Цели:
- углубление представлений о поэтике Г.Р. Державина методом “погружения” в индивидуально-поэтический стиль;
- совершенствование навыков анализа поэтического текста;
- раскрытие основы миросозерцания поэта;
- воспитание эстетического вкуса, развитие интереса к изучению окружающего мира.
Форма работы: групповая
Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст
Задания группам.
1 группа
Цель: исследовать развитие темы “соотношение время – вечность” в оде;
2 группа
Цель: исследовать словесно – семантические особенности оды;
3 группа
Цель: исследовать особенности композиционно – синтаксической структуры текста;
4 группа
Цель: исследовать художественно – выразительные средства поэтического произведения, выявить идейный стержень оды.
Эпиграф:
Вдохновение… наполняет душу лирика огнем
небесным!
Г.Р. Державин
…видел он отражение Бога в себе самом - и все
более
поражался… Ода Богу стала одой божественному
сыновству человека.
В.Ф. Ходасевич “Державин”.
Ход урока
- Вводное слово учителя о творческом наследии Г.Р.Державина.
- Сообщения учащихся (история создания оды “Бог”).
- Исследование поэтического текста: работа групп.
1 группа.
Задание:
- исследовать особенности постижения Вселенной, ее божественных тайн Г.Р.Державиным через поиск элементов отражения земного и небесного миров в оде “Бог”;
- выявить этапы самоутверждения героя, его достоинства через развитие темы “соотношение времени и вечности” в произведении;
- оформить полученные результаты в виде схемы, графика, диаграммы
Результат работы группы:
ВЕЧНОСТЬ |
ВРЕМЯ |
БОГ |
Я (человек) |
Дух сущий и единый |
ничто |
Создатель |
отражение |
Источник жизни |
частица вселенной |
Душа |
связь миров |
Царь |
средоточие живущих |
Царь |
|
раб |
|
червь |
|
БОГ |
Выводы:
- Человек – частица общей системы мироздания, занимающая очень важное место среди живых существ;
- Ода “Бог” – это гимн Человеку, созданию Творца;
- Лирический герой оды поднимается над временем, соотнося временное и вечное.
2 группа
Задание:
- Исследовать словесно – семантические особенности оды, подтверждающие жанр стихотворения;
- выявить роль употребления в тексте фонетических, лексических, грамматических архаизмов.
Результат работы группы:
- Таблица “Архаизмы”
- Вывод:
Фонетические |
Лексические |
Грамматические |
Просвещенны Рожденны Довременну Истек Духов (небесных)
|
Зиждет Отколе Живот Сия Эфиры
|
Живый Сочесть Смертию Мразный Происшел Создавый Воображении (мн.ч.) Кристали (мн.ч.) |
стихотворение изобилует церковнославянизмами, характерными для жанра оды и раскрывающими религиозное и философское воодушевление поэта.
3 группа
Задание:
- Исследовать особенности композиционно – синтаксической структуры произведения.
Результат работы группы:
- Строфа в 10 стихотворных строк со строгой рифмовкой, характерная для жанра оды;
- Поэт использует краткие прилагательные, причастия, употребляя их в роли именных сказуемых:
- Использование деепричастий в тексте позволяет поэту активизировать лексическое значение, выраженное сказуемым, и способствует более точному выражению мысли:
- Восклицательные предложения, применяемые в поэтическом тексте, отражают восхищение автора величием Творца:
- Особенности синтаксиса предложений (инверсия, нарушение последовательности речи) способствуют созданию неповторимого “державинского” стиля:
лучи животворящи
(я) чудесен, безвестен
воображении бессильны
Себя собою составляя,
Собою из себя сияя,
Ты свет, откуда свет истек.
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров…
…тебе числа и меры нет!
…ты был, ты есть, ты будешь ввек!
Ты есть – и я уж не ничто!
Твое созданье я, создатель!
Неизъяснимый, непостижный!
измерить океан глубокий
не могут духи просвещенны
хаоса бытность довременну
из бездн ты вечности воззвал
твои они творят законы,
лучи животворящи льют.
Выводы:
- 1.Строфа в 10 стихотворных строк со строгой рифмовкой, характерная для жанра оды.
- Краткие прилагательные, причастия, употребляемые поэтом в роли именных сказуемых, подчеркивают категоричность, свойственную поэзии и личности Г.Р.Державина.
- Используя деепричастия для более точного, четкого выражения мысли, Державин создает яркий образ Творца, раскрывает его величие. Употребление обособленных обстоятельств стилистически оправдано жанром оды.
- Восклицательные предложения раскрывают основную мысль стихотворения, служат для усиления внимания читателя и передачи восхищения поэта величием Творца, отражающегося в Человеке.
- Особенности синтаксиса предложений (инверсия) тесно связаны с композицией оды и способствуют созданию особенного, неповторимого “державинского” стиля.
4 группа
Задание:
- Найти примеры использования антитезы и анафоры и определить их роль в произведении;
- Через анализ художественно – выразительных средств оды выявить идейный стержень оды.
Результат работы группы:
А) примеры использования антитезы:
Без лиц, в трех лицах божества…
Ты был – ты есть…
Бог – ничто (человек)…
Я царь – я раб
Я червь – я – Бог.
Б) примеры использования антитезы и анафоры:
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры –
Пред тобой – как нощь пред днем.
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества.
Выводы:
- Антитеза – основной стилистический приём оды “Бог”;
- Анафора помогает автору подчеркнуть идейное содержание стихотворения: восхищение поэта величием Творца, отражающегося в Человеке
IV Подведение итогов урока:
- Обобщение результатов, полученных группами в ходе исследования оды “Бог”:
- В основе миросозерцания Г.Р. Державина лежат мысли о привлекательности радостных сторон жизни. Главное – уверенность в существовании вечной, высшей правды;
- Человек – частица общей системы мироздания, занимающая очень важное место среди живых существ;
- Ода “Бог” – это гимн Человеку, созданию Творца;
- Лексические и синтаксические средства стихотворения служат для усиления внимания читателя и передачи восхищения поэта величием Творца, отражающегося в Человеке; тесно связаны с композицией оды и способствуют созданию особенного, неповторимого “державинского” стиля.
- Художественно – выразительные средства помогают автору раскрыть религиозное и философское воодушевление.
- Рефлексия:
- Почему так потрясает ода Державина?
- В чем необычность и неожиданность оды?
- В чем тайны оды “Бог”?
- Каковы особенности его оды и языка? Случайны ли они?
- Каков поэтический “результат” стихотворения?
- В чем заключается новаторство Г.Р. Державина?
- Державин – оптимист или пессимист в своих раздумьях о судьбе
человеческой в потоке времени?
Домашнее задание:
самостоятельный лингвостилистический анализ одного из стихотворных произведений Г.Р.Державина.