Урок-инсценирование. 9-й класс. Литература. "Суд над Митрофаном" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели:

  • Обвинить в невежестве Митрофана, составить его характеристику.
  • Показать «злонравия достойные плоды», осудить принципы воспитания госпожи Простаковой.
  • Доказать, что каждый гражданин должен быть полезным своему отечеству.

Действующие лица:

Судья – Стародум
Обвинитель – Правдин
Свидетели – Цыфиркин, Кутейкин, г-жа Простакова.
Подсудимый – Митрофан
Адвокат – Вральман

ХОД СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ

ВСТАТЬ! СУД ИДЕТ!

Судья: Слушается дело по обвинению в крайнем невежестве Митрофана Простакова, чья вина будет доказана в ходе судебного заседания. Слово предоставляется обвинителю.

Обвинитель: Господа присутствующие! Сегодня я обвиняю недоросля Митрофана в том, что, достигнув 16-летнего возраста, к труду не приучен, невежествен, до сих пор ни, читать, ни писать не научился. Об этом свидетельствуют его учителя. Разрешите задать им вопросы, господин судья?

Судья: Задавайте. Вызываются учителя Кутейкин и Цыфиркин.

Обвинитель: Скажите, г-н Кутейкин, каких успехов достиг обвиняемый в письме и чтении?

Кутейкин: Четвертый год мучу свой живот. По сей час, кроме задов, новой строки не разберет, да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам.

Обвинитель: Г-н Цыфиркин, а как обстоит дело с арифметикой?

Цыфиркин: Дал бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.

Обвинитель: Все понятно. Разрешите, г-н судья, задать вопросы матери обвиняемого, г-же Простаковой?

Судья: Согласен. Вызывается г-жа Простакова.

Обвинитель: Почему вы, как мать, не беспокоились о воспитании и обучении сына? Ведь учение – свет…

Простакова: И без наук люди живут и жили! Покойный батюшка мой не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. На сундуке с деньгами умер. Да что за радость выучиться? Бог вас знает, как нынче судите. А мой Митрофанушка ни в чем не виноват.

Обвинитель: У меня вопросов больше нет, все итак ясно.

Судья: Слово предоставляется адвокату Вральману.

Адвокат: Ай! Ай! Ай! Ай! Уморит хатят репенка! Какоф ест, тал бог ему старовье. Не крушинтесь, таких на сфете миллионы, Российска крамот! Арихметика! Ах, хоспоти поже мой, как туша ф теле остаеса! Как путто пы российски тфорянин уш и не мок ф сфете аванзировать пез российской крамат! Как-нипуть устроица в жизни. Не он перфый и не послетний.

Судья: Слово предоставляется обвиняемому Митрофану Простакову.

Обвиняемый: Пострел их побери, всех учителей! Пеняйте на себя, матушка! Не хочу учиться, а хочу жениться! Хочу жениться!

Судья: Слово предоставляется обвинителю.

Обвинитель: Г-н судья и все присутствующие! Быть полезным своему отечеству – долг каждого г-нина. А пользу обществу может принести только грамотный, обученный наукам человек. Дворянин должен читать бесчестием не делать ничего: есть отечество, которому он обязан служить. В воспитании Митрофана виноваты среда, семейный быт, условия жизни, в которых он вырос. Он сын деспотичных и невежественных дворян-крепостников. Нельзя забывать: невежда без души – зверь.
Митрофан эгоистичен, лицемерен, груб, бессердечен к окружающим и даже к своей матери. Слуг за людей не считают. Учителя для него – враги. Он не обременен ни умом, ни знаниями, ни совестью. Невежество – источник зла. Задумайтесь об этом господа! Еще раз подчеркну: живя в обществе, человек должен быть его достойным гражданином.

Судья: Суд учтет все аргументы по делу и удаляется для принятия решения.

ВСТАТЬ! СУД ИДЕТ!

Судья: Изучив все аспекты дела, суд признает Митрофана Простакова виновным в преступлении перед обществом и приговаривается к бессрочной военной службе.

Обвиняемый: (махнув рукой) По мне, куда велят.

Простакова: Митрофанушка! Сыночек мой! (кидается к сыну, тот отталкивает ее)

Обвиняемый: Отвяжитесь, матушка, как навязалась-то! Довела меня до несчастья!

Простакова: А! Неблагодарный! (падает в обморок)

Судья: Вот злонравия достойные плоды!