Урок-исследование "Диалог поэтов"

Разделы: Литература


Эпиграф:

Ведь с Вами связаны жестоко
людей ушедших имена
от императора до Блока,
от Пушкина до Кузьмина.

Ярослав Смеляков

Цель урока: исследовать стихотворения Ахматовой, посвященные другим поэтам выяснить ее поэтические пристрастия, найти признаки диалога, выяснить, что нового добавляет Ахматова в уже известные строки, рассмотреть, как в стихотворениях отразились общие темы, мнения поэтов о том, что дорого сердцу каждого, о том, что объединяет их, возможно, даже через годы.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Работа в группах.
  3. Исполнение стихотворений Ахматовой, адресованных Блоку.
  4. Мнение группы.
  5. Исполнение стихотворений Ахматовой, посвященных Пастернаку.
  6. Мнение группы.
  7. Исполнение стихотворений Ахматовой, адресованных Пушкину.
  8. Мнение группы.
  9. Выводы.
  10. Подведение итогов.

Слово учителя

Мы изучили на предыдущих уроках стихотворения А.Ахматовой. Хотя, наверное, говорить “изучили” будет не совсем верно. Стихи – это творчество, это часть жизни поэта и ее надо не “изучать” а понимать, чувствовать. Насколько это хорошо у вас получилось, мы узнаем сегодня.

Ахматова – это не просто имя, это часть великой эпохи. Ее современниками и ценителями были многие поэты, многие с ней дружили, посвящали стихи. О том, как это происходило, о чем могли беседовать поэты, вы попытаетесь понять сейчас на уроке.

Работа в группах

1-я группа – Диалог между Ахматовой и Блоком, исполнители и исследователи стихотворений, связанных с этими именами (см. <Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>, <Рисунок4>, <Рисунок5>).

03.jpg (3804 bytes) 04.jpg (5661 bytes)

2-я группа – Диалог А.Ахматовой и Б Пастернака исполнители и исследователи стихотворений, связанных с этими именами (см. <Рисунок6>, <Рисунок7>, <Рисунок8>).

06.jpg (23085 bytes)

3-я группа – Диалог А. Ахматовой и А. Пушкина. Исполнители и исследователи стихотворений, связанных с общими темами для них (см. <Рисунок9>, <Рисунок10>, <Рисунок11>).

Часть первая.

Материалы для исследования

1-я группа

***

Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами – мороз

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.

Для справки:

(см. <Приложение 1>)

Стихи Блока, посвященные Ахматовой.

Анне Ахматовой

“Красота страшна” – Вам скажут, –
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан – в волосах.

“Красота проста” – Вам скажут, –
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка
Красный розан – на полу.

Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:

“Не страшна и не проста я
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я
Чтоб не знать, как жизнь страшна”.

Для справки:

(см. <Приложение 2>)

А. Блок:

***

Ночь, улица, фонарь, аптека
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,
И повториться все как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

10 окт. 1912г

А. Ахматова:

***

Он прав – опять фонарь, аптека,
Нева, безмолвие, гранит…
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит –

Когда он Пушкинскому Дому,
Прощаясь, помахал рукой
И принял смертную истому
Как незаслуженный покой.

7 июня 1946 г.

Задания:

  1. Прочитать стихотворения Ахматовой и Блока выразительно.
  2. Ответьте на вопросы:
    1. Были ли знакомы при жизни Блок и Ахматова?
    2. Можно ли назвать их отношения дружескими?
  3. Сравните стихотворения “Я пришла к поэту в гости” Ахматовой и “Анне Ахматовой” Блока. Какую черту подчеркивает каждый из них друг в друге?
  4. Сравните стихотворения Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека,..” и Ахматовой “Он прав – опять фонарь, аптека. Что изменилось для Ахматовой спустя годы?
  5. Можно ли сказать, что отношения их прервались? Как вы думаете, почему?

Часть вторая.

2-я группа

Ахматова и Пастернак.

Борис Пастернак

Он, сам себя сравнивший с конским глазом,
Косится, смотрит, видит, узнает,
И вот уже расплавленным алмазом
Сияют лужи, изнывает лед.

В лиловой мгле покоятся задворки,
Платформы, бревна, листья, облака.
Свист паровоза, хруст арбузной корки,
В душистой лайке робкая рука.

Звенит, гремит, скрежещет, бьет прибоем
И вдруг притихнет, – это значит, он
Пугливо пробирается по хвоям,
Чтоб не спугнуть пространства чуткий сон.

И это значит, он считает зерна
В пустых колосьях, это значит, он
К плите дарьяльской, проклятой и черной,
Опять пришел с каких-то похорон.

И снова жжет Московская истома
Звенит вдали смертельный бубенец…
Кто заблудился в двух шагах от дома,
Где снег по пояс и всему конец…

За то, что дым сравнил с Лаокооном,
Кладбищенский воспел чертополох,
За то, что мир наполнил новым звоном
В пространстве новом отраженных строф, –

Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.

Для справки:

(см. <Приложение 3>)

Смерть поэта

Как птица, мне ответит эхо.
Б. П.
Умолк вчера неповторимый голос
И нас покинул собеседник рощ.
Он превратился в жизнь дающий колос
Или в тончайший им воспетый дождь.
И все цветы, что только есть на свете,
Навстречу этой смерти расцвели.
Но сразу стало тихо на планете,
Носящей имя скромное…Земли.

1 июня 1946 г.

Задания

  1. Ответьте на вопросы
    1. Были ли знакомы Ахматова и Пастернак?
    2. Что ценит поэтесса в Пастернаке?
  2. Проанализируйте:
    1. Какими словами ей удается передать скорбь, которую она испытывает?
    2. Как удается ей отозваться по-настоящему душевными и необыкновенными стихами?
    3. А знаете ли вы стихи Пастернака о дожде, который вспоминает Ахматова?

Для справок:

(см. <Приложение 4>)

3-я группа

Пушкин и Ахматова. Диалог через столетье.

Задания.

  1. Ответьте на вопросы.
    1. Какой город объединяет эти два имени?
    2. Какое отношение имеет Ахматова к Царскому Селу?
    3. Какие стихотворения ее посвящены Пушкину? Что значит его имя для нее?
    4. Может ли спустя столетье произойти диалог между поэтами?
  2. Проанализируйте два стихотворения: “Царскосельская статуя” Ахматовой и “Подражание древним” Пушкина. Можно ли сказать, что это диалог? Как можно догадаться, что поэты имеют в виду одну и ту же статую?

“Царскосельская статуя”

Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый
И окровавлены листы
Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить
Такой нарядно обнаженной!

Подражание древним

Урну с водой уронив об утес ее дева разбила.
Чудо: не сякнет вода, из расколотой урны лиясь,
Дева над вечной водой вечно печальна сидит.

Вопрос классу: как вы считаете, можно ли увидеть в стихах поэтов-современников черты диалога? Что дает такая точка зрения для понимания творчества этих поэтов?

Для справок:

(см. <Приложение 5>)

Выводы:

Поэты, жившие в одно время, не только дружили, общались, писали на темы, общие для современников. Во многих стихотворениях отразились их отношения, иногда переходящие в прямой диалог.

Кроме того, диалог может состояться, даже если поэты разделены временем, а не только расстоянием. (Так, к примеру, Ахматова часто обращается к Пушкину и его творчеству).

Теперь, спустя годы, диалог Поэтов не прекращается. Лучшее подтверждение тому – стихотворения современных поэтов, обращенные к А. А. Ахматовой. О ней слагают строки А. Галич и Д. Самойлов, Я. Смеляков и И. Бродский.

Диалог продолжается.

Так начнется двадцать первый, золотой,
На тропинке, красным солнцем залитой,
На вопросы и проклятия в ответ,
Обволакивая паром этот свет

Но на марсовое поле дотемна

Вы придете одинешенька-одна
В синем платье, как бывало уж не раз,
Но навечно, без поклонников, без нас…

И. Бродский. – А. А. Ахматовой