Цели:
- Обвинить в невежестве Митрофана, составить его характеристику.
- Показать «злонравия достойные плоды», осудить принципы воспитания госпожи Простаковой.
- Доказать, что каждый гражданин должен быть полезным своему отечеству.
Действующие лица:
Судья – Стародум
Обвинитель – Правдин
Свидетели – Цыфиркин, Кутейкин, г-жа Простакова.
Подсудимый – Митрофан
Адвокат – Вральман
ХОД СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ
ВСТАТЬ! СУД ИДЕТ!
Судья: Слушается дело по обвинению в крайнем невежестве Митрофана Простакова, чья вина будет доказана в ходе судебного заседания. Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель: Господа присутствующие! Сегодня я обвиняю недоросля Митрофана в том, что, достигнув 16-летнего возраста, к труду не приучен, невежествен, до сих пор ни, читать, ни писать не научился. Об этом свидетельствуют его учителя. Разрешите задать им вопросы, господин судья?
Судья: Задавайте. Вызываются учителя Кутейкин и Цыфиркин.
Обвинитель: Скажите, г-н Кутейкин, каких успехов достиг обвиняемый в письме и чтении?
Кутейкин: Четвертый год мучу свой живот. По сей час, кроме задов, новой строки не разберет, да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам.
Обвинитель: Г-н Цыфиркин, а как обстоит дело с арифметикой?
Цыфиркин: Дал бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.
Обвинитель: Все понятно. Разрешите, г-н судья, задать вопросы матери обвиняемого, г-же Простаковой?
Судья: Согласен. Вызывается г-жа Простакова.
Обвинитель: Почему вы, как мать, не беспокоились о воспитании и обучении сына? Ведь учение – свет…
Простакова: И без наук люди живут и жили! Покойный батюшка мой не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. На сундуке с деньгами умер. Да что за радость выучиться? Бог вас знает, как нынче судите. А мой Митрофанушка ни в чем не виноват.
Обвинитель: У меня вопросов больше нет, все итак ясно.
Судья: Слово предоставляется адвокату Вральману.
Адвокат: Ай! Ай! Ай! Ай! Уморит хатят репенка! Какоф ест, тал бог ему старовье. Не крушинтесь, таких на сфете миллионы, Российска крамот! Арихметика! Ах, хоспоти поже мой, как туша ф теле остаеса! Как путто пы российски тфорянин уш и не мок ф сфете аванзировать пез российской крамат! Как-нипуть устроица в жизни. Не он перфый и не послетний.
Судья: Слово предоставляется обвиняемому Митрофану Простакову.
Обвиняемый: Пострел их побери, всех учителей! Пеняйте на себя, матушка! Не хочу учиться, а хочу жениться! Хочу жениться!
Судья: Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель: Г-н судья и все
присутствующие! Быть полезным своему отечеству
– долг каждого г-нина. А пользу обществу может
принести только грамотный, обученный наукам
человек. Дворянин должен читать бесчестием не
делать ничего: есть отечество, которому он обязан
служить. В воспитании Митрофана виноваты среда,
семейный быт, условия жизни, в которых он вырос.
Он сын деспотичных и невежественных
дворян-крепостников. Нельзя забывать: невежда
без души – зверь.
Митрофан эгоистичен, лицемерен, груб,
бессердечен к окружающим и даже к своей матери.
Слуг за людей не считают. Учителя для него –
враги. Он не обременен ни умом, ни знаниями, ни
совестью. Невежество – источник зла. Задумайтесь
об этом господа! Еще раз подчеркну: живя в
обществе, человек должен быть его достойным
гражданином.
Судья: Суд учтет все аргументы по делу и удаляется для принятия решения.
ВСТАТЬ! СУД ИДЕТ!
Судья: Изучив все аспекты дела, суд признает Митрофана Простакова виновным в преступлении перед обществом и приговаривается к бессрочной военной службе.
Обвиняемый: (махнув рукой) По мне, куда велят.
Простакова: Митрофанушка! Сыночек мой! (кидается к сыну, тот отталкивает ее)
Обвиняемый: Отвяжитесь, матушка, как навязалась-то! Довела меня до несчастья!
Простакова: А! Неблагодарный! (падает в обморок)
Судья: Вот злонравия достойные плоды!