Эпиграф:
Ведь с Вами связаны жестоко
людей ушедших имена
от императора до Блока,
от Пушкина до Кузьмина.
Ярослав Смеляков
Цель урока: исследовать стихотворения Ахматовой, посвященные другим поэтам выяснить ее поэтические пристрастия, найти признаки диалога, выяснить, что нового добавляет Ахматова в уже известные строки, рассмотреть, как в стихотворениях отразились общие темы, мнения поэтов о том, что дорого сердцу каждого, о том, что объединяет их, возможно, даже через годы.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
- Работа в группах.
- Исполнение стихотворений Ахматовой, адресованных Блоку.
- Мнение группы.
- Исполнение стихотворений Ахматовой, посвященных Пастернаку.
- Мнение группы.
- Исполнение стихотворений Ахматовой, адресованных Пушкину.
- Мнение группы.
- Выводы.
- Подведение итогов.
Слово учителя
Мы изучили на предыдущих уроках стихотворения А.Ахматовой. Хотя, наверное, говорить “изучили” будет не совсем верно. Стихи – это творчество, это часть жизни поэта и ее надо не “изучать” а понимать, чувствовать. Насколько это хорошо у вас получилось, мы узнаем сегодня.
Ахматова – это не просто имя, это часть великой эпохи. Ее современниками и ценителями были многие поэты, многие с ней дружили, посвящали стихи. О том, как это происходило, о чем могли беседовать поэты, вы попытаетесь понять сейчас на уроке.
Работа в группах
1-я группа – Диалог между Ахматовой и Блоком, исполнители и исследователи стихотворений, связанных с этими именами (см. <Рисунок1>, <Рисунок2>, <Рисунок3>, <Рисунок4>, <Рисунок5>).
2-я группа – Диалог А.Ахматовой и Б Пастернака исполнители и исследователи стихотворений, связанных с этими именами (см. <Рисунок6>, <Рисунок7>, <Рисунок8>).
3-я группа – Диалог А. Ахматовой и А. Пушкина. Исполнители и исследователи стихотворений, связанных с общими темами для них (см. <Рисунок9>, <Рисунок10>, <Рисунок11>).
Часть первая.
Материалы для исследования
1-я группа
***
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами – морозИ малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Для справки:
(см. <Приложение 1>)
Стихи Блока, посвященные Ахматовой.
Анне Ахматовой
“Красота страшна” – Вам скажут, –
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан – в волосах.“Красота проста” – Вам скажут, –
Пестрой шалью неумело
Вы укроете ребенка
Красный розан – на полу.Но, рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащим,
Вы задумаетесь грустно
И твердите про себя:“Не страшна и не проста я
Я не так страшна, чтоб просто
Убивать; не так проста я
Чтоб не знать, как жизнь страшна”.
Для справки:
(см. <Приложение 2>)
А. Блок:
***
Ночь, улица, фонарь, аптека
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.Умрешь – начнешь опять сначала,
И повториться все как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
10 окт. 1912г
А. Ахматова:
***
Он прав – опять фонарь, аптека,
Нева, безмолвие, гранит…
Как памятник началу века,
Там этот человек стоит –Когда он Пушкинскому Дому,
Прощаясь, помахал рукой
И принял смертную истому
Как незаслуженный покой.
7 июня 1946 г.
Задания:
- Прочитать стихотворения Ахматовой и Блока выразительно.
- Ответьте на вопросы:
- Были ли знакомы при жизни Блок и Ахматова?
- Можно ли назвать их отношения дружескими?
- Сравните стихотворения “Я пришла к поэту в гости” Ахматовой и “Анне Ахматовой” Блока. Какую черту подчеркивает каждый из них друг в друге?
- Сравните стихотворения Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека,..” и Ахматовой “Он прав – опять фонарь, аптека. Что изменилось для Ахматовой спустя годы?
- Можно ли сказать, что отношения их прервались? Как вы думаете, почему?
Часть вторая.
2-я группа
Ахматова и Пастернак.
Борис Пастернак
Он, сам себя сравнивший с конским глазом,
Косится, смотрит, видит, узнает,
И вот уже расплавленным алмазом
Сияют лужи, изнывает лед.В лиловой мгле покоятся задворки,
Платформы, бревна, листья, облака.
Свист паровоза, хруст арбузной корки,
В душистой лайке робкая рука.
Звенит, гремит, скрежещет, бьет прибоем
И вдруг притихнет, – это значит, он
Пугливо пробирается по хвоям,
Чтоб не спугнуть пространства чуткий сон.И это значит, он считает зерна
В пустых колосьях, это значит, он
К плите дарьяльской, проклятой и черной,
Опять пришел с каких-то похорон.И снова жжет Московская истома
Звенит вдали смертельный бубенец…
Кто заблудился в двух шагах от дома,
Где снег по пояс и всему конец…За то, что дым сравнил с Лаокооном,
Кладбищенский воспел чертополох,
За то, что мир наполнил новым звоном
В пространстве новом отраженных строф, –Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.
Для справки:
(см. <Приложение 3>)
Смерть поэта
Как птица, мне ответит эхо.
Б. П.
Умолк вчера неповторимый голос
И нас покинул собеседник рощ.
Он превратился в жизнь дающий колос
Или в тончайший им воспетый дождь.
И все цветы, что только есть на свете,
Навстречу этой смерти расцвели.
Но сразу стало тихо на планете,
Носящей имя скромное…Земли.
1 июня 1946 г.
Задания
- Ответьте на вопросы
- Были ли знакомы Ахматова и Пастернак?
- Что ценит поэтесса в Пастернаке?
- Проанализируйте:
- Какими словами ей удается передать скорбь, которую она испытывает?
- Как удается ей отозваться по-настоящему душевными и необыкновенными стихами?
- А знаете ли вы стихи Пастернака о дожде, который вспоминает Ахматова?
Для справок:
(см. <Приложение 4>)
3-я группа
Пушкин и Ахматова. Диалог через столетье.
Задания.
- Ответьте на вопросы.
- Какой город объединяет эти два имени?
- Какое отношение имеет Ахматова к Царскому Селу?
- Какие стихотворения ее посвящены Пушкину? Что значит его имя для нее?
- Может ли спустя столетье произойти диалог между поэтами?
- Проанализируйте два стихотворения: “Царскосельская статуя” Ахматовой и “Подражание древним” Пушкина. Можно ли сказать, что это диалог? Как можно догадаться, что поэты имеют в виду одну и ту же статую?
“Царскосельская статуя”
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый
И окровавлены листы
Неспешно зреющей рябины,И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить
Такой нарядно обнаженной!
Подражание древним
Урну с водой уронив об утес ее дева разбила.
Чудо: не сякнет вода, из расколотой урны лиясь,
Дева над вечной водой вечно печальна сидит.
Вопрос классу: как вы считаете, можно ли увидеть в стихах поэтов-современников черты диалога? Что дает такая точка зрения для понимания творчества этих поэтов?
Для справок:
(см. <Приложение 5>)
Выводы:
Поэты, жившие в одно время, не только дружили, общались, писали на темы, общие для современников. Во многих стихотворениях отразились их отношения, иногда переходящие в прямой диалог.
Кроме того, диалог может состояться, даже если поэты разделены временем, а не только расстоянием. (Так, к примеру, Ахматова часто обращается к Пушкину и его творчеству).
Теперь, спустя годы, диалог Поэтов не прекращается. Лучшее подтверждение тому – стихотворения современных поэтов, обращенные к А. А. Ахматовой. О ней слагают строки А. Галич и Д. Самойлов, Я. Смеляков и И. Бродский.
Диалог продолжается.
Так начнется двадцать первый, золотой,
На тропинке, красным солнцем залитой,
На вопросы и проклятия в ответ,
Обволакивая паром этот светНо на марсовое поле дотемна
Вы придете одинешенька-одна
В синем платье, как бывало уж не раз,
Но навечно, без поклонников, без нас…
И. Бродский. – А. А. Ахматовой