Урок-исследование "Един есть Бог, един Державин!" (Бог и человек в поэзии Г.Р. Державина)

Разделы: Литература


Цели:

  1. углубление представлений о поэтике Г.Р. Державина методом “погружения” в индивидуально-поэтический стиль;
  2. совершенствование навыков анализа поэтического текста;
  3. раскрытие основы миросозерцания поэта;
  4. воспитание эстетического вкуса, развитие интереса к изучению окружающего мира.

Форма работы: групповая

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст

Задания группам.

1 группа

Цель: исследовать развитие темы “соотношение время – вечность” в оде;

2 группа

Цель: исследовать словесно – семантические особенности оды;

3 группа

Цель: исследовать особенности композиционно – синтаксической структуры текста;

4 группа

Цель: исследовать художественно – выразительные средства поэтического произведения, выявить идейный стержень оды.

Эпиграф:

Вдохновение… наполняет душу лирика огнем
небесным!

Г.Р. Державин

…видел он отражение Бога в себе самом - и все более
поражался… Ода Богу стала одой божественному
сыновству человека.

В.Ф. Ходасевич “Державин”.

Ход урока

  1. Вводное слово учителя о творческом наследии Г.Р.Державина.
  2. Сообщения учащихся (история создания оды “Бог”).
  3. Исследование поэтического текста: работа групп.

1 группа.

Задание:

  • исследовать особенности постижения Вселенной, ее божественных тайн Г.Р.Державиным через поиск элементов отражения земного и небесного миров в оде “Бог”;
  • выявить этапы самоутверждения героя, его достоинства через развитие темы “соотношение времени и вечности” в произведении;
  • оформить полученные результаты в виде схемы, графика, диаграммы

Результат работы группы:

ВЕЧНОСТЬ

ВРЕМЯ

БОГ

Я (человек)

Дух сущий и единый

ничто

Создатель

отражение

Источник жизни

частица вселенной

Душа

связь миров

Царь

средоточие живущих

Царь

раб

червь

БОГ

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

  1. Человек – частица общей системы мироздания, занимающая очень важное место среди живых существ;
  2. Ода “Бог” – это гимн Человеку, созданию Творца;
  3. Лирический герой оды поднимается над временем, соотнося временное и вечное.

2 группа

Задание:

  • Исследовать словесно – семантические особенности оды, подтверждающие жанр стихотворения;
  • выявить роль употребления в тексте фонетических, лексических, грамматических архаизмов.

Результат работы группы:

  1. Таблица “Архаизмы”
  2. Фонетические

    Лексические

    Грамматические

    Просвещенны

    Рожденны

    Довременну

    Истек

    Духов (небесных)

     

    Зиждет

    Отколе

    Живот

    Сия

    Эфиры

     

    Живый

    Сочесть

    Смертию

    Мразный

    Происшел

    Создавый

    Воображении (мн.ч.)

    Кристали (мн.ч.)

  3. Вывод:

стихотворение изобилует церковнославянизмами, характерными для жанра оды и раскрывающими религиозное и философское воодушевление поэта.

3 группа

Задание:

  • Исследовать особенности композиционно – синтаксической структуры произведения.

Результат работы группы:

  1. Строфа в 10 стихотворных строк со строгой рифмовкой, характерная для жанра оды;
  2. Поэт использует краткие прилагательные, причастия, употребляя их в роли именных сказуемых:
  3. лучи животворящи

    (я) чудесен, безвестен
    воображении бессильны

  4. Использование деепричастий в тексте позволяет поэту активизировать лексическое значение, выраженное сказуемым, и способствует более точному выражению мысли:
  5. Себя собою составляя,
    Собою из себя сияя,
    Ты свет, откуда свет истек.
    В воздушном океане оном,
    Миры умножа миллионом
    Стократ других миров…

  6. Восклицательные предложения, применяемые в поэтическом тексте, отражают восхищение автора величием Творца:
  7. …тебе числа и меры нет!
    …ты был, ты есть, ты будешь ввек!
    Ты есть – и я уж не ничто!
    Твое созданье я, создатель!
    Неизъяснимый, непостижный!

  8. Особенности синтаксиса предложений (инверсия, нарушение последовательности речи) способствуют созданию неповторимого “державинского” стиля:

измерить океан глубокий
не могут духи просвещенны
хаоса бытность довременну
из бездн ты вечности воззвал
твои они творят законы,
лучи животворящи льют.

Выводы:

  1. 1.Строфа в 10 стихотворных строк со строгой рифмовкой, характерная для жанра оды.
  2. Краткие прилагательные, причастия, употребляемые поэтом в роли именных сказуемых, подчеркивают категоричность, свойственную поэзии и личности Г.Р.Державина.
  3. Используя деепричастия для более точного, четкого выражения мысли, Державин создает яркий образ Творца, раскрывает его величие. Употребление обособленных обстоятельств стилистически оправдано жанром оды.
  4. Восклицательные предложения раскрывают основную мысль стихотворения, служат для усиления внимания читателя и передачи восхищения поэта величием Творца, отражающегося в Человеке.
  5. Особенности синтаксиса предложений (инверсия) тесно связаны с композицией оды и способствуют созданию особенного, неповторимого “державинского” стиля.

4 группа

Задание:

  • Найти примеры использования антитезы и анафоры и определить их роль в произведении;
  • Через анализ художественно – выразительных средств оды выявить идейный стержень оды.

Результат работы группы:

А) примеры использования антитезы:

Без лиц, в трех лицах божества…
Ты был – ты есть…
Бог – ничто (человек)…
Я царь – я раб
Я червь – я – Бог.

Б) примеры использования антитезы и анафоры:

Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры –
Пред тобой – как нощь пред днем.
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества.

Выводы:

  1. Антитеза – основной стилистический приём оды “Бог”;
  2. Анафора помогает автору подчеркнуть идейное содержание стихотворения: восхищение поэта величием Творца, отражающегося в Человеке

IV Подведение итогов урока:

  1. Обобщение результатов, полученных группами в ходе исследования оды “Бог”:
  1. В основе миросозерцания Г.Р. Державина лежат мысли о привлекательности радостных сторон жизни. Главное – уверенность в существовании вечной, высшей правды;
  2. Человек – частица общей системы мироздания, занимающая очень важное место среди живых существ;
  3. Ода “Бог” – это гимн Человеку, созданию Творца;
  4. Лексические и синтаксические средства стихотворения служат для усиления внимания читателя и передачи восхищения поэта величием Творца, отражающегося в Человеке; тесно связаны с композицией оды и способствуют созданию особенного, неповторимого “державинского” стиля.
  5. Художественно – выразительные средства помогают автору раскрыть религиозное и философское воодушевление.
  6. Рефлексия:

- Почему так потрясает ода Державина?

- В чем необычность и неожиданность оды?

- В чем тайны оды “Бог”?

- Каковы особенности его оды и языка? Случайны ли они?

- Каков поэтический “результат” стихотворения?

- В чем заключается новаторство Г.Р. Державина?

- Державин – оптимист или пессимист в своих раздумьях о судьбе

человеческой в потоке времени?

Домашнее задание:

самостоятельный лингвостилистический анализ одного из стихотворных произведений Г.Р.Державина.