Цели:
- дать учащимся представление о том, как проходили зимние праздники в нашей местности;
- познакомить с их особенностями;
- привлечь учащихся в непосредственное участие в празднике;
- воспитывать любовь к родному краю через углубленные знания традиций, истории и культуры его жителей.
Оборудование: интерьер класса напоминает крестьянскую избу: на доске изображены окна, на них шторы; у окон стол, на нём стоит самовар, чайные чашки, на тарелках пироги, бублики, печенье (домашние булочки), блины, хворост (своеобразная выпечка). На краю стола на расшитом полотенце- хлеб да соль. Стол застлан расшитой скатертью. На тумбочках вышивка. В углу класса стоит кровать, на ней покрывало и простыня с плетёным кружевом, подушки с расшитыми наволочками. По обе стороны от стола стоят стулья, они покрыты “настульниками”, на которых тоже вышивка. Рядом со стульями с обеих сторон лавки, на тумбочке гармонь. В “ святом” углу икона, обрамлённая “ набожником”. На полу тканые дорожки.
Примечание: возможно использование затемнения, свечей.
ХОД УРОКА
Учитель (в русском костюме):
- Добрый вечер, добрые молодцы да красные девицы! Добрый вечер, дорогие гости! Нет, я не ошиблась, сказав: “Добрый вечер!” Потому что мы собрались в этой крестьянской избе на вечёрку.
(Дети сидят на лавках. Они в русских костюмах. Каждый по очереди произносит приметы, пословицы).
- Пришла зима – не отвертишься.
- Будет зима – будет и лето.
- Зиме и лету перемены нету.
- А ведь зима лето строит.
- В декабре – солнце на лето, зима – на мороз.
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
- Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Ведущий: Эти и другие народные приметы, отражённые в пословицах и поговорках, говорят о том, что, находясь в полной зависимости от природы, наши предки наилучшим образом изучали окружающий их мир. Они примечали “ мельчайшие подробности случайностей природы”, улавливали закономерности и связи одних явлений с другими.
Поэтому жизненный уклад земледельца изначально определялся в первую очередь сменой времён года, поворотными сроками солнечного календаря. Особо выделялись четыре момента: “ Вспомните, какие?”
(Это зимний и летний солнцевороты: Спиридон – солнцеворот – Рождество Христово; время от Аграфены Купальницы – 6 июля до Петрова дня –12 июля; весеннее и летнее равноденствия (в русском календаре им соответствуют зимние святки – конец декабря – начало января, Иван Купала – 7 июля, март и сентябрь).
Звучит в записи песня, исполняемая на вечёрках. На этом фоне ребята продолжают говорить слова.
- Декабрь – первый зимний месяц. Декабрь – первый месяц в земледельческом календаре русского народа.
- Декабрь в народе назвали студень, студный, стужайло.
- Декабрь – стужайло на всю зиму землю студит.
Ведущий: И опять крестьянин приметил…
- Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промёрзшая земля-то это к урожаю.
- Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам – плохое будет лето; коли же останется промежуток – урожайное.
- Вот уж январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг.
- Январь – году начало, зиме серёдка.
- Январь – батюшка год начинает, зиму величает.
- Месяц-январь – зимы государь.
- Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.
- Январь назвали в народе просинец, перелом зимы, перезимье.
Ведущий: И в это время ничего не могло уйти от зоркого глаза крестьянина.
Вот и появились другие приметы, связанные с январём.
- Сух январь – крестьянин богат.
- Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий: не жди грибов до осени.
- Коль в январе март, бойся в марте января.
- Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
- Если в январе эхо далеко уходит – морозы крепчают.
- Третий зимний месяц – февраль назвали снежень. бокогрей, широкие (кривые) дороги.
- Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.
- Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.
- Февраль силён метелью, а март – капелью.
- Февраль зиму выдувает, а март ломает.
- Февраль строит мосты, а март их ломает.
- Февраль богат снегом, апрель – водою.
Ведущий: А что же предвещали февральские приметы?
- Если февраль будет дождливый, то такими же можно ожидать весны и лета, а если погодливый, то предвещает засуху.
- Февраль холодный и сухой – август жаркий.
- Как в феврале аукнется, так осенью откликнется.
- Февраль переменчив: то январём потянет, то мартом проглянет.
- Февраль и теплом приласкает и морозом отдубасит.
- У февраля два друга – метель да вьюга.
- Бокогреюшко – февраль, он теплом обычно враль.
- Какова погода первого числа, таков и весь февраль.
Ведущий: (Если это ученик, то лучше данные слова говорить самому учителю).
Каждый месяц народного календаря имел свои праздники, которые представляли собой своеобразные обряды, сопровождающиеся песнями, загадками, пословицами, поговорками, заговорами, частушками и другими жанрами календарно-обрядовой поэзии.
Обряды передавались из поколения в поколение и, таким образом, складывались народные традиции.
Народный земледельческий календарь сохранял такой взгляд на природу, взгляд, по сути дела, языческий, когда всё, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость.
Крестьяне поклонялись грому, солнцу и месяцу, почитали камни, водоёмы, деревья. Живыми представлялись и явления природы.
Земледелец был уверен, что особой силой воздействия на природу и человека обладает слово. Люди были убеждены в том, что, даже просто назвав явление, предмет, они тем самым приобретали над ним силу, власть.
Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Поэтому огромную роль в обряде играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания.
Обрядовые песни заклинали и описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни. Лучший пример тому – обходы дворов на Святках, во время Масленицы, в день первого выгона скота и в некоторые другие дни. Специальные группы колядовщиков (волочебников) ходили от дома к дому и исполняли песни – пожелания, величания, воспевая в них неправдоподобное, сказочное благополучие, идеальные семейные отношения. Ватага колядующих требовала вознаграждения и получала его в виде обрядового печенья (фигурки овец, коров, плуга и пр.), ритуальной еды или питья.
Народный месяцеслов даёт прекрасную возможность увидеть, услышать, почувствовать всю красоту и ёмкость фольклорного слова. Очевидно и другое: с каким вниманием, благоговением и одновременно свободой, даже лихостью обращается крестьянин с языком, творимым и хранимым им. Наши неграмотные предки умели находить особую прелесть и смысл в звучании слова.
В этом мы сейчас ещё раз убедимся.
(На скамье сидят девушки. Одна из них смотрит в окно.)
- Наступили морозы…
- Сильные холода сулят надёжный урожай.
- Нынче большой иней, бугры снега (смотрит в окно), глубоко промёрзшая земля – к хлебородию.
- Сегодня рождественский сочельник, канун Рождества.
(Исполняется песня “ В огороде верба…”). В это время девушки заняты рукоделием.
- Мотай клубки туже, чтобы кочаны у капусты были твёрже.
- Ну, ребятушки, идите к столу.
(В это время раздаются звуки гармошки. В дом входят ряженые. Они поют частушки, колядки. Затем обращаются к хозяйке избы.)
- Хозяйка, награди гостей!
- Вот вам, гости дорогие, за ваше прославление от нас вам угощение!
Ведущий: Так проходил один из зимних праздников – вечер перед Рождеством.
С Рождества (7 января) начинались Зимние святки, которые длились до Крещения.
На Святки нельзя было работать, особенно по вечерам. Это было большим грехом. Молодые ребята и девушки собирались на вечёрки: пели песни, играли, шутили, девушки гадали.
Следующим праздником, который предшествовал Крещению, был вечер перед Крещением, 18 января. Его называли Крещенский вечер, Канун Богоявления, Голодная кутья или Второй сочельник (ели особое блюдо – сочево).
С этого дня начинался пост.
- Крещенский вечер был главным днём святочных гаданий.
Ведущий: Раз в Крещенский вечерок девушки гадали… (Девушки гадают).
(Затем парни и девушки играют в игры, и обязательно “В фанты”, поют песни, соревнуются в пляске.)
Заканчивается праздник народной песней, чаепитием.