Урок-интерпретация в 7-м классе на тему "Мой ласковый и нежный зверь…"

Разделы: Литература


Цели:

  • раскрыть значимость поставленных автором проблем в рассказе;
  • совершенствовать навыки интерпретирования текста художественного произведения;
  • воспитывать любовь и доброе отношение к собакам, чувство ответственности за их жизнь и безопасность.

Оборудование: Приложение 1 (Песня в исполнении Ю. Шатунова “Бездомный пёс”).

Мы несём ответственность за тех, кого приручили.
Антуан де Сент-Экзюпери

Собаки – существа, любящие нас больше чем самих себя.
Чарльз Дарвин

Ход урока

1. а) Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята. Сегодняшний урок мы посвятим нашим “братьям меньшим”. По теме урока нетрудно догадаться, что речь пойдёт о наших четвероногих друзьях– собаках. Работать мы будем над рассказом Л.Андреева “Кусака”, с содержанием которого мы познакомились на предыдущем уроке. Задача сегодняшнего урока – интерпретируя текст, раскрыть значимость поставленных автором проблем.

б) Актуализация прежних знаний. А теперь давайте вспомним, что такое интерпретация текста.

Словарная работа.

Интерпретация (от латинского):

1) истолкование, объяснение, разъяснение смысла чего-либо;
2) творческое раскрытие какого– либо художественного произведения

Перед тем, как начнем нашу работу, давайте послушаем песню в исполнении Юрия Шатунова. Внимательно послушайте песню и запишите в тетрадях названия чувств, характеризующих собаку и людей.

Звучит песня “Бездомный пёс” Приложение 1

Сумерки осени, бешеный дождь…
Я подошёл и спросил: “ Кого же ты ждёшь?”
Мокрая шерсть и печальны глаза
О многом могли сказать…
Шумный вокзал отправлял поезда,
Люди, спеша, занимали места.
Кто-то прощался, а кто-то встречал,
А пёс безнадежно ждал.

Припев:

Люди мимо шли и улыбались:
Мокрый и забавный пёс,
Может, потерялся, может быть,
Совсем, совсем, бездомный.
Разве люди знать могли,
Что он который день
Всё ждёт и ждёт.
Есть уютный дом,
Но никого нет дома.

Кто-то мелькнёт в разноликой толпе,
Бросится пёс, не поверив себе,
Даже забудет, про лапу и кровь.
Нет, он ошибся вновь.
Все улыбнутся, какой он смешной,
Мокрый и грязный, и топнут ногой.
Пёс понимает: откуда им знать,
Что нужно сидеть и ждать.

Сумерки осени, бешеный дождь…
Всё понимаешь, но все-таки ждешь.
Жаль, что тебе одного не понять:
Люди умеют врать…

Учитель: Какие чувства вызвала у вас песня? Какими словами можно характеризовать собаку, людей?

Ответы учащихся.

1. Основная часть

Содержание этой песни во многом похоже с сюжетом рассказа “Кусака”. Согласны? Так в чем уловили вы эту схожесть?

Ответы учащихся.

Учитель: Спасибо за ответы. Итак, вместе мы с вами определили тему рассказа– взаимоотношения людей и животных.

2. Беседа по вопросам

– Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ Леонида Андреева?
– Расскажите историю жизни Кусаки. Почему она перестала доверять людям?
– Какими вам представляются дачники?
– Автор говорит, что дачники были добрыми людьми, но собирались застрелить собаку. А вы согласны, что они были добрыми?
– Как они назвали собаку? Почему?
– Если собака жила в других условиях, была бы у неё та же кличка? А можно было назвать ее по-другому?

Ответы учащихся.

3. А теперь послушаем песню в исполнении Т. и С.Никитиных “Собака бывает кусачей”

Скажите, ребята, на какой вопрос можно ответить этой песней?

Ответы учащихся.

(Почему собаки становятся злыми, кусачими? Что побуждает их к злым действиям?)

Физкультминутка

4. Работа по строке мастера

Учитель: Что же нужно собаке для счастья? Много ли или совсем мало?

А теперь, ребята, поработаем по строке мастера, в данном случае Л.Андреева “У неё было имя…”. Продолжите мысль (составление устного текста по первой строке автора).

Коллективное составление текста.

Учитель: Почему же имя? Разве у животных бывают имена? Имя бывает у человека, а у животных – клички.

Ответы учащихся.

Учитель: Я с вами согласна, ребята. Ведь именно то, что животные тонко чувствуют и переживают, многим людям просто не понять. Если бы природа наделила их речью, то может быть, они многое могли бы нам рассказать, тогда люди не столь черствы были бы душой по отношению к ним.

5. Работа с текстом

Продолжаем работу над текстом произведения. Сопоставьте описание природы и состояние Кусаки в разное время года (работа в группах)

Учитель: Итак, ребята, зачитайте и проанализируйте цветообозначения в тексте в разное время года. Пронаблюдайте, каково было настроение Кусаки зимой, весной, летом и осенью. Как цвета в природе передают изменения в настроении собаки?

Объясните, почему автор показывает эти изменения?

Ребята зачитывают эпизоды и делают выводы.

Учитель: Действительно, цветообозначения помогают понять настроение Кусаки.

Таким образом, ещё один герой незримо и присутствует в рассказе и помогает передать переживания собаки. Это – природа.

Итак, собака испытывает счастье и радость от приручения. Она нашла хозяев, они ей нужны, она их любит.

– Как Кусака пытается показать свою привязанность и доверие?
– Кем она является для дачников? Можно ли назвать это настоящей любовью?
– Назовите самый драматический момент в рассказе? (Когда собака осталась одна, она завыла)
– Как вы понимаете крик души собаки? (Реализация индивидуального домашнего задания (написать мини-сочинение от лица Кусаки о его душевных переживаниях).

Учитель: Кусака была злой и дикой собакой (из-за поступка людей). Приехавшие дачники заставили её измениться. Научили доверять им, любить себя. И, бросив её, очередной раз обманули. Так что же управляло людьми? Любовь, сострадание, желание развлечься?

Ответы.

(Люди воспринимали собаку как развлечение, а собака их – как хозяев.)

– Так что же хотел нам сказать автор?

Ответы.

Автор ставит проблему ответственности человека перед животными.
Как же он предлагает решить эту проблему? Осуждает или одобряет поступок Лели?

(Автор осуждает отношение людей к животному, которое поверило их вниманию и доброте.)

3. Заключительная часть

Учитель: Итак, ребята, мы с вами, используя разные формы интерпретации, смогли раскрыть идею рассказа “Кусака” – человек должен нести ответственность за судьбу существ, доверившихся ему.

(Обращение к эпиграфу.)

Человек начал приучать собаку с конца каменного века. И по сей день собаки являются верными друзьями людей. У собак много профессий. Давайте вместе назовём: служат в уголовном розыске, сторожат, контролируют утечку газа, участвуют в исследовании космоса и т.д.

В некоторых странах поставлены памятники этим животным: в Париже – сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов 40 человек, в Петербурге – собаке, служащей науке, в Шотландии – собаке, которая после смерти хозяина прожила на его могиле и умерла; вблизи Токио – собаке за преданность (она каждый день встречала и провожала своего хозяина на работу в Токио). Даже после внезапной смерти хозяина она каждый день в течение 10 лет приходила на станцию встречать его.

Все эти факты говорят о преданности, любви этих животных к людям. Не зря Дарвин назвал их существами “любящими нас больше, чем самих себя”.

Хочется верить, что после сегодняшнего урока вы ещё больше полюбите наших четвероногих друзей, не будете их обижать. Хочется, чтобы каждый из вас называл их ласково, нежно ( обращение к теме урока), чтобы по вашему клику они почувствовали доброту, искренность, нежность.

Ведь собаки – удивительные существа!

4. Оценки

Домашнее задание: написать рассказ “Мой ласковый и нежный зверь…”