Форма проведения: урок-игра.
Цели урока: повышение уровня познавательной активности учащихся через игру, развитие творческих способностей, формирование умения работать в группе.
Подготовительный этап урока. Учащимся заранее дается задание прочитать все рассказы цикла "Леля и Минька" М. Зощенко, подготовить рисованный фильм, инсценировку отрывка, приветствие и эмблемы команды, сочинить рассказ, который можно было бы включить в цикл. При необходимости осуществляется контроль над подготовкой к занятию. При правильном распределении обязанностей в группах подготовка не займет много времени. В данном случае игра рассчитана на класс наполняемостью 24 - 30 человек, на подготовку отводится 8 дней.
Ход урока
Ведущий. Смех бывает разный: грустный и счастливый, обидный и приятный, злой и добрый. Но есть и еще один смех – поучительный, когда смешные ситуации не просто развлекают нас, но и заставляют задуматься о чем-то серьезным. Вот так по-особенному мы смеемся, когда читаем рассказы Михаила Зощенко. Творчеству этого замечательного писателя мы посвящаем нашу игру. Позвольте представить вам уважаемых членов жюри, которые будут оценивать ваши выступления (представление жюри). Итак, мы начинаем.
(Для упрощения работы жюри предлагается таблица оценок).
Задание |
Приветствие |
“Задай вопрос” |
Разминка |
Рисованный фильм |
Конкурс капитанов |
Конкурс чтецов |
“Свой рассказ” |
Конкурс инсценировок |
“Кто быстрее?” |
Итоги |
Баллы |
5 баллов |
За каждый удачный вопрос – 1 балл |
За каждый правильный ответ - 1 балл |
10 баллов |
За правильный ответ – 1 балл. Творч. задание – 3 балла. Команда узнала героя – 1 балл. |
5 баллов |
10 баллов |
10 баллов |
За каждый правильный ответ – 1 балл. 1 балл команде, которая справилась с заданием быстрей |
|
1 команда | ||||||||||
2 команда | ||||||||||
3 команда | ||||||||||
4 команда |
Задание 1. Приветствие команд. Оценивается название команды, которое должно быть связано с темой урока, оригинальность приветствия, наличие эмблемы. Высшая оценка - 5 баллов.
Задание 2. "Задай вопрос". Из каждой команды выбирается один представитель. Ему дается индивидуальное задание - придумать 5 вопросов к одному из рассказов цикла (рассказ определяется жребием). За каждый удачный вопрос жюри выставляет 1 балл. Время выполнения задания - пока идет третий конкурс с командами.
Задание 3. Разминка. Этот конкурс предполагает проверку знания текста. Каждой команде ведущий задает по 3 вопроса. За каждый правильный ответ жюри выставляет 1 балл.
1.
а) Сколько монеток получил Минька в подарок от бабушки? (Ответ: 10).
б) Сколько дневников было у Миньки в рассказе "Не надо врать"? (Ответ: 3).
в) Что положили Леля и Минька в коробку из-под конфет? (Ответ: лягушку и паука).
г) Какую игрушку повредил Минька, уронив стул, когда пытался достать что-нибудь с елки? (Ответ: фарфоровую куклу, отбил у нее ручку).
2.
Узнайте, как называется рассказ. Объясните, по какому случаю отец произносит эти слова.
а) "...В течение двух лет я запрещаю Леле и Миньке кушать мороженое. И спустя два года они могут его кушать, но всякий раз, кушая мороженое, пусть они вспоминают эту печальную историю, и всякий раз пусть они думают, заслужили ли они это сладкое...". (Ответ: "Калоши и мороженое").
б) "...Она хотела над нами пошутить. Но с нами шутки плохи! Целый год она от меня ничего не получит. И целый год она будет шляться в старых башмаках и в старом синеньком платье, которое она так не любит!.." (Ответ: "Через тридцать лет").
в) "...Это не гадкие дети, а глупые. Конечно, с одной стороны, хорошо, что они беспрекословно исполняют приказания. Надо и впредь так же поступать - исполнять приказания и придерживаться правил, которые существуют. Но все это надо делать с умом..." (Ответ: "Золотые слова").
г) "...Не зовите дворника! И не надо арестовывать прохожего! Конечно, это не дело, что он отодрал Миньку за уши, но на месте прохожего я, пожалуй, сделал бы то же самое..." (Ответ: "Находка").
3.
а) За что Минька получил единицу? (Ответ: Не выучил стих-е).
б) Сколько всего галош продали Леля и Минька тряпичнику? (Ответ: 3).
в) Почему бабушка подарила монетки только Миньке? (Ответ: Леля спросила, не принесла ли бабушка еще чего-нибудь, кроме пирожных ).
г) Что обещал сделать Степка с тем, кто захочет вернуться домой? (Ответ: Привязать к дереву и оставить на съеденье муравьям).
Задание 4. Домашнее задание "Рисованный фильм". Каждая команда рисует фильм из определенного количества кадров. Можно предложить учащимся нарисовать фильм к одному из рассказов или ко всему циклу (8 рассказов - 8 основных кадров + название, роли и т.д.). Можно сократить количество кадров, например, до 4 - 5. Высшая оценка за этот конкурс - 10 баллов. На уроке команда должна не просто предоставить фильм, а уметь прокомментировать его. Это учитывается при выставлении оценки.
Задание 5. Конкурс капитанов. Капитанам команд предлагается ответить на один из вопросов (знание текста) и выполнить творческое задание - изобразить героя в определенный момент (пантомима).
1.
За каждый правильный ответ - 1 балл.
а) Кто, по мнению папы, лучший мальчик на свете? (Тот, который сделает что-нибудь хорошее и после об этом не будет хвастаться).
б) Чей рассказ и какими словами перебивала Леля? (Рассказ папиного начальника, словами "Это что! Вот у нас одна девочка во дворе...")
в) Почему Леля обманула родителей и сказала, что проглотила бильярдный шарик? (Хотела, чтоб ее, как Миньку, все любили и жалели, хотя бы как больную).
г) За что выстелил в бабушку из рогатки соседский мальчик Павлик? (Бабушка не позволила выстрелить в Лелю и хотела даже отобрать рогатку).
2.
Изобразить сценку так, чтобы своя команда могла отгадать, о чем идет речь. Задания распределяются по жребию. Высшая оценка - 3 балла. Если команда узнает героя - дополнительно 1 балл.
а) На Миньку взвалили мешок.
б) Леля проглотила бильярдный шарик.
в) Прохожий находит пакет, подложенный Лелей и Минькой.
г) Папин начальник делает глоток чая, в котором плавает масло.
Задание 6. Конкурс чтецов. Каждая команда получает задание по жребию: прочитать по ролям отрывок из рассказа М. Зощенко. Высшая оценка - 5 баллов.
а) "Золотые слова". "Мама, попробовав чай...- ...вам сказали".
б) "Галоши и мороженое". "Мы с Лелей моментально...- ...вам новые галоши".
в) "Великие путешественники". "Мы вылезли из телеги... - ... ну что это такое".
г) "Золотые слова". "Гости засмеялись... - ...и шутки гостей".
Задание 7. Творческий конкурс "Свой рассказ". Каждая команда предлагает вниманию свой рассказ о Леле и Миньке. Высшая оценка - 10 баллов.
Задание 8. Конкурс инсценировок. Каждая команда должна инсценировать небольшой отрывок из любого рассказа цикла по выбору. Оценивается качество выступления актеров, костюмы, наличие декораций и т.д. Высшая оценка - 10 баллов.
Задание 9. "Кто быстрее?" Каждой команде предлагается ответить на вопросы. За каждый правильный ответ - 1 балл. Команда, справившаяся с заданием быстрее, получает дополнительно 1 балл.
Л - это было в коробке, которую открыл прохожий.
Е - так называется один из рассказов цикла "Леля и Минька".
Л - это очень осуждал папа Лели и Миньки.
Я - оно досталось одному из приглашенных мальчиков, только не целое.
М - на это Леля и Минька потратили деньги, полученные за старую галошу.
И - это почувствовали родители, когда узнали, что Леля проглотила бильярдный шарик.
Н - у него в стакане оказалось сливочное масло.
Ь --------------------------------------------------------
К - эта игрушка оказалась без ручки, когда ее подарили приглашенной девочке.
А - этой болезнью часто хворал Минька.
(Ответы: Лягушка, елка, ложь, яблоко, мороженое, испуг, начальник, кукла, ангина).
Подведение итогов. Слово жюри.