Урок-посвящение "Да будет мужественным твой путь…" (о жизни и творчестве И.А. Бродского)

Разделы: Литература


Цели:

  1. Познакомить учащихся с фактами биографии И.Бродского.
  2. Раскрыть драматизм судьбы поэта, вызвать интерес к его личности и творчеству.
  3. Сформировать представление о поэтической индивидуальности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портрет, аудиозаписи песен Леонида Марголина на стихи И.Бродского (в исполнении Олега Митяева), выставка книг поэта, презентация (Приложение №1).

Пояснение: В уроке задействованы два ведущих, третий ученик (ведущий-автор) выступает от лица поэта (он сидит за отдельным столом, на котором книги, листы бумаги). При прослушивании музыкальных композиций количество слайдов можно увеличить. Анализ стихотворений планируем на следующий урок.

Ход урока

Вступительное слово учителя. (Слайд №1):

Наш урок посвящён выдающемуся поэту, лауреату Нобелевской премии - Иосифу Бродскому, чья жизнь была полна драматических поворотов. На его долю выпали годы бедности и непризнания, ссылка, эмиграция и громкая всемирная слава. При этом он сам, “русский поэт и американский гражданин”, всегда считал главным для себя творчество, стоящее вне государственных границ. “Да будет мужественным / твой путь, / да будет он прям / и прост…” Эти слова звучат как молитва в биографии Бродского. Жизнь и судьбу поэта искривляли внешние, враждебные ему силы, но его мужества и веры в себя хватило, чтобы им противостоять и, в конечном счете, победить. Все песни, которые прозвучат сегодня на уроке, написаны на стихи И.Бродского.

Ведущий-автор. (Слайд №2):

Когда ты стоишь один на пустом плоскогорье, под
бездонным куполом Азии, в чьей синеве пилот
или ангел разводит изредка свой крахмал;
когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты мал,
помни: пространство, которому, кажется, ничего
не нужно, на самом деле нуждается сильно во
взгляде со стороны, в критерии пустоты.
И сослужить эту службу способен только ты.

1 ведущий. (Слайд №3, 4):

Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец его, Александр Иванович Бродский, был фотокорреспондентом армейской газеты. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.

Раннее детство Иосифа пришлось на годы войны, блокады, затем — послевоенной бедности и тесноты. Эстетические взгляды Бродского формировались в Ленинграде сороковых и пятидесятых. Неоклассическая архитектура, сильно пострадавшая во время бомбёжек, бесконечные перспективы петербургских окраин, вода, множественность отражений, — мотивы, связанные с этими впечатлениями его детства и юношества, неизменно присутствуют в его творчестве.

2 ведущий. (Слайд №5):

В 1955 году Бродский совершает первый, по его словам, “свободный поступок” — уходит из школы после восьмого класса в знак протеста против “ада серости и убогого материализма”. И уже в этом был его вызов системе, в которой государственное образование считалось, безусловно, высокой ценностью.

С пятнадцати лет поэт перепробовал множество работ. Сначала поступил учеником фрезеровщика на завод. Затем безуспешно пытался поступить в школу подводников. В 16 лет загорелся идеей стать врачом, месяц работал в морге, но, в конце концов, отказался от медицинской карьеры. Кроме того, в течение пяти лет после ухода из школы Бродский работал истопником в котельной, матросом на маяке, рабочим в пяти геологических экспедициях. В то же время он много, но хаотично читал - в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу, начал изучать английский и польский языки. Самообразование заменило официальные дипломы.

По собственным словам, Бродский начал писать стихи в восемнадцать лет. “Пилигримы”, “Памятник Пушкину”, “Рождественский романс” - наиболее известные из ранних стихов Бродского. Для многих из них характерна ярко выраженная музыкальность.

1 ведущий читает стихотворение Рождественский романс” (Слайд №6).

2 ведущий. (Слайд № 7):

Цветаева и Баратынский, а несколькими годами позже - Мандельштам, оказали, по словам самого Бродского, определяющее влияние на него. В 1961 году произошло знакомство Бродского с Анной Ахматовой, которая становится не только литературным учителем поэта, но и его духовным наставником.

1 ведущий. (Слайд №8):

В 1962 году Бродский встретил молодую художницу Марину Басманову. Ей посвящены стихи “Я обнял эти плечи и взглянул…”, “Ни тоски, ни любви, ни печали…”, “Загадка ангелу”. Они расстались в 1968 году после рождения общего сына Андрея Басманова.

Ведущий-автор читает стихотворение “Для школьного возраста”

2 ведущий. (Слайд № 9):

Стихи Бродского расходились в списках, в обход и поверх печатного станка, доказывая изначальное свойство поэзии завоевывать сердца с голоса, с лета, с первого взгляда. Увы, чем сильнее звучал этот голос, тем подозрительнее относились к нему те, кого Блок в своей Пушкинской речи назвал “чиновниками”, собирающимися “направлять поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на ее тайную свободу и препятствуя ей выполнять ее таинственное назначение”.

Ведущий-автор читает стихотворение “Только пепел знает, что значит сгореть дотла…”.

1 ведущий:

Большие поэты, как большие деревья, притягивают к себе молнии. 29 ноября 1963 года в газете “Вечерний Ленинград” появилась статья “Окололитературный трутень”. В статье Бродский клеймился за “паразитический образ жизни”. Было очевидно, что статья является сигналом к преследованиям и, возможно, аресту Бродского. Тем не менее, по словам Бродского, больше, чем клевета, последующий арест, суд и приговор, его мысли занимал в то время разрыв с Мариной Басмановой. На этот период приходится попытка самоубийства.

2 ведущий. (Слайд № 10):

13 февраля 1964 года Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве. В камере у него случился первый сердечный приступ. Суд состоялся 18 февраля 1964 года. Из стенограммы заседания суда, выполненной журналисткой и писательницей Фридой Вигдоровой:

Ведущий-автор встает из-за стола, отвечая на вопросы “судьи”.

Судья: Ваш трудовой стаж?
Бродский: Примерно…
Судья: Нас не интересует “примерно”!
Бродский: Пять лет.
Судья: Где вы работали?
Бродский: На заводе. В геологических партиях…
Судья: Сколько вы работали на заводе?
Бродский: Год.
Судья: Кем?
Бродский: Фрезеровщиком.
Судья: А вообще какая ваша специальность?
Бродский: Поэт, поэт-переводчик.
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья: А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…
Бродский: Я не думал… я не думал, что это даётся образованием.
Судья: А чем же?
Бродский: Я думаю, это… (растерянно)… от Бога…
Судья: У вас есть ходатайства к суду?
Бродский: Я хотел бы знать: за что меня арестовали?
Судья: Это вопрос, а не ходатайство.
Бродский: Тогда у меня нет ходатайства.

1 ведущий:

Все свидетели обвинения начинали свои показания со слов: “Я с Бродским лично не знаком…”, что очень напоминало травлю Пастернака: “Я роман Пастернака не читал, но осуждаю!..”. После первого закрытого судебного разбирательства поэт был помещен в судебную психбольницу, там он три недели подвергался издевательским экспериментам, но был признан психически здоровым.

Ведущий-автор:

- Они обвинили меня в тунеядстве. Хотя я писал стихи и работал как переводчик, меня обвинили в том, что я не имею постоянного места службы. Я отказался вступить в государственный союз писателей. В предъявленном мне обвинении содержалось шестнадцать пунктов. Я сказал: “Если все эти обвинения верны, я должен получить высшую меру наказания. Если же нет, должен быть освобождён”.

2 ведущий. (Слайд № 11):

Бродский был приговорен к пяти годам принудительных работ административной ссылки за тунеядство и выслан в Архангельскую область. В одном из интервью Бродский назвал это время самым счастливым в своей жизни. В ссылке Бродский изучал английскую поэзию.

Ведущий-автор:

- Я помню, как сидел в маленькой избе, глядя через квадратное, размером с иллюминатор, окно на мокрую, топкую дорогу с бродящими по ней курами, наполовину веря тому, что я только что прочёл… Я просто отказывался верить, что ещё в 1939 году английский поэт сказал: “Время… боготворит язык”, а мир остался прежним.

1 ведущий. (Слайд № 12):

В ноябре 1965 года, после многочисленных выступлений отечественных и зарубежных писателей в защиту талантливого поэта, ему было разрешено вернуться в Ленинград, но судимости с него никто не снял и реабилитирован он не был, что фактически закрывало ему путь к читателю, отнимало возможность публиковаться на Родине. Четыре стихотворения — вот все, что удалось опубликовать Бродскому в родной стране. После возвращения из ссылки Бродский опубликовал несколько произведений за границей, что в те годы могло расцениваться чуть ли не как измена Родине.

2 ведущий. (Читает на фоне проигрыша песни “Прощай”):

12 мая 1972 года Бродского вызвали в ОВИР ленинградской милиции и поставили перед выбором: эмиграция или тюрьмы и психбольницы. К тому времени Бродскому уже дважды приходилось проводить несколько недель в психиатрических больницах, что было для него намного страшнее тюрьмы и ссылки. Он выбрал эмиграцию.

Звучит песня “Прощай” (муз. Л.Марголина, слова И.Бродского) (Слайд № 13).

1 ведущий. (Слайд №14, 15):

В эмиграции поэт начал работать в должности приглашённого профессора на кафедре славистики Мичиганского университета в г. Энн-Арбор: преподавал историю русской литературы, русской поэзии XX века, теорию стиха. В 1981 году переехал в Нью-Йорк. Не окончивший даже школы Бродский работал в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском. Продолжая писать на английском языке, получил широкое признание в научных и литературных кругах США и Великобритании, удостоен Ордена Почётного легиона во Франции. Занимался литературными переводами на русский и на английский. В 1986 году написанный по-английски сборник эссе Бродского “Less than one” (“Меньше единицы”) был признан лучшей литературно-критической книгой года в США. В 1987 году Бродский стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, которая была присуждена ему за “всеобъемлющее творчество, насыщенное чистотой мысли и яркостью поэзии”.

2 ведущий:

Родители Бродского двенадцать раз подавали заявление с просьбой разрешить им повидать сына, но им было отказано. Бродскому не позволили приехать даже на их похороны. Родителям посвящены стихотворения “Представление”, “Памяти отца: Австралия”, эссе “Полторы комнаты”.

1 ведущий:

С началом перестройки в СССР стали публиковаться стихи Бродского, литературоведческие и журналистские статьи о поэте. В 1990-х годах начали выходить книги. В 1995 году Бродскому было присвоено звание Почётного гражданина Санкт-Петербурга. Последовали приглашения вернуться на родину. Бродский откладывал приезд: его смущала публичность такого события, чествования, внимание прессы, которыми бы сопровождался его визит. Одним из последних аргументов было: “Лучшая часть меня уже там — мои стихи”. Мотив возвращения и невозвращения присутствует во многих его стихах.

Ведущий-автор читает стихотворение “Стансы” (Слайд №16 ):

2 ведущий. (Слайд №17):

В последние годы судьба была более милостива к поэту. В 1990 году Бродский женился на русско-итальянской переводчице Марии Содзани, у них родилась дочь, маленькая Анна Мария Александра, названная так в честь Анны Ахматовой и родителей — Марии Моисеевны и Александра Ивановича Бродских.

1 ведущий. (Слайд №18):

Одним из самых любимых городов поэта была Венеция. Из интервью:

- Расскажите, почему Вы любите Венецию.

Ведущий-автор:

- Она во многом похожа на мой родной город, Петербург…Она так прекрасна, что понимаешь: ты не в состоянии отыскать в своей жизни – и тем более не в состоянии сам создать - ничего, что сравнилось бы с этой красотой. Венеция недосягаема. Если существует перевоплощение, я хотел бы свою следующую жизнь прожить в Венеции – быть там кошкой, чем угодно, даже крысой, но обязательно в Венеции.

2 ведущий:

“…Когда так много позади
всего, в особенности - горя,
поддержки чьей-нибудь не жди,
сядь в поезд, высадись у моря.
Оно обширнее. Оно
и глубже. Это превосходство -
не слишком радостное. Но
уж если чувствовать сиротство,
то лучше в тех местах, чей вид
волнует, нежели язвит”.

Звучит песня “Ломтик медового месяца” (муз. Л.Марголина, слова И.Бродского). Слайд №19, 20, 21

1 ведущий: Из интервью:

- Не хотели бы вы вернуться и снова жить в России?

- Хотел бы. Правда, очень хотел бы…Я бы вернулся туда при одном условии. Думаю, что я имею право требовать выполнения этого условия. Условием я ставлю опубликование всех моих работ.

2 ведущий:

Бродский умер от инфарктa в ночь на 28 января 1996 года в Нью-Йорке. Похоронен в Венеции — на кладбище острова Сан-Микеле.

Ведущий-автор. (Слайд №22):

Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.

1 и 2 ведущий (читают по очереди). (Слайд №23):

Шесть “заповедей” Иосифа Бродского выпускникам Мичиганского университета 1988 года:

1. И сейчас, и в грядущем – я думаю, это окупится – следите за точностью своего языка. Постарайтесь строить свой словарь и обращаться с ним так же, как вы обращаетесь со своей чековой книжкой...
2. И сейчас, и в грядущем постарайтесь по-доброму относиться к родителям... Не бунтуйте против них, ибо, по всей вероятности, они умрут раньше вас, и таким образом вы избавите себя если не от горя, то от чувства вины...
3. Не слишком полагайтесь на политиков – не потому, что они глупы или бесчестны, хотя чаще бывает именно так, а не иначе, но потому, что масштабы их задач слишком велики даже для лучших из них...
4. Старайтесь не вылезать вперед, старайтесь быть скромными.
5. Любой ценой старайтесь избегать признания за собой статуса жертвы... в тот момент, когда вы начинаете винить кого-то другого, вы подрываете свою способность что-то изменить...
6. Старайтесь не обращать внимания на тех, кто будет стараться делать вашу жизнь непереносимой. А таких будет много – и официально назначенных, и добровольцев. Если их нельзя избежать, претерпите, но как можно скорее забудьте о них... У мира, в который вы вступаете, дурная репутация. Географически он приятнее, нежели исторически, визуально привлекательнее, нежели социально. Сильно сомневаюсь, что он станет симпатичнее к моменту, когда вы его покинете. Но это единственный мир, у нас имеющийся: альтернативы не существует, а если бы таковая и имелась, нет никакой гарантии, что она была бы намного лучше наличного...

Звучит песня “Пилигримы” (муз. Л.Марголина, слова И.Бродского). (Слайд №24, 25, 26)

Домашнее задание:

Выучить наизусть любое стихотворение И.Бродского.