Урок-повторение и обобщение знаний по творчеситву А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Разделы: Литература


Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме “Творчество А.С.Пушкина. Сказки”.

Задачи урока:

  1. Раскрыть выразительность пушкинских сказок, показать их связь с фольклором; закрепить навыки работы с текстом (отбор необходимых материалов, их анализ), умение давать развернутый ответ.
  2. Развивать память, творческое мышление, речь учащихся
  3. Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование к уроку: иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, портрет писателя.

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение темы урока и цели.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас будет необычный урок, потому что встреча с творчеством этого писателя каждый раз открытие и праздник! Посмотрите на оформление класса.

– О чем мы будем сегодня говорить? (заслушать ответы учащихся)

Ребята, сегодня мы с вами будет повторять сказки Александра Сергеевича Пушкина, вспоминать его героев, анализировать этимологию его сказок и покажем, что язык сказок Пушкина очень выразителен.

Вы молодцы – принесли книжки со сказками, они будут нашими непременными помощниками. Итогом урока должно стать “Дерево пушкинских сказок”. Оно сейчас без листвы, наша задача, вспоминая сказки Пушкина и их героев, постепенно одеть деревце.

По ходу урока учащиеся будут “одевать” дерево персонажами сказок Пушкина.

II. Беседа с учащимися.

Павел Петрович Бажов говорил: “Сказки Пушкина – это сплав народного творчества и личного творчества поэта” (записано на доске). Докажем это утверждение.

– Сколько сказок написал Александр Сергеевич? Назовите их. (“Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане, о славном и могучем сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”, “Сказка о золотом петушке” и “Сказка о Медведихе”)

– Как рождались сказки Пушкина? Что послужило основой для их написания? (сказки Пушкина основаны на народных сказках, записанных поэтом со слов его няни Арины Родионовны Яковлевой)

– Что вы знаете об этой женщине? (Эта чудесная русская женщина была неграмотной крепостной, но человеком с богатой душой).

– Как вы понимаете выражение “человек с богатой душой”?

(Она вынянчила всех детей в семье Пушкиных – Ольгу, Александра, Льва. Она настолько была привязана всем сердцем к этому семейству, что когда в год рождения Александра, его отец дал ей вольную, она отказалась от нее, предпочитая и дальше быть рядом со своими воспитанниками. С маленьким Сашей Пушкиным она рассталась в 1811 году, когда его увезли в Лицей. А когда в 1824 г. поэт оказался в ссылке в Михайловском, няня помогала своему воспитаннику коротать вечера. Александру было тогда 25 лет, но он с удовольствием слушал сказки няни)

Расскажите, какою вы себе представляете няню поэта (выслушать ответы учащихся)

Пушкин очень любил Арину Родионовну. В своих стихах он писал:

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?...

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила.
Спой мне песню, как девица
За водой по утру шла…

– Нарисуйте устную картину той лачужки и той комнаты, в которой поэт заслушивался сказками (заслушать ответы). А теперь попробуем воссоздать ту атмосферу, которая царила в той комнате…

Приглушается свет, зажигается свеча.

Учащиеся следят по тексту, который заранее лежит у них на столе.

Складно и певуче сказывала няня: “Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что одним зерном государство накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, а третья, что с первого года родит 33 сына.

Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать.

Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась ее погубить. После трех месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34-ый уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке – месяц.

Послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца, напоила его пьяным, подменила письма, в коем написала, что царица разрешилась ни мышью, ни лягушкой, а неведомой зверушкой.

Царь опечалился, но повелел дождаться его приезда. Мачеха первой встретила гонца от царя и подменила письма; написала повеление, чтоб заготовить две бочки, одну – для 33 царевичей, а другую – для царевны с чудесным сыном – и бросить их в воду. Так и сделали…

Выжидается пауза, зажигается свет, гасятся свечи.

– Основой для какой сказки Пушкина послужила эта народная? В чем вы видите сходство? В чем различие? (заслушать ответы учащихся)

– Подведем первый небольшой итог. Доказали ли мы слова Бажова относительно сказок Пушкина? Какие аргументы привели в доказательство? (Доказали. Пушкин писал сказки на основе народных, которые услышал от своей няни и записал. Он расширил народные образы, сделал их более выразительными, его сказки сохранили поэтику народных сказок)

III. Сравнение сказок Пушкина с народными.

1. Пушкин брал сюжеты народных сказок. Но как разительно отличаются его творения от народных! Чем отличаются? Народная сказка устремлена к одной цели, в ней нет параллельных сюжетов. Вспомним сказку “Царевна-лягушка”. Иван-Царевич ищет стрелу,… (учащиеся продолжают). А что в это время делает царь? Что творится в государстве? – об этом в сказке не повествуется. В пушкинских же сказках много параллельных сюжетов. Вспомним, в “Сказке о мертвой царевне…” 7 братьев “едут погулять, серых уток пострелять”. А в это время? (царевна входит в дом, прибирается в нем). Главное в сказках Пушкина – не происшествия, а характеры и картины.

2. Как строятся народные сказки? Каковы зачины и концовки? А у Пушкина?

3 сказки из 5 имеют традиционный зачин, а 2 сказки – другие. Прочитайте.

“Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился…” или

“Три девицы под окном пряли поздно вечерком…” (Все так просто, по-народному!)

– А какие у пушкинских сказок концовки? Прочитайте.

“С третьего щелчка вышибло ум у старика” (т.е. сошел с ума)

“Сказка о попе и работнике его Балде”

Смешно? Но и жалко! Балда преподал жестокий урок. Какой? (“Не гонялся бы ты поп за дешевизной”). Ведь не гуманно наказывать до такой степени?

“Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто”

“Сказка о рыбаке и рыбке”

Почему герои ничего не получают? Можно ли оправдать старуху, ведь она всю жизнь прожила в бедности, захотела спокойной и сытой старости! (Старуха злая, вздорная. Она наказано за то, что сама ничего не делала для достижения цели)

А старик? Ведь он добрый и трудолюбивый. Почему и он наказан? За что? (Он служит вздорной старухе, он холоп!)

А почему рыбка перестала выполнять просьбы старика? (рыбка не продает своей свободы)

“С колесницы пал Дадон – охнул раз, – и мер он. А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывало.”

“Сказка о золотом петушке”

За что Дадона постигла такая судьба? (он не держит обещаний, забыл перед Шамаханской царицей про смерть обоих сыновей.)

– На страницах пушкинских сказок тоже сражается Добро со Злом. Кто они, добрые силы? А кто воплощает Зло? Разберем это на примере “Сказки о мертвой царевне”

– Дайте характеристику царевны и царицы.

Царевна милая, кроткая женственная, терпеливая, братья называют ее “ласковой сестрою”. Она заботливая хозяйка, благовоспитанная, верна своему жениху.

Красива и внешне, и духовно

Царица – полная противоположность царевне: злая, завистливая, жестокая, тщеславная “горда, ломлива, своенравна и ревнива”.

Красота только внешняя

3. В народной сказке, записанной Пушкиным, богатыри не сватаются к царевне. Почему же Пушкин изменяет сюжет? Что он хотел показать эпизодом сватовства? (верность царевны). В записи упоминаются только собаки, которые ходят на цепях и не подпускают мачеху, пришедшую под видом нищенки.

А у Пушкина как выразительно описан пёс! Для чего? Прочитайте. (Чтобы показать преданность его царевне, подчеркивает ее ласковость и кротость)

– В какой сказке мы еще встречаем царевну? (Царевна-Лебедь в “Сказке о царе Салтане…”). Какой она показана Пушкиным?

А сама-то величава,
Выступает, будто пава…

нарисована в величественных тонах

Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
“Да, такая есть девица,
Но жена не рукавица!”

речь медлительная, полная женского достоинства

4. Известно, что при написании “Сказки о попе…” Пушкин пользовался вариантом народной сказки, по которому поп встречается с Балдой, заключает договор и все, только попадья взволновалась: “Щёлк щелку рознь!”

А у Пушкина каким описан поп? (он радешенек, что получил дешёвую силу, услышав о щелке, только на мгновение задумался, а потом положился на русский авось).

5. Чем отличаются народные сказки от литературных? Да, у них есть автор. Как автор выражает свое отношение к героям? Проследим это на примере пушкинских сказок.

“Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша…”

Любовь к царевне

“Черт ли сладит с бабой гневной

Презрение к царице

“… бедненький бес под кобылку подлез…”

Сострадание

6. Сказки Пушкина написаны народным языком. Приведите примеры из текстов.

7. Как многозначно слово Пушкина! Вот слово “золотой”. Что оно обозначает в употребленных Пушкиным выражениях.

Старуха (дворянка), на руках золотые перстни

Кольца из золота

Яблоко “так румяно-золотисто”

Блестит, переливается

“позолоченный рожок”

Драгоценный, сияющий

– А как подробно Пушкин описывает детали! Прочитайте описание яблока (“наливное, молодое, золотое”, “соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто медом налилось! Видны семечки насквозь”)

8. Слову Пушкин придавал большое значение. И как оно выразительно! Вспомним, какое слово употребил поэт.

Издалече наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула, (как выдох)
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла

Ничего не сказала рыбка,
Лишь по воде плеснула

Вся столица содрогнулась,
а девица – хи-хи-хи да ха-ха-ха! (легкомыслие)
Не боиться, знать, греха!

Море вздуется игриво,
Закипит, подымет вой.
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя
33 богатыря!

9. Как выразительны у Пушкина глаголы! Через действие он передает движение души. Какие чувства испытывает герой и как его характеризует отрывок?

И царица хохотать,
И плечами пожимать

Радость, довольство

Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив
В двери прямо побежала

Гнев, досада, ярость от поражения

Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет.
Да по зеркальцу как топнет,
Каблучком-то как притопнет!

Своенравность, капризность

Взбежав, пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился, проглотил его, свалился
И издох…

Верность хозяину, готовность его защищать, непримиримость ко злу

Бедненький бес
Под кобылку подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу,
Два шага шагнул,
На третий упал,
Ножки протянул.

Сострадание к бесу

IV. Обобщение.

Урок подходит к концу. Вы хорошо работали. Подведем итог.

– В чем обаяние пушкинских сказок? (как сказал А.Слонимский обаяние пушкинских сказок “в прелести стиха, в простоте и выразительности народной речи, в их глубокой человечности, в пушкинском уме, который сверкает в каждой строчке” Вы согласны с этим?)

– Читая сказки Пушкина, мы вступаем в волшебный мир. Вот как об этом написала одна из учениц нашей школы: “Пушкин, как волшебник, открывает нам мир и самих себя. Он вносит в нашу душу добро и понимание”

– Вспомним, как Пушкин объяснился в любви к народным сказкам? Написал “Пролог” к поэме “Руслан и Людмила”. Давайте прочитаем его.

– А как вы объяснитесь в любви к сказкам Пушкина? Знаете ли вы наизусть отрывки из его сказок? Прочитайте! Это будет лучшим объяснением!

– А вот так объяснялись в любви к творчеству Пушкина учащиеся нашей школы много лет назад (Приложение 1)

V. Домашнее задание.

– Попробуйте выразить личное отношение к сказкам Пушкина в стихах или прозе.