Класс: 8.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Образовательная цель: Научить определять идею художественного произведения посредством анализа образов главных героев на примере рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».
Задачи:
Обучающие:
- формировать навыки сопоставительного анализалегенды о Ларре и Данко, используя разнообразные виды заданий, на основании анализа сформировать представление обучающихся о жизненной позиции героев и автора;
- закрепить умения составлять сравнительную характеристику героев, систематизировать полученные знания с помощью таблицы позиций; пополнить словарь обучающихся нравственными понятиями, литературоведческими терминами, активизировать их в письменной и устной речи учеников.
Развивающие:
- развивать навыки работы с художественным текстом при подборе цитатного материала в соответствии с критериями характеристики образа героя, с толковыми словарями;
- развивать связную устную и письменную речь обучающихся, умение формулировать главный вопрос урока, вопросы рефлексивного характера;
- развивать навыки логического и творческого образного мышления, творческие способности обучающихся;
- формировать коммуникативные навыки: сотрудничать в группе, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение.
Воспитательные:
- вырабатывать собственный взгляд на жизненные ценности;
- воспитывать в обучающихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям;
- формировать в сознании учащихся понимания истинной ценности человеческой жизни, его смысла и назначения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение анализировать литературное произведение: формулировать идею, характеризовать героев, сопоставлять их жизненные позиции, выражать собственное отношение к поступкам героев и позиции автора;
- умение пересказывать отрывки из текста, подбирать цитаты, выразительно читать отрывки из текста.
Регулятивные:
- умение определять цель учебной деятельности и способы её достижения;
- умение оценить себя, осознавать и выделять обучающимися те умения и знания, которые были приобретены ранее; умение оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные:
- умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные:
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); извлечение необходимой информации из текста;
- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Личностные:
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- освоение роли во время занятия обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
- оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Основные понятия: идеал, антиидеал, антитеза, альтруизм, эгоизм, самопожертвование, гордость, гордыня, жизненная позиция, идея произведения.
Педагогические технологии: Педагогическая система Е.Н.Ильина - система преподавания литературы как предмета, формирующего человека (умножать, а не только уважать человека в человеке), элементы технологии критического мышления, ИКТ.
Технические средства обучения: презентация, экран, компьютер, проектор, приложение 1 (Таблица позиций), приложение 2 (Суд племени), приложение 3 (Эмблемы групп), приложение 4 (Домашнее задание).
Этапы урока
(1 слайд)
I. Организационный момент. Приветствие
Учитель: Добрый день, ребята. Добро пожаловать на урок литературы. Проверьте своё рабочее место. Как и на других наших занятиях, вы сегодня будете работать в группах, поэтому я желаю вам успешного сотрудничества, уважайте и слушайте друг друга, соблюдайте правило поднятой руки, будьте внимательны и активны. И тогда у вас всё получится.
(2 слайд)
II. Самоопределение к деятельности
В начале занятия предлагаю вам заполнить Лист ожидания.
- Что хотите узнать на уроке? (Щелчок)
- Как будете узнавать новое? (Щелчок) Обратить внимание на слово «анализировать»
- Что вы должны понять в результате вашего анализа? (Щелчок) Обратите внимание на слово «идея».
- И сделать вывод для кого? (Щелчок) Обратите внимание на слово «умозаключение»
(Щелчок) Итак, цели и способы их достижения поставлены. Можно начинать работать.
(3 слайд)
III. Целеполагание, формулировка проблемного вопроса
Каждое прочитанное вами произведение – это шаг на пути познания самих себя. Если читать вдумчиво, можно найти ответы на самые разные волнующие вас вопросы.
Писатель в этом случае – мудрец, друг для читателя.
- Творчество какого мудреца вы изучаете сейчас? (М.Горького)
- Какое произведение вы прочитали к уроку? (Рассказ «Старуха Изергиль»)
- Откройте тетради, запишите число, тему урока (тема на доске записана)
У М.Горького была мечта. Внимание на экран. Прочитайте цитату: Хочу, чтобы каждый из людей был Человеком.
- На какой же вопрос вы сегодня будете искать ответ? Обратите внимание на слова-помощники (Щелчок) (Что значит быть Человеком по мнению М.Горького?)
- Запишите в тетрадь главный вопрос урока.
(4 слайд)
IV. Актуализация опорных знаний
Пока вы не знаете мнения писателя. Но своё у вас есть. На занятиях с психологом вы составили коллективный синквейн о Человеке в вашем понимании. Озвучьте его.
(5 слайд)
V. Мотивация к учебной деятельности
Ответ на вопрос урока будем искать в прочитанном вами рассказе «Старуха Изергиль».
- Назовите главных героев произведения.
- Кто рассказывает нам их истории?
- В каком порядке они следуют? (Щелчок)
(6 слайд) Чтобы понять идею произведения надо проанализировать… что?(взгляд героев на жизнь или жизненные позиции героев)
- Ознакомьтесь с таблицей позиций. По ходу урока мы будем заполнять её сведениями о героях (См. приложение 1)
- На предыдущем уроке вы разделились на группы по героям и подготовили эмблемы-символы. Объясните значение эмблем. (См. приложение 3)
VI. Изучение нового материала
Сравнительная характеристика героев
- Приступаем к сравнительной характеристике главных персонажей.
- По каким критериям мы будем сравнивать героев? (сначала найдём общее, потом разное)
(7 слайд) Начнём с общего. Ответы подтвердите цитатами из текста.
(8 слайд) Но различий между героями значительно больше. Сравните слова Изергиль о них. Внимание на экран.
(9 слайд) (Слова ТЕНЬ – ИСКРЫ заносятся в графу «Словарь» в таблицу).
Инсценировка «Суд племени» (См. приложение 2)
Сейчас мы предоставим слово самим героям, вызовем их на суд племени и зададим важные вопросы, которые помогут их охарактеризовать и понять их жизненную позицию.
Прочитайте вопросы, продумайте ответы, распределите роли.
Работа с вопросниками:
- 1 группа отвечает на вопросы от имени людей племени Ларре,
- 2 группа – отвечает на вопросы от имени Данко людям племени.
(10 слайд) Суд – Ларра. Ученик выразительно читает цитату: Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем жило могучее племя людей. Однажды появился в племени человек. Он был не похож на людей этого племени. И сказали они: «Ему нет места среди нас!» И вызвали его на суд. (один представитель от 1 группы (Ларра) отвечает на вопросы своей группы)
(11 слайд) Суд – Данко. Ученик выразительно читает цитату: Жили в старину одни люди. Попали они в большую беду, но пришёл Данко и спас всех один.. (один представитель от 2 группы (Данко) задаёт вопросы своей группе)
Цитатная характеристика отличий
(12 слайд) Приведите примеры из текста характеристики героев по признакам на экране.
Сообщения учеников о словах-качествах их толковых словарей
(13 слайд) Более полно понять героев помогут слова-качества. Пополняем словарный запас. Слушаем сообщения из словарей.
- 1 группа зачитывает значения слов: гордыня, эгоизм, презрение
- 2 группа - подвиг, альтруизм, гордость, идеал
(14 слайд) Заполните в таблицах графу «Словарь», выбрав необходимые слова из списка.
- Зачитайте, что вы записали в словарь.
- Почему слово идеал записано вами к образу Данко?
VII. Физкультминутка
Ребята, я предлагаю вам прочувствовать образы героев и на эмоциональном уровне. Встаньте, выпрямитесь, вытяните шею, наклоните голову назад и поднимите руки вверх и расправьте в стороны, как крылья, закройте глаза. Опустите, приложите руки к груди и послушайте своё сердце, сделайте глубокий вдох и выдох, откройте глаза.
VIII. Промежуточный контроль
(15 слайд)
Синквейн о герое
- Сейчас вы составите синквейн на своих героев. План на экране. (Ребята составляют синквейны и озвучивают их)
(16 слайд)
Таблица позиций
- Сформулируйте жизненные позиции героев легенд, заполните таблицу – графа «Жизненная позиция» (Учащиеся заполняют таблицу, зачитывают свои записи)
(17 слайд)
Исповедь Изергиль (беседа)
- Данко и Ларра – герои исключительные, герои легенд. А М.Горький, я, вы – реальные люди. Кто из героев произведения является также реальным человеком? (Изергиль)
- История Изергиль не случайно расположена автором между двумя легендами. Как вы думаете, почему? (она чем-то похожа на Ларру и на Данко)
- Назовите поступки героини, которые делают её похожей на Ларру. (живёт для себя, не ценит чувств других людей, из-за неё умер молодой турок)
- Назовите поступок Изергиль, подобный поступку Данко (рискует своей жизнью, спасает своего любимого из плена).
(18 слайд) Заполним таблицу позиций об Изергиль.
- Её жизненный вывод таков: «Каждый сам себе судьба». (ребята записывают цитату в тетрадь) Как вы понимаете эти слова?
Позиция автора = идея рассказа
- Она кто: идеал или антиидеал?
Поэтому именно её устами говорит автор - отвечает на наш вопрос.
(19 слайд)
Прочитайте слова Изергиль:
- Смотрели бы в старину зорко, слушали бы старших – там все отгадки найдутся…
- Каждый сам себе судьба!
- В жизни всегда есть место подвигам.
- Если бы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свой след, а не тень…
Опираясь на ключевые слова и словосочетания, сформулируйте ответ на вопрос урока: что значит быть Человеком по М. Горькому? (Щелчок)
Заполните в таблицу графу «Автор»
IX. Закрепление нового материала
(20 слайд)
Сравнение позиций
- Сравните ваш синквейн о Человеке, синквейны о героях и позицию автора. К какой была ближе ваша точка зрения?
Обращение к жизненному опыту
- Ребята, приведите примеры людей с большой буквы в истории нашей страны, которые в жизни могут служить примером для вас.
(21 слайд)
X. Итог урока
Пришло время подвести итоги урока. Посмотрите на Лист результатов занятия.
- Вы узнали запланированное?
- Для этого проделали всю необходимые действия?
- Поняли идею рассказа?
(Щелчок)
XI. Рефлексия
Осталось сделать вывод каждому из вас для себя. Попробуйте задать себе вопрос по теме урока. Пользуйтесь фразами-помощниками, которые представлены на экране.
(Щелчок)
XII. Информация о домашнем задании (См. приложение 4)
Сегодня, ребята, у вас также, как и у героев М.Горького, есть выбор при выполнении домашнего задания. Домашнее задание – это письменное размышление-ответ на вопрос. Вопрос вы выбираете сами. Или это будет ответ на вопрос урока: «Что значит «быть человеком» по мнению М.Горького?», или на свой вопрос: «О чём заставил меня задуматься рассказ М.Горького «Старуха Изергиль»?» В помощь вам записи в тетрадях, сделанные на занятии.
А сейчас я предлагаю вам отдать второй экземпляр своей эмблемы любому однокласснику из противоположной группы. (Ребята обмениваются эмблемами)
Посмотрите, теперь у каждого из вас есть символы Человечности – живое сердце и свободолюбивые крылья!
Наше занятие я хотела бы закончить высказыванием М.Горького: «Превосходная должность – быть на земле человеком!» Я уверена, что вы обязательно станете настоящими людьми, надеюсь, что наш урок – это небольшая ступенька каждого из вас к Человеку внутри себя! Спасибо вам за занятие!
Материалы к уроку
- М.Горький «Старуха Изергиль».
- https://yandex.ru/images/ (портрет М.Горького).
- https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2013/10/blog-post_19.html (иллюстрации к рассказу в презентации).
- https://900igr.net/kartinka/literatura/nachalo-tvorcheskogo-puti-maksima-gorkogo-230353/illjustratsija-v.-makeeva-k-rasskazu-starukha-izergil (иллюстрации к рассказу в презентации).