Урок-открытие нового имени в 8-м классе: "Плутон, поднявшийся из ада". В.Т.Шаламов и его "Колымские рассказы", "Последний бой майора Пугачева" (обучение элементам написания рецензии)

Разделы: Литература


Варлам Тихонович Шаламов и его «Колымские рассказы»

(1907-1982 гг. ХХ век).

«Последний бой майора Пугачева».

Обучение элементам написания рецензии – 2 часа.

ЦЕЛИ:

1. Познакомить учащихся с творчеством В.Т.Шаламова, открыть мир творческой лаборатории писателя, основные темы его «Колымских рассказов». Выявить идейный смысл рассказа «Последний бой майора Пугачева», вовлечь учащихся в размышления над судьбами заключенных.

2. Учить работе с текстом, уметь находить мельчайшие детали, изобразительно-выразительные средства, раскрыть роль пейзажа и портретной характеристики для создания образов, раскрытия внутреннего мира героев.

3. Развитие навыков выразительного чтения, практических умений в работе по нахождению художественных тропов.

4. Воспитание порядочности, гуманизма, милосердия.

Ни один человек не становится
Ни лучше, ни сильнее после лагеря.
Лагерь – это растление для всех –
Для начальников и заключенных…

В. Шаламов

Их привезли на смерть - сменить
Вот этих живых мертвецов.

В. Шаламов

Будь проклята ты, Колыма,
Что прозвана чудной планетой!
Сойдешь поневоле с ума,
Отсюда возврата уж нету …

(из песни «Я помню тот Ванинский порт»).

Мы множество раз повторяли «Никто не забыт, ничто не забыто» - и предали глубочайшему забвению миллионы наших сограждан. Мы с комом в горле слушали «Бухенвальдский набат», но не слышали набата Колымы, Печоры, Соловков. А ведь жертвы сталинского геноцида не имеют даже братских могил.

Только в 30-е годы в стране было репрессировано более 1000 литераторов. Сегодня необходимо вернуть людям право на память. Ведь так долго нам внушали, что ни сталинского геноцида, ни хрущевских бульдозеров, зарывающих картины художников-неформалов, ни брежневских «психушек», в которых томились абсолютно здоровые люди только потому, что не вписывались в рамки системы, не было. Кому-то нужно было, чтобы чувство памяти, право на память атрофировались в наших душах.

Да, можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нем. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое Слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья.

Трагические страницы советской истории открылись в произведениях: Евгении Гинзбург «Крутой маршрут», Анатолия Жигулина «Черные камни», Олега Волкова «Погружение во тьму», Георгия Владимова «Верный Руслан», Юрия Домбровского «Хранитель древности», «Факультет ненужных вещей», Варлама Шаламова «Колымские рассказы», Льва Разгона «Непридуманное», Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛаг».

Например, Олег Волков пробыл в ГУЛаге 28 лет, начиная с Соловков, поэтому он досконально постиг нашу норму жизни – изощренную систему унижений. «Погружение во тьму – процесс, который идет в душе человека, полностью его опустошая».

История атрофии человеческой души отражена в «Колымских рассказах» В.Т. Шаламова.

Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству этого писателя. Поэтому и урок называется – урок - открытие нового имени.

Записываем в тетрадь тему, эпиграфы. Что вы можете уже сказать о Шаламове как писателе, прочитав всего несколько строчек?

Наша главная цель – узнать не только факты биографии В.Т. Шаламова, но и прочувствовать сердцем, душой все тяготы лагерной жизни; познакомиться с его произведениями, понять основную идею рассказа «Последний бой майора Пугачева», выяснить роль пейзажных зарисовок, портретной характеристики героев, художественных тропов.

Параллельно будем знакомиться с новым для вас жанром сочинения - рецензии на художественное произведение. У каждого из вас на столе – план рецензии. Зачитайте.

По ходу работы делайте записи в тетради.

Для написания сочинения-рецензии нужно хорошо знать и биографию писателя, и творческую его лабораторию, историю создания произведения. С этого и начнем наше знакомство с творчеством В.Т. Шаламова. Откроем для себя новое имя.

1. В.Т. Шаламова можно назвать человеком трагической судьбы. В этом вы убедитесь, познакомившись с биографией писателя.

Индивидуальное задание.

Запись 1-го вывода в тетрадь:

Почти 20 лет тюрьмы: лагеря, ссылки, одиночество и забытость в последние годы жизни, жалкий дом престарелых, и в конце концов, как венец всему мытарству – психушка, куда он был насильно перевезен из этого дома, чтобы вскоре умереть от воспаления легких.

Кажется, его судьба затем и послана была ему, чтобы вместить в себя самые страшные испытания, которые нес человеку тоталитарный режим.

II . Итак, что же послужило причиной для написания "Колымских рассказов" ?

С историей создания "Колымских рассказов" вас познакомит ………………..

Индивидуальное задание.

Писатель выжил, чтобы рассказать правду, какой бы страшной она ни была. Свои произведения автор называл «художественным исследованием страшной реальности», «новой прозой», «прозой живой поэзии, прозой живой жизни, которая в то же время – преображенная действительность», а себя – «Плутоном, поднявшимся из ада».

III. «Энциклопедией колымской жизни» можно назвать его произведения. Шаламов убежден: лагерь – это только зло. Он превращает человека или в зверя, или в забитое, презренное существо. Охранники избивают и убивают заключенных, уголовники – политических.

Рассказы 50-х годов – это зарисовки с натуры, маленькие истории о колымских доходягах, всеми способами цепляющихся за жизнь. При чтении этих коротких рассказов, становится жутко, больно за человека.

Вот послушайте реальные случаи из колымской жизни, ставшие сюжетной канвой рассказов:

Свитер шерстяной, домашний, часто лежит на лавке и шевелится – так много в нем вшей.

Идет шеренга, в ряду люди сцеплены локтями, на спинах жестяные номера (вместо бубнового туза), конвой, собаки во множестве, через каждые 10 минут – Ло-жись ! Лежали подолгу в снегу, не поднимая головы, ожидая команды.

У кого-то видели листок бумаги в руках – наверное, следователь выдал для доносов; 16-часовой рабочий день.

Спят, опираясь на лопату, - сесть и лечь нельзя, тебя застрелят сразу. Тех, кто не может идти на работу, привязывают к волокушам, и лошадь тащит их по дороге за 2-3 км.

Ворот у отверстия . Бревно, которым ворот вращают, и 7 измученных оборванцев ходят по кругу вместо лошади. И у костра – конвоир. Чем не Египет ?

Из таких «случайных картинок» складывается представление о жизни на Колыме. Дополнит ваши впечатления знакомство с такими рассказами, как «Маша», «Сгущенное молоко», «Ягоды».

Индивидуальное задание:

Рассказ «Маша» представляет

  • «Сгущенное молоко»
  • «Ягоды»

ВЫВОД: писатель показал, во что могут превратиться люди, лишенные человеческих условий жизни; как система, убивая одних, из других делает моральных уродов, преступников и убийц.

Автор «Колымских рассказов» считает лагерь отрицательным опытом для человека – с первого до последнего часа. Человек не должен знать, не должен даже слышать о нем. Еще раз хочется обратить внимание на эту мысль Шаламова:

- Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь – это растление для всех – для начальников и заключенных.

Я думаю, прослушав пересказы коротеньких миниатюр, вы убедились в справедливости этого высказывания автора.

Таким образом, вы познакомились с биографией В.Т. Шаламова и историей создания его «Колымских рассказов», что необходимо отразить в сочинении-рецензии. План рецензии 1-2 пункты.

IV. Правда жизни стала эстетическим кредо В. Шаламова. Никаких проклятий, даже, казалось бы, никаких эмоций не высказывает автор в своих произведениях. Отчего же проза В. Шаламова так сильно воздействует на наши души и сердца?

Потрясает рассказ «Последний бой майора Пугачева», написанный в 60-е годы. После войны в северо-восточные лагеря стали прибывать заключенные, прошедшие войну. Вся их «вина» была лишь в том, что они пережили окружение и плен. И герою рассказа, майору Пугачеву, ясно: «их привезли на смерть – сменить вот этих живых мертвецов».

Работа с текстом, с. 400.

1. Какие же проблемы (вопросы) ставит Шаламов в рассказе? (Встреча человека и мира, борьба человека с государственной машиной).

Цитата, с.401, «Аресты 30-х……..»

2. Очень кратко, но в то же время достоверно и точно показана писателем лагерная жизнь. Что вы узнали о жизни заключенных?

3. В центре рассказа – майор Пугачев. Какое мнение у вас о нем сложилось (Человек дела, умный, размышляющий, думающий).

4. Кто такие репатрианты? Почему именно майор Пугачев и его товарищи подготовили и осуществили побег?

Словарная работа: Репатриация- (лат.) – возвращение на Родину военно-пленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов.

5. Чем интересна композиция рассказа? Обратим внимание на название рассказа.

Заметили ли вы такой прием в композиции, как рассказ в рассказе? Сначала рассказывает автор, а о подготовке к побегу и о самом побеге мы узнаем из уст майора. Этот художественный прием - рассказ в рассказе - придал большую достоверность повествованию.

Рассказ начинается и заканчивается на трагической ноте.

С. 405. Ночь. Тайга. Первая ночь на свободе. Именно в эти минуты Пугачев вспоминает вою жизнь, и мы узнаем его страшную судьбу. Судьба каждого из товарищей майора, зеков, бывших летчиков, фельдшера, танкиста, механика, разведчика передается от лица майора.

Хочу обратить ваше внимание на такие цитаты:

«Беглецы почувствовали себя снова солдатами.»

«Перед ними была тайга, но страшнее ли она болот Стохода?» (Главное, что они на свободе, эти ни в чем не повинные люди.)

У нас работали 3 творческие группы. Предоставим слово первой, которая анализировала портретные зарисовки, характеры героев.

(Не дается конкретного портрета, только действия, поступки; схожие судьбы, сильные характеры, поэтому они и оказались вместе, решились убежать; главное – свобода, умереть свободными, а не за колючей проволокой, как враги народа; честные, смелые люди, сумевшие сохранить в себе человеческое достоинство. Через описание портрета выражается авторская позиция, что помогает определить душу героя, его мысли, черты характера.

6. Но государственная машина власти сильнее. Беглецы выслежены. Но как вы думаете, почему 12 человек вступают в бой, ведь со своими же будут биться, такими же русскими людьми, своих же будут убивать! Почему бы не сдаться?

Работа с текстом, цитаты.

С. 407. Он (Пугачев) вел их на смерть – они не боялись смерти.

С. 406. О том, что лучше смерть, чем арестантская жизнь, что лучше умереть с оружием в руках, чем уставшим от голода и работы под прикладами, под сапогами конвойных.

Хочется вспомнить слова поэта-барда Александра Галича:

«Я выбираю свободу, - но не из боя, а в бой,
Я выбираю свободу быть просто самим собой».

С. 410. Вот как скоро все кончилось…

Но лучше всех, достойнее всех были его 11 умерших товарищей. Никто из тех, из других людей его жизни не перенес так много разочарований, лжи, обмана. И в этом северном аду они нашли в себе силы поверить в него, Пугачева, и протянуть руки к свободе. И в бою умереть. Да, это были лучшие люди его жизни.

7. Читая рассказ, вы обратили внимание на пейзажные зарисовки этого сурового колымского края. Какие пейзажи особенно привлекают ваше внимание?

Слово второй творческой группе.

С. 402, 404, 405.

Вывод: Природа одушевлена, она живая, переживает за беглецов, помогает им, но и предупреждает об опасности, трудности пути.

Природа отражает и душевные переживания героя. Она не только фон, на котором происходят все события рассказа, но и участница.

8. Какие особенности художественной манеры В. Шаламова вы увидели в рассказе?

Художественные тропы:

Оксюморон - живые мертвецы.

Метафоры – всю зиму плелась сеть этого, чуть не единственного за 20 лет заговора.

Метонимия – власть его боялась, он был не нужен власти.

Сравнения - снег лежал, как слитки серебряной руды…

Они вошли в тайгу, как ныряют в воду.

Деревья умирали лежа, как люди.

Пугачев был не охотником, а зверем.

Ягода безвкусная, как снеговая вода

Могучие корни были похожи на исполинские когти хищной птицы, вцепившейся в камень.

Эпитеты - Огромный молчаливый лес.

Бледно-сиреневая полярная ночь со странным бессолнечным светом.

Северный ад.

Олицетворения – Деревья умирали.

Вывод: Художественные тропы помогают ярче, полнее раскрыть характеры героев, их волю и стремление к свободе. Олицетворения, сравнения, эпитеты создают тяжелую картину происходящих событий. С. 410. Цитата.

9. Чем объяснить, что майор Пугачев думает о своих соратниках и о заключенных, оставшихся в лагере, как о «лучших людях в его жизни»? Эти люди здесь, в этом северном аду, где их считали не за людей, а за скот, где их унижали, морили голодом, которые из фашистского плена попали в плен советский, смогли сохранить в себе все самое лучшее, где их пытались растоптать, убить морально в первую очередь.

Рассказ заканчивается трагично. Беглецы убиты, Пугачев предпочел самоубийство, и другого выхода у него не было, Солдатова вылечили, чтобы расстрелять.

Ценность этого рассказа и других не только в правдивом изображении минувшего, но и в том, что писатель воспроизвел нравственно-психологическую атмосферу тех «культовых лет». Ничего не забыл бывший зек Шаламов: «На свете нет ничего более низкого, чем намерение «забыть» эти преступления».

Итак, сегодня вы открыли для себя новое имя и новую тему в литературе – лагерную.

Что дало вашей душе, сердцу, уму это знакомство?

Продолжим работу над рецензией. Обратимся к плану.

Какие пункты плана кажутся вам сложными?

Чтение образца сочинения-рецензии.

Закончить урок хочется таким напоминанием: теперь мы знаем, что никто в нашей культуре не пострадал так от режима, как лирики. Ведь лирика по сути своей личностна, субъективна, сокровенна.

Задохнулся от отсутствия воздуха Александр Блок.

Расстреляны: Николай Гумилев, Сергей Клычков, Николай Клюев…

В лагере погиб Осип Мандельштам.

Арестовывались, высылались, прошли ГУЛаг:

Николай Заболоцкий, Варлам Шаламов, Иосиф Бродский.

Подверглись гонениям: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Александр Твардовский.

Покончили самоубийством: Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Марина Цветаева.

Умерли в изгнании: Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Владислав Ходасевич, Иосиф Бродский, Александр Галич…

И это далеко не все имена жертв режима.

И как напутствие вам, ребята, строчки Александра Галича:

Если правда у нас на знамени,
Если смертной гордимся гордостью,
Так чего ж мы в испуге замерли
Перед ложью и перед подлостью?
Не замирайте, друзья мои, ни перед ложью, ни перед подлостью.
Учитесь мужеству, будьте порядочными людьми!

Домашнее задание.

Написать рецензию на рассказ Шаламова «Последний бой майора Пугачева».

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4