Деятельность учителя - это, прежде всего, совершенствование учебного процесса. Каждый урок должен быть результативным. Добиться этого можно, работая даже со слабыми учащимися. Урок в нетрадиционной форме, в форме игры, становится тем механизмом, который включает в работу всех учащихся, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету.
Данный урок рассчитан на учащихся слабых и средних по своим интеллектуально-познавательным возможностям.
Форма урока: обобщающий урок-игра по типу телеигры "Умники и умницы".
Цели:
- проверить качество усвоения учащимися программного материала по литературе;
- расширить и углубить запас знаний учащихся;
- развивать устную речь учащихся;
- формировать умение индивидуального принятия решения в экстремальной ситуации;
- воспитывать любовь к чтению и литературе как учебному предмету.
Оборудование:
- три дорожки, сделанные из цветного картона,
- иллюстрации к изученным произведениям,
- карточки с заданиями,
- любые музыкальные записи,
- секундомер,
- почётные места для жюри,
- призы,
- похвальные грамоты,
- шоколадные медали.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Объявляется тема и цели урока, условия игры. Представляется жюри (может быть представлено старшеклассниками).
1 этап. Викторина
Участвуют все школьники, присутствующие в классе. Право ответа получает тот, кто первым поднял руку. Жюри внимательно следит за тем, чтобы первым отвечал участник, раньше других поднявший руку. За каждый правильный ответ учащийся награждается шоколадной медалью.
Вопросы викторины
Русские народные сказки
- Как иначе можно назвать произведения устного народного творчества? (Фольклор)
- Какие вы знаете типы русских народных сказок? (Волшебные, бытовые, сказки о животных)
- Какие из сказок самые древние: волшебные, бытовые или сказки о животных? (Сказки о животных)
- К какому типу русских народных сказок вы бы отнесли сказку "Царевна-лягушка"? (К волшебным)
- Что говорит Баба-Яга, когда она чувствует, что в её жилище прячется незваный гость? ("Фу-фу! Русским духом пахнет!")
- Назовите средства передвижения Бабы-Яги.(Ступа и помело)
- Вы знаете, что в сказке выделяют традиционные
элементы: присказку, зачин, концовку. Определите,
какие элементы представлены этими цитатами:
- "Жили-были:" (Зачин);
- "Живут-поживают и добра наживают" (Концовка).
Авторские сказки
- Назовите авторов сказок:
- "Конёк-Горбунок" (П.П.Ершов);
- "Чёрная курица, или Подземные жители" (А. Погорельский);
- "Городок в табакерке" (В.Ф.Одоевский).
- Назовите фольклорно-библейское число.(Три)
"Библия"
- Каков буквальный перевод слова "Библия"? (Книга)
- Какие две части выделяют в "Библии"? (Ветхий завет и Новый завет)
- Что означает слово завет? (Союз, договор)
- За сколько дней, по "Библии", Бог создал мир? (За шесть)
- Назовите имена первых детей Адама и Евы? (Каин и Авель)
- Назовите сооружение, в котором Ной спасся во время потопа. (Ковчег)
- Какое событие в библейской истории вызывает в вашей памяти имя Ноя? (Всемирный потоп)
- Каково было наказание жены Лота за её любопытство? (Она превратилась в соляной столб)
- В чём заключалась чудесная сила библейского богатыря Самсона? (В его волосах)
- Вспомните имя библейского царя, прославившегося среди израильского народа своей мудростью? (Соломон)
Басни
- Что такое ирония? (Насмешка)
- Угадайте название басни И.А.Крылова по цитате:
- "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать:" ("Волк и ягнёнок")
- "И сели на лужок под липки// Пленять своим искусством свет" ("Квартет")
- "А Васька слушает да ест!" ("Кот и повар")
- "Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею" ("Свинья под Дубом")
- "Вот друга я люблю! Зато уж чванных не терплю.//Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!" ("Демьянова уха")
Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством"
- Объясните значение крылатого выражения "кануть в Лету".(Быть забытым навсегда)
- Кого Н.В.Гоголь называет издателем "Вечеров на хуторе близ Диканьки"? (пасечника Рудого Панька)
- Объясните значения слов из словаря пасечника
Рудого Панька:
- люлька (трубка для курения);
- парубок (парень);
- черевички (башмаки);
- гречаник (хлеб из гречневой муки, корж - сухая лепёшка из пшеничной муки, часто с салом);
- скрыня (большой сундук);
- капелюхи (шапка с ушами);
- оселедец (длинный клок волос на голове, заматывающийся на ухо).
- Что такое композиция литературного произведения? (Построение литературного произведения)
- Кто является автором "Книги всякой всячины, или Подручной энциклопедии"? (Н.В.Гоголь)
2 этап. "Моя дорожка"
Трое ребят, набравших наибольшее количество медалей, переходят во второй этап игры. По итогам этого тура определяется очерёдность выбора участниками той или иной дорожки.
За одну минуту учащимся необходимо разгадать зашифрованные слова, записанные на доске:
По2л, элек3ка, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 7я, 100н, 100п, ари100крат.
Учащийся, разгадавший наибольшее количество слов, выбирает свою дорожку первым, наименьшее количество слов - последним.
3 этап. "Опереди соперника"
Перед выбором дорожек участникам напоминаются правила: красная дорожка - самый короткий путь к победе: необходимо ответить только на два вопроса, но нельзя ни разу ошибиться, на жёлтой дорожке нужно ответить на три вопроса, но можно один раз ошибиться, на зелёной дорожке - на четыре вопроса, ошибиться можно два раза.
Участники становятся на выбранные дорожки. Ведущий поочерёдно подходит к играющим и задаёт вопросы, записанные у него на карточках.
Если игрок на дорожке не может ответить на предложенный вопрос, право ответа предоставляется "болельщикам", всем учащимся, присутствующим в классе. Набранные очки "болельщики" передают тем игрокам, за которых они "болеют".
Вопросы играющим на дорожках
Фольклор
- В русской народной волшебной сказке "Василиса Прекрасная" упоминаются три всадника: первый - на белом коне и в белой одежде, второй - на красном коне и в красной одежде, третий - на чёрном коне и в чёрной одежде. Что это за всадники? (Ясный день. Красное солнышко. Тёмная ночь.)
Басни
- Что объединяет Эзопа, Лафонтена, Лессинга, Сумарокова, Крылова? (Они являются авторами басен)
Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством"
- Почему кузнец Вакула был черту "противнее проповедей отца Кондрата"? (Кузнец нарисовал для церкви картину, изображающую картину изгнания черта)
Ветхий завет
- Как выглядел ковчег, построенный Ноем? (Он походил на огромный корабль. Четырёхугольный. Очень длинный, широкий. В три этажа)
- Известно, что сидя в ковчеге, Ной посылал на разведку птиц. Однажды к нему возвратилась голубка, взглянув на которую Ной понял, что вода пошла на убыль. Как он об этом догадался? (Голубка принесла в клюве веточку масличного дерева. И Ной подумал: "Значит, деревья уже вышли из воды:")
- Какое следствие имела попытка в библейские времена построить такую высокую башню, чтобы она касалась небес? (Смешение языков)
Новый завет "Евангелие"
- Одновременно с рождением Иисуса Христа произошло некое небесное знамение, увидев которое, восточные мудрецы, волхвы, поспешили к месту события. Назовите это явление. (Появилась новая звезда, возвещавшая рождение Иисуса Христа)
- Какие дары принесли новорождённому Иисусу волхвы? Объясните их значение. (Золото - как Царю царей, ладан - как Богу, смирну - как человеку)
- Назовите имя и ремесло земного отца Иисуса. (Плотник Иосиф)
Подведение итогов
Награждение победителей. Обращение к теме урока.
Вопрос к классу:
- Почему в конце темы сегодняшнего урока стоит многоточие?
(Многоточие говорит о том, что изучение литературы ещё продолжится и подарит нам ещё много-много интересного).