Цели урока:
- анализируя композицию, художественные приёмы выяснить основную мысль сказки-были,
- развить устные речевые способности,
- содействовать воспитанию доброго, отзывчивого, любящего человека.
Тип урока: урок поиска истины.
Вид урока: обобщение знаний.
Оборудование:
- иллюстрации к произведению,
- портрет писателя,
- проектор,
- выставка книг.
1. Слово учителя.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца". За эти несколько уроков все мы, как и автор, подружились с Настей и Митрашей, полюбили их. Теперь пришла пора прощаться с ними. Сделаем же это прощание радостным, пусть у каждого в душе останется что-то доброе, хорошее от этого знакомства, пусть каждый откроет для себя новость, получит радость от общения с замечательным писателем и его героями.
"Основная тема творчества Пришвина - Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы"-, пишет В.А.Солоухин. Давайте проследим эту связь человека и природы в сказке-были Пришвина " Кладовая солнца". Эта работа поможет нам выяснить, в чём же заключается "правда жизни", о которой пишет М.М.Пришвин.
2. Краткий пересказ по иллюстрациям.
(Иллюстрации рассыпаны, ученики выходят к доске, находят нужную иллюстрацию, дают описание в двух-трёх предложениях).
- Вспомним, ребята, сюжет сказки-были. Для этого нам помогут ваши иллюстрации.
- Главные герои - Настя и Митраша.
- Ель и сосна у Блудова болота.
- Две тропинки, идущие от Лежачего камня.
- Митраша в Слепой елани.
- Настя на палестинке.
- Спасение Митраши.
3. Конкурс "Знатоки леса".
- Не отправиться ли и нам вслед за Настей и Митрашей?
- Запомнили ли вы, какое место называется палестинкой?
- Очень приятное местечко в лесу называется палестинкой.А в этой сказке-были это поляна, где Настя нашла много клюквы.
- А что за ягода клюква?
-Клюква-ягода очень полезная и целебная.Она растёт в болотах и сосновых лесах.
- Какие ещё ягоды и цветы вырастают на лесной просеке?
- Ещё в лесу растут черника, брусника, волчье лыко.
- А как цветёт волчье лыко и почему оно так называется?
- "Волки из него себе корзины плетут"-говорил отецМитраши.А цветы бывают мелкие лиловые,алые и ароматные.
-Правда ли, что болото - кладовая солнца и как это понять?
Стр.186. Выразительное чтение учеником.
- Видите, ребята, как много нового мы узнали о природе. А каких зверей и птиц мы увидели?
- Волки, лось, гадюка, глухарь, тетерев... И все со своими повадками, стонами.
- Что вы можете сказать о писателе, который всё это нам открыл?
- Я думаю, что Пришвин не простой писатель, а очень наблюдательный человек.Он всё видит, понимает, рисует.Мы читали, что Пришвин любил путешествовать и всё записывал.Эти записи он использовал в своих произведениях.Природу Пришвин описывает как человека.
- Ребята, давайте послушаем и выясним, как это у Пришвина природа получается похожей на человека.
4. Выразительное чтение пейзажных сцен, выделение художественных приёмов.
- Стр. 183 "Лет двести тому назад..."
- Стр. 187 "На этой подвижной земле..."
- Стр. 184 "Первые лучи солнца..."
- Какие приёмы использует Пришвин, описывая природу?
- Благодаря олицетворениям, сравнениям , метафорам природа одушевлена. Она принимает активное участие в жизни героев.Ветки деревьев напоминают человеческие руки, а сами деревья как живые существа.
- Правильно, ребята. Человек и природа очень близки, очень похожи. Природа тоже может быть доброй и злой. Не всегда греет и сияет солнце. Есть в природе и тучи, и ненастье. И только человек способен в непогоду сберечь тепло и свет солнца.
- Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?
5. Инсценирование сцены ссоры Насти и Митраши.
"Неподвижные, как изваяния...
Деревья завыли, застонали."
- Почему здесь введён такой пейзаж?
- Природа хочет предупредить своих героев.
- Понимают это Настя и Митраша?
-Мне кажется, что нет.Ведь они поссорились и пошли по разным тропинкам. Забыли друг о друге.
- Обида, упрямство помешали им найти правильное решение.
- Не напомнила ли история Насти и Митраши какое-нибудь произведение из татарской или из русской литературы?
- Сказка А.Алиша " Аерылганны аю ашар, бүленгәнне бүре ашар". Лошади не послушались вожака и разделились.И многие погибли.
- И Настя с Митрашей должны были держаться вместе в глухом лесу, в болоте. А они всё это забыли.
- Давайте и мы все вместе отправимся на лесную поляну, отдохнём.(Физкультминутка)
- Видите, как хорошо, когда рядом с тобой друзья, близкие люди. Кто же напомнил об этом Насте и Митраше?
Кто же помог детям, объяснил им правду жизни, переданную от поколения к поколению как наследие?
- Я думаю, что это собака Травка. Ведь она спасла Митрашу, вытащила его из болота, помогла встретиться с сестрой.
- Собака забыла зайца, за которым гналась; забыла о голоде, увидев человека.
- Она предпочла погоне за зайцем, за пищей помощь человеку, попавшему в беду.
-Правильно, ребята. Собака на своем примере показала, что правда жизни заключается в любви к человеку, в любви к природе, в самоотвержении.
(Словарная работа- самоотверженность)
- А теперь, ребята, послушаем, как это поняли Настя и Митраша. И какой поступок показывает, что они это поняли?
6. Рассказ от имени Насти и Митраши. (Прослушивание по магнитофону)
- Настя и Митраша поняли, что они всегда должны быть вместе, поддерживать друг-друга, помогать.
- Настя всю собранную полезную и целебную клюкву передала больным детям.
- Ребята, а вы узнали Настю и Митрашу? Кто они?
- Почему я выбрала именно Тахира и Тахиру?
- Они тоже брат и сестра, и лучше их с этим заданием не справился бы никто.
-Ребята, мы выяснили, какую "правду жизни" передал Антипыч через собаку Травку Насте и Митраше как наследие?
- Мы должны быть вместе, должны поддерживать друг-друга и помогать."Правда жизни" заключается в любви к человеку, к природе.
7. Можем ли мы теперь, ребята, объяснить, какой смысл вкладывает писатель в название "Кладовая солнца"?
- Это торф, который достается человеку в наследие.
- Это вся природа, которая тоже переходит как наследство от одного поколения к другому.
- Это правда жизни, которую от поколения к поколению передают люди, животные, птицы.
(Ученики делают записи в тетрадях)
- Значит самая главная кладовая солнца -это понимание того, что человек и природа -это единое целое. Давайте ещё раз вспомним, что говорил об этом сам М.М.Пришвин.
8. Просмотр видеофильма о М.М.Пришвине.
9. Выступление книголюбов.
- Много других произведений написал М.М.Пришвин о природе.Это и "Корабельная чаща",рассказы "Этажи леса", "Лисичкин хлеб", "Цветущие травы" и другие.Они собраны в этих сборниках.
- К следующему уроку литературы каждый из вас прочитает один рассказ Пришвина и откроет что-то новое для себя и для нас. "Что новое я открыл в рассказе М.М.Пришвина".
- Тема "Человек и природа" является основной для многих русских и татарских писателей. На этой выставке представлены только некоторые из этих книг.
(Реклама на книги)
- Видите, ребята, сколько нового и интересного можно узнать благодаря книгам. Ещё я принесла сегодня "Красную книгу". Что это за книга?
- Важно понять не только то, что природа и человек - единое целое. Нужно помнить и то, что эту связь необходимо беречь, нужно охранять природу. А что мы можем для этого сделать?
(Ответы учеников).