Урок-исследование "Город, который лжет". Петербург в повестях Н.В. Гоголя

Разделы: Литература


Цели и задачи урока: проанализировать повести Гоголя, развить умение учеников выражать свои мысли, читательские впечатления и наблюдения; углубить изучение гоголевской прозы; наглядно продемонстрировать учащимся особенности творчества писателя; закрепить усвоение литературоведческих терминов и понятий; развить устную речь учащихся.

Система проведения урока: работа по инициативным группам (предварительно класс делится на 4 группы, приблизительно с равным количеством сильных и слабых учащихся; учащиеся рассаживаются по группам, сдвигая парты).

Оборудование: репродукции картин с видами Петербурга, иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя Саввы Бродского, книжно – иллюстративная выставка “Петербург Гоголя”.

Опережающие задание для учащихся: прочитать повести Н.В.Гоголя “Невский проспект”, “Портрет”, “Нос”, “Записки сумасшедшего”; подготовить отрывки для выразительного чтения из произведений А.С.Пушкина о Петербурге (“Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Медный всадник” и другие).

Теме Петербурга всегда уделяется значительное внимание на уроках литературы. Учащимся интересно следить за трансформацией этого образа в творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, А.Блока, А.Ахматовой.... И если Петербург Пушкина или, к примеру Некрасова, учащимся понятен и воспринят, то Петербург Гоголя часто остается ими не понятым, или, в лучшим случае, воспринят как единое целое с Петербургом Некрасова. На уроках литературы мы обращаемся к гоголевской “Шинели”, часто забывая, что это не обособленное произведение, а повесть из цикла. Данный урок поможет учителю выстроить разговор с учениками о “Петербургских повестях” Гоголя, а учащимся сформировать представление о гоголевском Петербурге!

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Петербург, как и всякий другой город, имеет свою судьбу. Он живет своей жизнью, имеет свои законы развития, над которыми не властны его носители. Кто же лучше всего сможет выразить образ города, как не художник, и, может быть, лучше всего художник слова? Ибо ему доступно целостное видение города. Одни писатели создавали случайные образы, откликаясь на выразительность Петербурга, другие, ощущая свою связь с ним, создавали сложный и целостный портрет северной столицы, третьи вносили свои идеи и стремились осмыслить Петербург в сопоставлении с другими городами. И, наконец, четвертые, совмещая все это, творили из Петербурга целый мир, живущий своей жизнью. Каждая эпоха русского общества знает свой Петербург. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.

Творцом Петербурга “неугомонного” был Александр Сергеевич Пушкин.

2. Учащиеся выразительно читают отрывки из произведений А.С.Пушкина, посвященные Петербургу.

3. Слово учителя.

Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой Набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью – “полнощных стран краса и диво”. Но был и другой – “дома без всякой архитектуры”, кишащие “цеховым и ремесленным населением”, Мещанские, Садовые и Подъяческие улицы, набережные “Канавы”; харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки, ночлежки... Творцом такого Петербурга был Николай Васильевич Гоголь.

4. Беседа с учащимися.

  1. Петербург является городом детства Н.В.Гоголя?
  2. Когда впервые Гоголь познакомился с Петербургом?
  3. В каких районах Петербурга, проживал молодой Гоголь?
  4. Как вы думаете, испытал ли Гоголь восторг провинциала перед масштабностью столицы?
  5. Как вы можете прокомментировать слова Гоголя “Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал красивее, великолепнее...”?

5. Слово учителя.

Живя в Петербурге, наблюдая за бытом мелких лавочников, ремесленников, чиновников, Гоголь собирал материал для своего нового сборника повестей. С середины 1830-х годов до начала 1840-х годов в творчестве Гоголя, как бы из отдельных фрагментов, складывается образ Петербурга. Петербурга, где парадные улицы и дворцы соседствуют с улицами пустынными и дворами тёмными, где великолепие Невского проспекта оборачивается фальшью и обманом, где департаменты и министерства напоминают хорошо отлаженные механизмы чинопочитания, взяточничества, карьеризма, страха... “Невский проспект”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”, “Нос”, “Шинель” - повести, которые так и назвались “Петербургские повести”.

6. Объявляется тема урока и перед учащимися ставятся задачи данного урока (проанализировав повести Н.В.Гоголя, убедиться, что Петербург действительно обманывает своих жителей, разрушает их мечты и стремления).

7. Работа учащихся по группам. Каждой группе предлагается работать с одной из 4-х повестей Н.В.Гоголя. Задания дает учитель, на выполнение отводится несколько минут, учащиеся отвечают, учитель комментирует, учащиеся других групп – дополняют, исправляют.

Задание № 1. Белинский назвал зарисовки Гоголем быта и жизни своих героев “гениальными эскизами”. Расскажите, чем наполнена жизнь Пискарева (“Невский проспект”), Чарткова (“Портрет”), майора Ковалева (“Нос”), Попрыщина (“Записки сумасшедшего”). Свой ответ проиллюстрируйте цитатами из текста.

Задание № 2.

Белинский писал, что после прочтения повестей Гоголя “комическое воодушевление всегда побеждается чувством грусти и уныния”. Это и есть знаменитый гоголевский “смех сквозь слезы”. Найдите примеры комического в повестях Гоголя и покажите, как все это побеждается чувством грусти.

Задание № 3.

Обратимся к тексту повестей. Найдите и зачитайте отрывки из данных повестей, где описаны или охарактеризованы жители Петербурга. Обратите внимание на художественные приемы, которые использует Гоголь для создания образов петербуржцев.

Задание № 4.

Герцен писал, что в своих “Петербургских повестях” Гоголь показал “патологическую анатомию русского чиновника”. Но мы просмотрим на это несколько шире. Прочитайте высказывания героев повестей о себе, охарактеризуйте их жизненные ценности и устремления.

Задание № 5.

Перефразируем высказывание Гоголя: “Он лжет во всякое время, этот Петербург”. Подумайте и найдите ответ на вопрос: “Так в чём обманул город своих жителей?” (самоубийство Пискарева и “нравственная гибель” прекрасной незнакомки; угождая вкусам богатой публики, Чартков убивает свой талант; гротескное наказание за чинопочитание Ковалева; попытка Попрыщина оценить самого себя, при этом руководствоваться только двумя понятиями – чин и звание).

8. Завершающее слово учителя.

Холодный Петербург Гоголя, город “кипящей меркантильности”, город чиновников и “значительных лиц”, бюрократических канцелярий и многоквартирных доходных домов...Равнодушие и бесчеловечие столицы не в силах прикрыть даже “блестящий”, но “лгущий” Невский проспект... Вся топография Петербурга, вся его чиновничья иерархия, вся социальная “физиология” показана Н.В.Гоголем в “Петербургских повестях”.

Использованы документы:

Статьи:

1. Лебедев Н.В. Дар как ответственность. (Гоголь Н.В. “Портрет”) // Литература в школе,2013,№9,с.7-11.

2. Черкашина М.Языковые средства изображения города – обмана в повести Н.В.Гоголя “Невский проспект”// Литература, 2005,№14,с.26-27.

3.Савельева И.Г. Формирование исследовательских навыков в процессе изучения произведения (Гоголь “Портрет”)// Уроки литературы,2012,№3, с.4-11.

4. Гоголь в современной школе.// Литература,2008,№ 2 - 48с.

5.Данилова Л.Н. “Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой...(Гоголь “Портрет”) // Уроки литературы, 2007, №6, с. 18-20.

6.Беленький Г.И. Ложь и правда Невского проспекта // Литература в школе, 2007, №12, с.30-33.

7. Калганова Т. Изучение повести Н.В. Гоголя “Невский проспект” в 10 классе.//Литература,2005,№14,с.28-31.

8. Афанасьев Э.С.О художественности повести Н.В. Гоголя “Нос”// Литература в школе,2004,№4,с.13-14.

Книги:

1. Белинский В.Г. О русской повести и повестях Гоголя // Белинский В.Г.Взгляд на русскую литературу-М. - 1982 - с.102-151.

2. Бочаров С.Г. Загадка “Носа” и тайна лица// Гоголь. История и современность. К 175-летию со дня рождения. – М.: 1985- с.180 -213.

3. Золотусский И.П. “Записки сумасшедшего” и Северная пчела” // Золотусский И.П. Поэзия прозы: Статьи о Гоголе. – М.: 1987 –с.145-165 .

4. Золотусский И. П. Петербург// Золотусский И. П. По следам Гоголя – М.: 1988-с.77-107.

5. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя – М.: Просвещение, 1971-с.182-213.

6. Степанов Н. Л. Петербург //Степанов Н.Л. Гоголь – М,1961- с.113-163.

7. Петербургские повести Н.В. Гоголя // Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке – М.: , 1980- с.8-11.

8. Шульц С.А. “Петербургские повести” // Шульц С.А. Гоголь. Личность и художественный мир. – М.: Интерпракс, 1994 - 75-86.

9.Храпченко М.Б. Петербургские повести”// Храпченко М.Б. Николай Гоголь - М.: 1984- с.197-253.

10.Н.В. Гоголь в русской критике. Сборник статей. – М.: Художественная Литература, 1953- 652с.

11.Гоголь Н.В.Петербургские повести. Пьесы - М.: Дрофа,2002. – 368с.- (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя:

1. Кукрыниксы Иллюстрация к повести “Портрет” 1951 г.

2. Кардановский Д.Н. Иллюстрация к повести “Невский проспект” 1904 г.

3. Ггоряев В. “Нос”.

4. Горяев В. “Портрет”.

5. Кузьмин Н. “Записки сумасшедшего”.