Урок-праздник "Ради жизни на земле"

Разделы: Литература


Этот нестандартный урок литературы проводится накануне Дня Победы.

Оформление.

Живые цветы.

Звучит песня“ День Победы”

(Слова Харитонова, музыка Тухманова).

На доске: тема урока, эпиграф:

“Для нашей Родины всегда будет святым день 9 Мая.”

(Маршал К. Жуков.)

Выставка книг о Великой Отечественной войне.

Выставка рисунков и творческих работ учащихся.

Картины:

А. Дейнека “Оборона Севастополя”,

А. Лысенко “Победа.1945год.”.

Учитель: Ребята! Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок - праздник. Мы проводим его накануне большого и радостного праздника - 60-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.

Для всех нас День Победы – это день торжества, день памяти, “праздник со слезами на глазах ”.

Давно уже стали историей грозные дни войны. О них вы много узнали и еще узнаете из прессы, телепередач, на уроках истории и литературы, на классных часах, из рассказов ветеранов. Советские писатели с первого дня войны начали создавать коллективную летопись мужества и героизма нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Эту летопись составляет огромное множество произведений: стихи, песни и поэмы, рассказы, повести и романы, пьесы и киносценарии, очерки и публицистика, дневники. Поистине необъятное книжное море!

Тысячи людей были на войне героями. Имена многих нам неизвестны. Мы даже часто не знаем, что герои живут рядом с нами.

(Учитель представляет гостей - участников войны. Дети дарят им цветы.)

Уважаемые гости! Пусть наш урок будет и для вас небольшим праздником. А оживить в памяти важные страницы истории нам поможет группа ребят. Слушая правдивые строки художественной литературы и публицистики, строки произведений, основанных на документальном материале, вспомним о трудном пути нашего государства к победе, вспомним павших.

1-ый ученик: Враги, напавшие на нашу страну, были сильными и очень жестокими, они беспощадно убивали стариков женщин, детей. Это они оставили на земле кровавые незаживающие следы: в Польше - Майданек и Освенцим, во Франции - Орадур, в Чехословакии-Лидице, в России - Красуха, на Украине - Бабий Яр, в Литве-Пирчюпис, в Белоруссии - Хатынь.

На экране –мемориал (Хатынский колокол, Вечный огонь возле “Стены памяти ”).

С болью и гневом гудят колокола Хатыни. Они рассказывают о трагедии белорусской деревни.

22марта 1943 года отряд фашистов окружил деревню. Все жители - старики, женщины, дети- были заживо сожжены.

149 живых душ поглотил лютый пожар. В живых случайно оказался единственный взрослый житель Хатыни Иосиф Иосифович Каминский и четверо мальчишек. Они поведали миру о страшном преступлении фашизма.

В книге белорусского поэта Антона Белевича “Хатынь: боль и гнев ” есть страшный рассказ И.И. Каминского:

“Загнали нас всех в овин, а в том овине под крышей летают голуби. Через круглую дыру под коньком вылетают, воркуют в гнёздах…Люди добрые, как я в те горькие минуты завидовал голубям: они могут прилетать, могут вылетать. А я, жена моя и дети, родичи и соседи в ловушке. И не выйти нам из неё на волю…

Тесно, душно стало в холодном, просторном овине. Некого больше гнать, всех хатынцев вместил пустой сараище. Проскрипели, затворились снаружи ворота…

И вдруг жуткий голос:

- Горим!..

Горьким дымом запахло в овине. С крыши посыпались искры…Люди бросились к воротам. Стали колотить ногами, плечами навалились. Затрещали ворота, распахнулись. Свежим ветром дохнуло в овин, свинцовым ливнем хлестнуло…Как в кузнечном горне. Трещат волосы, дымится одежда…Кричу сыну прямо в ухо:

- Под ногами у людей пробирайся к воротам!

Пополз он, я - за ним. Выползли. Адам вскочил и, пригнувшись, побежал за овин. Догнали его вражьи пули…Бросился я к сыну, а фашист и по мне очередью. Упал я. Подошёл солдат и давай меня сапогами пинать, прикладом бить. Подумал злыдень, что я уже мёртв…”

…В луже крови лежал Иосиф Иосифович Каминский…Он уже не видел и не мог видеть, как догорал овин, как догорали в том овине дети, догорали их отцы и матери, деды и бабушки, догорала жизнь Хатыни…

2-ой ученик:

В концлагерях были убиты и замучены миллионы людей.

Вспоминает польская писательница Кристина Живульская, которая в 1943 году попала в гитлеровский лагерь уничтожения – Освенцим. Ей чудом удалось выжить, и она рассказала людям о зверствах гитлеровцев в книге “Я пережила Освенцим ”: “На обратном пути из лагеря, проходя мимо второго крематория, я слышала предсмертные крики. Мы опять шли с шефом. В ногу, пятерками, бледные, сжав зубы, мы шли “дорогой смерти ”.

Мы повернули направо, к нашим воротам. Транспорт с платформы шел прямо к крематорию. Светловолосая девочка нагнулась, чтобы сорвать цветок у дороги. Наш шеф возмутился. Как можно портить цветок, как можно топтать траву? Его воспитание не позволяет спокойно смотреть на это. Он подбежал к ребенку, которому было не больше 4-х лет, и пнул его ногой. Малютка упала и села, изумленная, на траву. Она не плакала. Не выпуская из ручонок сорванный от цветка стебель, она глядела широко открытыми, удивленными глазами на эсэсовца. Мать взяла ребенка на руки и пошла вперед. Девочка все время выглядывала из-за ее плеча. Она не спускала глаз с нашего шефа. Ручка крепко сжимала стебелек.

-Взгляд этого ребенка-приговор всему фашизму, - с ненавистью проговорила идущая рядом со мной Таня.

-Что это за чудовище: бить ребенка, который через пять минут

погибнет…”.

(Звучит песня “Нам нужна одна победа” (Муз. Б. Окуджавы).

3-ий ученик: Фашисты хотели запугать советских людей, превратить их в покорных рабов, но наши города отражали бешеный натиск врага. У стен Бреста, Севастополя, Москвы, Одессы, Киева, Ленинграда, Сталинграда нашли свою гибель фашистские армии.

Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На 62 километра
В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперёк России -
И всю её прикрыл собой!

(С. Орлов “Сталинград”.)

4-ый ученик:

Вся Родина встала заслоном,
Нам биться с врагом до конца,
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца!

Идет через грозные годы
И долю народа всего,
Идет через сердце народа
И вечную славу его!

Идет через море людское,
Идет через все города…
И все это, братья, такое,
Что враг не возьмет никогда!

Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах!
Твоя оборона
Идет через наши сердца!

(А. Прокофьев “Москва”.)

5-ый ученик:

В веках будет жить подвиг защитников Москвы, Сталинграда, Севастополя, Ленинграда.

900 дней город-герой Ленинград сопротивлялся врагу. Вместе со взрослыми перенесли блокаду и подростки.

(Зачитывает строки дневника ленинградского юноши В. Мантула из книги “Говорят погибшие герои”):

23 июня 1941 года.

Началась война с Германией…Пойду добровольцем.

9 июля.

Я подал заявление, но не взяли.

1 августа.

Часто приходится бегать по тревоге на пост. Дежурю сейчас на крыше своего корпуса…

29 сентября.

Побывал несколько раз под бомбами.… Пришёл после 18-ти часовой смены. Работал полдня и ночь.

Ноябрь.

250 гр. хлеба (почти глины) в день, артиллерийские обстрелы, отсутствие жиров, конфет, мяса…

Декабрь.

Порвались ботинки. С дырявой подмёткой на морозе погрузка или выгрузка угля, очистка проездов от снега. А затем всё те же 250 гр. хлеба.

4января 1942 года.

Прошёл Новый год. Встречали его с чашкой чая, куском хлеба и ложечкой повидла… Кончаются дрова. Взять неоткуда.

13 января 1942 года.

Надо сейчас идти по воду. Вода замёрзла абсолютно везде, и нести её придётся за 4 километра из колодца…Мороз меня прямо страшит. Если дойду, то это будет великое счастье…

Владимир Мантула – один из рядовых защитников города Ленинграда – умер в 17 лет от голода.

1-ый ученик: Минувшая война-это море человеческой крови и страданий. И надо воздать должное нашему народу, который сумел выстоять и одержал Великую Победу!

Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.

Там, где мы брали кровью, с боя,
Противотанковые рвы,
Цветы, обрызганы росою,
Встают, качаясь, из травы.

Где ночь от ярких молний слепла,
Кипела в заводях вода, -
Из камня, щебня и из пепла
Встают родные города.

И вот дорогою обратной,
Не покоряемый вовек,
Идет, свершивши подвиг ратный,
Великий русский человек.

Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от черной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.

А сзади темные могилы
Врагов на дальнем берегу-
О нашей доблести и силе
Напоминание врагу.

(М. Дудин “Победитель”.)

Учитель: Художественная литература, запечатлевшая беспримерный героизм нашей армии и флота, партизан и тружеников тыла, служит для новых и новых поколений неиссякаемым источником познания того, что такое война, сколько горя и страдания причинила она нашему народу и какой дорогой ценой досталась нам победа.

Талантом писателей, поэтов, пишущих на десятках языков народов нашей страны, создана коллективная эпопея Отечественной войны1941-1945годов.

На нашей книжной выставке представлены лишь некоторые книги о Великой Отечественной войне.

Безусловно, талантливых, получивших признание читателей произведений о войне, неизмеримо больше.

В нашей школьной библиотеке вы сможете взять эти и многие другие книги. Читая их, вы глубже узнаете о том, как верил наш народ в победу, как ненавидел фашистских захватчиков, как любил Родину!

2-ой ученик: 9 мая 2005года наша страна будет отмечать славную дату - 60-летие со дня Победы. Ради жизни других людей гибли на фронтах наши прадеды. И именно ради жизни на родной земле несут сегодня свою службу, исполненную зачастую смертельных опасностей, наши воины - современники. Низкий поклон им за это, поклон людям, которым выпал тяжкий жребий войны.

Низкий поклон вам, воинам - победителям, доблестным ветеранам, выстоявшим, победившим, свято исполнившим свой воинский долг!

(Звучит песня “День Победы”.)

Слово предоставляется ветеранам. Они вспоминают далекий день - 9Мая1945г. Дети благодарят ветеранов и дарят им сувениры.

3-ий ученик: Память о тех, кто погиб в Великой Отечественной войне, обязывает нас хранить мир на земле, чтобы не повторилась вновь страшная трагедия.

Восходят рассветы, сгорают закаты,

Не ищет, не знает земля тишины.
В трудах и тревогах седеют солдаты-
Герои давно отгремевшей войны.
Прошли эти люди сквозь громы и пламя,
Но молоды сердце и руки сильны.
На стройках великих работают с нами
Герои давно отгремевшей войны.
Мы помним про подвиг, свершенный когда-то,
Дорогу отцов продолжают сыны.
Спокойны и счастливы будьте, солдаты,
Герои давно отгремевшей войны.

(Геттуев “Герои давно отгремевшей войны”.)

4-ый ученик: В мире добра и красоты человек сам добреет, теплеет душою, яснеет сердцем. Он может еще плодотворнее создавать добро для людей. Так пусть же никогда не уснет разум, пусть навечно в нашей памяти останутся имена героев, отдавших жизнь за мир на земле!

5-ый ученик:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

(А. Твардовский.)