, казнокрадство и хищничество во всех ведомствах, полное бесправие жителей горда и безнаказанность, бесконтрольность всех стоящих на государственной службе чиновников...)
- КТО ЖЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ КОМЕДИИ?
(Смех - единственное "честное, благодарное лицо" в комедии)- эпиграф к уроку
- ЧТО ПОЛОЖЕНО В ОСНОВУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ЧИНОВНИЧЬЕМ МИРЕ?
(Презрение к низшим и угодничество перед вышестоящими чинами, стремление к власти...)
- ЧТО СБЛИЖАЕТ В ОБЩЕМ НЕПОХОЖИХ ДРУГ НА ДРУГА ЛЮДЕЙ?
- ПОЧЕМУ НЕТ НАЗВАНИЯ У ГОРОДА? СЛУЧАЙНО ЛИ ЭТО?
(Их сближает общность желаний и стремлений, идеалы у них оказываются одинаковыми. И казнят они себя не за совершенные ими беззакония, а за то, что обман не имел смысла.
Пользуясь служебным положением, нарушая всякую законность, городские чиновники даже в ожидании ревизора не собираются отказываться от привычных форм жизни. Все силы направлены на то, чтобы скрыть истинное положение дел, обмануть ревизора.
А когда дело касается взятки, то спор ведется лишь о форме вручения этой взятки, а сама необходимость такого подношения столичному ревизору никем не оспаривается, наоборот воспринимается вполне естественно. Это обстоятельство подтверждает мысль, что и за пределами уездного городка царят те же щихнические нравы, те же беззакония, ставшие нормой жизни бюрократической империи (ведь Хлестаков не отказался от взятки...)
ВЫВОД: При всем различии характеров этих чиновников их всех обвиняет стремление к личной выгоде и наживе, стремление иметь власть, знакомства, известность, деньги, не прилагая никаких усилий, не расходуя ума и сердца, не имея никаких ежедневных обязанностей. Уровень их интересов крайне низок: сплетни, еда, выпивка.
- Актуальна ли комедия "Ревизор" в наши дни?
- Почему и сейчас комедия остается такой же современной и заботливой, как и во времена Н.В.Гоголя?
(И у нас есть люди, любящие "срывать цветы удовольствия", т.е. легко получать жизненные блага, не платя за них трудом, и у нас есть пустозвоны и любители приврать, любители теплых местечек, ловкачи и взяточники).
- Какой НРАВСТВЕННЫЙ ВЫВОД мы сделаем для себя, критически оценивая свои поступки и негативные явления?
(Все перечисленные порочные явления противоречат морали человека, подвергаются общественному осуждению)
IX ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
1) Эпоха, породившая Сквозник- Дмухановских, Ляпкиных-Тяпкиных, Шпекиных, Хлоповых и проч. Ушла в прошлое, но комедия продолжает свою жизнь на сценах театров и вызывает неизменный интерес у современных зрителей и читателей.
2) Вот уже 160 лет комедия живет на сценах театров. Что она дает современному зрителю, читателю помимо того, что мы узнаем о жизни царской империи середины 19 века и о том, как же было искажено представление о подлинном достоинстве человека, если чин значил все!
3) Гоголь - наш верный помощник в борьбе с самодовольством, корыстолюбием, чванством, зазнайством. Его сатирическое и суровое слово борется за высокое призвание человека, за умную, честную, достойную жизнь. Гоголь учит нас ценить блага, достигнутые обществом, уважать в себе человека, он зовет человека быть человеком.
Смех гоголевской комедии отражает высоту нравственной позиции писателя, его мечту о совершенной действительности.
И я надеюсь, что уроки литературы, посвященные изучению комедии Н.В. Гоголя "Ревизор", помогли вам в определении личностной позиции. И те размышления о высоком предназначении человека, его ответственности как за все происходящие вокруг, так и за себя как социально значимую личность, которые звучали на уроках литературы, будут для вас ориентиром в жизни. Неприменение с попирательством прав человека, ответственность за все происходящее вокруг, честность, порядочность, достоинство будут для вас нормой жизни.
4)Нет ли в нас самих, вокруг нас таких - то черт Хлестакова, гоголевских дам, Городничего, Земляники, Бобчинского и Добчинского.
ИТОГ УРОКА
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написать сочинение на одну из тем:
- "Мир чиновничества в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
- "Что осуждает Гоголь в комедии "Ревизор".
- "Смешное и грустное в комедии "Ревизор".