Урок-исследование "Нам жизнь дана, чтобы любить…". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Сопоставление сказки-притчи о добром самарянине и сказки-были А. Платонова “Неизвестный цветок”.

Урок-исследование по литературе в 7-м классе.

(Презентация. Слайд 1)

Цели и задачи урока: продолжить знакомство с творчеством А. Платонова; вместе с платоновскими героями пытаться смотреть по-другому на окружающий мир; заинтересовать учеников необычной формой урока; дать возможность каждому из учеников побыть в роли исследователя, сопоставляя притчу из Библии с притчей А. Платонова; учить добрым и искренним чувствам.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедиа проектор, учебники, карточки с заданиями для групп.

Ход урока

I. Постановка целей и задач урока.

II. Вступительное слово учителя.

Начинаем урок, тема которого сформулирована словами русского поэта Ф. Тютчева “Нам жизнь дана, чтобы любить…”. Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянемся вокруг, то увидим, что в мире до сих пор существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех. Мне очень хочется, чтобы вы умели любить и чтобы вас всегда любили, и сегодняшний урок в какой-то мере должен этому помочь. Послушайте удивительное стихотворение, которое поможет настроиться на сегодняшний урок.

Звучит стихотворение “Учитесь насаждать любовь, как сад”, автор А. Широченко. (Приложение 1.)

– Только что прозвучали прекрасные строки: “Учитесь насаждать любовь, как сад…”, “Учитесь отдавать любовь легко…”, “Учитесь воздавать за доброту…”. Эти слова созвучны цели нашего урока. Ее мы постараемся достичь, проведя литературное исследование по сопоставлению притчи о добром самарянине и сказки А. Платонова “Неизвестный цветок”. На первый взгляд, эти тексты далеки друг от друга и по времени создания, и по тематике, и по системе персонажей. Что может быть общего между притчей, возвращающей нас в далекие времена пребывания Иисуса Христа на земле, и сказкой Платонова, события которой происходят в ХХ веке? Но следует вспомнить: именно библейские сюжеты помогают глубже проникнуть в идейную суть произведения, постичь авторский замысел. А вам, ребята, я предлагаю на время нашего урока стать исследователями и попытаться сообща найти ответы на поставленные вопросы.

III. Беседа по вопросам учителя.

Вспомните пушкинскую повесть “Станционный смотритель”. Какой библейский сюжет, и с какой целью использовал автор?

– Притчу о блудном сыне, которая помогает лучше понять содержание повести.

– Судьба Дуни напоминает историю блудного сына, только героиня вернулась к отцу слишком поздно.

Обобщаем ответы: притча о блудном сыне стала своего рода ключом для читателя в понимании нравственных проблем, поднятых автором. Не случайно Пушкин уже с первых строк, описывая комнату смотрителя, обращает наше внимание на настенные картинки.

Какое произведение мы называем притчей? Что вы знаете о жанре притчи?

– Притча – поучительное произведение. Жанр притчи отличает иносказательный характер.

Обратимся к справочному разделу учебника: притча – небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение. (Слайд 2)

Давайте вспомним содержание притчи о добром самарянине, с которой вы уже знакомились. (Чтение притчи учителем или подготовленным учеником. Желательно, чтобы у учащихся был текст перед глазами.) (Приложение 2.)

Каковы ее главные герои? (Слайд 3)

– Самарянин и человек, пострадавший от разбойников.

Что о них известно?

– Самарянин оказался добрым человеком и помог пострадавшему.

– Самарянин – единственный, кто не прошел мимо и не оставил человека в беде.

Обращаю внимание на сноски к тексту: самарянин – житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока.

– Другой герой – “некий человек”, неизвестный, ограблен и изранен разбойниками.

– Разбойники оставили его едва живым, а сами ушли.

Почему у него нет имени?

– На его месте мог оказаться любой человек.

Кто увидел пострадавшего? Как поступил?

– Первым увидел священник: “увидел и прошел мимо”.

– Потом помощник священника, который “подошел, посмотрел и пошел мимо”.

– А самарянин “…увидел и сжалился, подошел… и позаботился о нем”.

– Он не только перевязал раны, но и отвез пострадавшего в гостиницу, побеспокоился о его дальнейшей судьбе.

Почему он не прошел мимо, как сделали это другие?

– Пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым.

– Самарянин оказался добрее, милосерднее.

Чему учит притча? Какова ее главная мысль?

– “Люби ближнего своего”… Даже если человек незнакомый, чужой.

– Притча учит помогать тем, кто в беде; не быть равнодушным; проявлять доброту, заботу, внимание.

Приходим к выводу, что важнее не имя человека и слова, а поступки.

Кого можно назвать ближним?

– Это близкие, родные люди.

Если учащиеся затрудняются ответить, предлагаю вернуться к тексту притчи.

– Ближний тот, кто пришел на помощь; “оказавший милость”.

– Назвать ближним можно только доброго человека, того, кто не пройдет мимо.

Дополняем ответы: человек становится ближним, если его поступками движет любовь и милосердие.

Найдите в тексте глаголы повелительного наклонения. Зачем автор их употребляет?

– Глаголы “люби”, “иди”, “поступай” звучат как совет, побуждают к таким же действиям, заставляют задуматься над своими поступками. (Слайд 4)

Теперь обратимся к сказке Платонова и постараемся понять: что объединяет эти произведения? Как притча помогает понять платоновскую сказку? Можно ли ее считать притчей?

Сначала сопоставим заглавия: притча о добром самарянине и “Неизвестный цветок”. Есть ли общее между ними?

– В обоих заглавиях названы главные персонажи, у которых нет конкретных имен.

– Эпитеты “добрый” и “неизвестный” помогают понять поступки героев, особенности их характеров.

Обратимся к сказке Платонова “Неизвестный цветок”. (Приложение 3.)

Назовите главных героев. (Слайд 5)

– Как и в притче, их тоже два: Даша и цветок; и один из них неизвестен.

Что мы узнаем о них?

IV. Работа по группам

Для первой группы: В какой момент мы знакомимся с Дашей? (Она живет в пионерском лагере, вдали от мамы.) О чем она беспокоится? (Чтобы скорее дошло ее письмо.) Как это ее характеризует? (Очень любит маму, скучает по ней, тяжело переживает разлуку.) Почему именно Даша заметила цветок, почувствовала его благоухание? (Ее душевное состояние созвучно грустному настроению цветка.) Отчего девочка вспоминает сказку о розе? (Ее рассказывала мама; в ней тоже речь шла о цветке, “который все грустил по своей матери”.) Как она поступила, увидев необычный цветок? (Не сорвала, а “спросила…”, “склонилась”, “поцеловала его”. Даша пожалела цветок и решила ему помочь.)

Для второй группы: Каким мы видим цветок вначале? (Маленький, одинокий, слепой.) Какое чувство вызывает его описание? (Жалость, грусть.) В каких условиях он рос? (Рос на пустыре, где “трава не росла, а лежали одни камни”, где “была сухая мертвая глина”; ему “нечем питаться”.) Как вы понимаете слова “нуждался в жизни”? (Очень хотел жить, старался победить смерть.) Что помогало ему выжить? (Трудолюбие, терпение, упорство, вера.) (Приложение 4.)

– Ребятам, понаблюдайте за ролью глаголов. (“сторожил”, “трудился”, “собирал”, “превозмогал”, “радовался” и др.) Вывод: глаголы передают борьбу цветка за жизнь, стремление выжить любой ценой, преодолеть все трудности. Когда и чему радовался цветок? (“…когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев”; когда подружился с Дашей.) Опишите, каким он стал. Какие автор использует эпитеты, сравнения? Зачем?

(Ученики приводят примеры, подтверждающие, что наш герой “стал настоящим цветком”: “венчик составлен из лепестков простого светлого цвета”, “как звезда, светился живым мерцающим огнем” и др.)

Жизнь цветка особенно изменилась, когда в его жизни появилась Даша. Теперь ему не так одиноко. Давайте послушаем, о чем они ведут свой первый разговор. (Можно прочитать по ролям или предложить детям инсценировать фрагмент.)

Разговор закончился тем, что Даша склонилась к нему и поцеловала в “светящуюся головку”. Это и стало началом их дружбы.

Расскажите об их дружбе. Как Даша решила помочь своему новому другу?

– Привела пионеров, которые “четыре дня работали, удобряя землю на пустыре”.

– Ребята хотели, чтобы “земля стала доброй” и цветку стало легче расти.

Как сложились их отношения после разлуки?

– “Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке”.

– Даша скучала без своего друга, хотела снова с ним встретиться.

– Девочка вернулась к своему старому другу, чтобы узнать, не понадобилась ли вновь ее помощь.

Вернувшись, Даша узнала, что цветок погиб. Можем ли мы сказать, что он зря прожил жизнь и старания Даши оказались напрасны? (Нет, он возродился; добро оказалось бессмертным: появился цветок-сын, еще лучше, сильнее, прекраснее.)

А теперь вернемся к предмету нашего исследования: можно говорить о сходстве между библейской притчей и платоновской сказкой? (Они рассказывают о добрых поступках, учат помогать тому, кто оказался в беде.)

Вспомните финал притчи о добром самарянине. Сравните его с финалом сказки. Есть ли общее? (Самарянин помог и уехал, обещая вернуться; Даша помогла, уехала и тоже вернулась.) Зачем вернулась? Что значит это возвращение, хотя на первый взгляд, они и так оказали

посильную помощь? (Добро не имеет меры; хотели убедиться, не нужна ли еще помощь; это возвращение – зов совести, зов доброго сердца.)

– Ребятам, обратите внимание на заключительные строчки каждого из произведений: у Платонова: “Он(цветок) зовет к себе безмолвным голосом благоухания…”; в притче: “Тогда Иисус сказал ему: “Иди и поступай так же””. А как? (Оказывай милость, твори добро.)

Почему это необходимо? (Всегда есть те, кто нуждается в помощи, кто зовет “безмолвным голосом”. Надо уметь разглядеть страдающего, почувствовать чужую боль, увидеть и услышать зовущего.) (Слайд 6)

А теперь подумайте, можно ли сказку Платонова назвать притчей. Согласны ли вы с мнением одного из исследователей: “”Неизвестный цветок” – это притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, любви, веры в справедливость детей”? Учащиеся верно подмечают поучительный характер сказки. Вместе размышляем и над иносказательностью образа цветка, сопоставляя историю его жизни с жизнью человека.

Почему Платонов обращаемся к детям? (Они еще только постигают жизнь, учатся различать добро и зло, поэтому автор ненавязчиво помогает сделать детям правильный нравственный выбор.) Подмечаем и то, что детское сердце более открыто для добра, любви, справедливости.

Посмотрите на цветок, нарисованный на cлайде. Его мы сегодня взращивали во время нашего разговора, только, я думаю, он не безымянный, как в сказке Платонова. Какое бы имя вы ему дали? Да, хорошее имя любовь.

Что значит любить? В чем проявляется любовь?

На лепестках появляются предложенные ученикам ответы: “милосердие”, “забота”, “участие”, “внимание”, “доброта”, “жалость”, “сочувствие”, “сострадание”. (Слайд 7)

Звучит стихотворение Ф. Тютчева “Нам жизнь дана, чтобы любить…”. (Приложение 1.)

(Слайд 8)

VI. Заключительное слово учителя. Андрей Платонов, возрождая лучшие традиции русской классики, доносит до нас вечные ценности, которые дают возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности – любовь, милосердие,

сострадание. Именно любовь наполняла смыслом жизнь писателя, любовь предоставляет и каждому из нас право называться Человеком…

Я не мудрый, а влюбленный,
Не надеюсь, а молю.
Я теперь за все прощенный,
Я не знаю, а люблю.
А. Платонов. Из ранней лирики.

VII. Подведение итогов урока.

Урок подошел к концу, ребята, о чем заставила задуматься притча о добром самарянине?

Какой отклик в вашем сердце оставили герои А. Платонова?

Зачем, по мнению автора, нужно любить?

VIII. Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему: “Зачем нужно любить, по мнению А. Платонова?” (Слайд 9)