Урок-исследование "А посмотрим на это с другой стороны" (по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца")

Разделы: Литература


Цели:

  • Предметные:
    • развивать у учащихся УУД, необходимые для построения самостоятельных рассуждений и умозаключений, освоение навыка наблюдения, как основы исследовательской деятельности;
    • формировать нравственные ценности.
  • Метапредметные:
    • сформировать представления о роли болот в жизни человека, свойствах торфа, развивать у учащихся понятия, что в природе все взаимосвязано, что  действия человека  влияют на природу;
    • развивать умение добывать информацию в различных источниках;
    • формировать экологическую грамотность;
    • воспитывать уважительное отношение к природе,  культуру поведения.

Оборудование: кружки настроения, раздаточный материал (приложения),  рисунок Блудова болота, камень с надписью, кочки и ягоды для игры, презентация, учебники литературы и  экологии, энциклопедия.

Этапы урока

Учитель

Дети

Оргмомент Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, и  мне хочется узнать, с каким настроением вы  пришли на занятие.
На ваших столах лежат разноцветные кружки. Покажите  цвет, соответствующий вашему настроению.
– Почему настроение у всех разное?
И на мир вы смотрите по-разному.
– Я надеюсь, что сегодняшний  урок принесет вам радость новых открытий и   ваше настроение станет еще лучше.
 

(Дети с помощью цветовой гаммы показывают своё настроение).
Все разные, у каждого свое настроение.

Фронтальный опрос. Кроссворд. – Итак, сегодня у нас обобщающий урок  по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца» (Презентация, слайд 1).
Давайте разгадаем кроссворд (слайд 2) и узнаем ключевое слово, которое подскажет, чем мы займёмся на сегодняшнем уроке.
1. Между собой учителя в школе называли его «мужичок в мешочке».
2. «Курочка на золотых ножках».
3. О какой необходимой вещи говорил отец Митраше: «Стрелка эта тебе верней друга»
4. Где растёт ягода клюква?
5. Специалист по разведыванию земной коры и поиском в ней полезных ископаемых.
6. Прямое значение: помещение для хранения продуктов питания, а также для товаров, сырья, различных материалов. Переносное значение: сосредоточение каких-либо скрытых богатств, ценностей.
7. Горючее вещество, находящееся в болоте, запасы  которого разведывали геологи.
8. Ягода, за которой отправились дети.
9. Имя лесника.
10. «Мать»  для каждой травинки, цветочка,  кустика, ягодки     (по словам Пришвина).
11.Как называют в народе  какое-нибудь приятное местечко в лесу?
12. Топкое место в болоте (всё равно, что прорубь во льду).

Ключевое слово: исследование.

 

 

1. Митраша
2. Настя
3. Компас
4.Болото
5. Геолог
6.Кладовая


7. Торф
8. Клюква
9. Антипыч
10. Солнце
11. Палестинка
12. Елань

– Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?

– Давайте подберём ассоциации к слову «Болото».
Болото, взаимоотношения между людьми, отношение Пришвина к природе.
Страх, можно утонуть, полезные ягоды, комары, необычная природа.
– Как цветовая гамма вашего настроения разная, так и отношение к болоту разное.
Попробуем разобраться: болото – беда или кладовая добра? (Слайд 3)
– Вы по интересам разделены на три группы: геологи, экологи и мастера слова (слайд 4). Почему вас пришлось разделить? Потому что на болото  мы пойдем по трём тропинкам  и посмотрим на некоторые вещи  с разных сторон. По ходу исследования ответственные будут вести дневник наблюдений (Приложение 1),  в котором запишут  основные выводы. А встретимся мы  на палестинке, где Пришвин что-то для нас оставил. 
– Я ваш проводник.  Мы у развилки трёх дорог. Камень с надписью: налево пойдёшь – богатство найдёшь, направо пойдёшь – в беду попадёшь, прямо пойдёшь – житейскую мудрость обретёшь.
Налево – геологи, направо – экологи, прямо – литераторы.
А вам, геологи, как сказочным богатырям, самая трудная дорога. Но не отчаивайтесь! Берите с собой длинную палку, чтобы определять путь, ходите только по кочкам,  поддерживайте друг друга!
Каждая группа получает задание  и … в путь.
 
Работа в группах (звучит музыка) 1 гр. «Геологи» по парам

1 пара – карта Блудова болота. Подписать объекты, через которые Настя и Митраша пошли за клюквой,  и стрелкой показать путь.
Какие богатства геологи  нашли на болоте?

2 пара – работа с текстом. Как Пришвин объясняет, откуда берётся торф? (Гл.VIII, абзац 2,  со слов «…горячее солнце было матерью каждой травинки…»). Почему писатель знает об образовании торфа?  Пришвин – географ.  

 
3 пара – кластер «Где используют торф» (Приложение 2) Сухой торф – горючий материал – замена для дров, а также удобен для подстилки в сарае, для удобрения почвы, в промышленности, в медицине и много еще для чего.
Провокационный вопрос – Значит, в болотах находятся залежи торфа и их надо осушать?
– Теперь посмотрим на это  с другой стороны. Что нам ответят экологи, которые пошли в противоположную сторону.
Конечно.
2 группа «Экологи»

1 пара – птицы  болот  и растения (по описанию из книги соотносят картинку и название птицы, растения). (Приложение 3). Проверка работы. (Слайды 5-6).

 
2 пара – работа с текстом. Найдите и зачитайте описание тетерева (гл. IV, 3 абзац со слов «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца…». Какие средства языка использует автор, чтобы показать красоту птицы? Что такое эпитет? Метафора?  
3 пара – кластер «Значение болот в природе». (Приложение 4) Значение болот: питают реки водой, забирают избыток влаги после таяния снега;
поддерживают стабильный уровень грунтовых вод на соседних с ними землях даже в засуху;
смягчают колебания климата;
дают убежище и корм многим видам растений и животных.
  – Как вы думаете, в роли кого выступил Пришвин, описывая птиц  и растительный мир болот? В роли ботаника, эколога, орнитолога.  Красоту надо беречь, охранять.
– Пришвин любил природу и изучал её.  
Что же произойдёт, если осушить болото, как предлагают геологи? Если уничтожить болота, погибнут не только растения и животные болот, но и многие из тех животных, которые обитают поблизости,  потому что зачастую болота являются местом укрытия — в них прячутся птицы и звери от своих преследователей.
Провокационный вопрос – Охранять-то надо, но в болоте можно и  утонуть.
Значит, болото – опасность и туда лучше не ходить?
Надо быть осторожным, знать правила поведения на болоте, уметь ориентироваться, передвигаться по кочкам.
Физминутка (Слайд 7)

А уж ясно солнышко
Припекло, припекло.
И повсюду золото
Разлило, разлило.
Ручейки  нам весело
Всё журчат, журчат.
Журавли курлыкают
И летят, летят.
Мы к лесной  борине  вышли,
Поднимая ноги выше,
Прошли через кусты  и кочки,
Через ветви и пенёчки.

 
Работа в группах продолжение… 3 гр. «Мастера слова»

1 пара. Рассказ о взаимоотношениях детей и взрослых по плану. (Приложение 5)
2 пара. Найти в эпизоде описание борьбы сосны и ели за жизнь (гл.IV. «Лет двести тому назад» до слов «как живые существа»).  Чтение отрывка под музыку подготовленным учеником или учителем (слайд 8). Какие тропы встретились? Почему?

 
3 пара. Проблемный вопрос:  похожи ли ель и сосна на Настю и Митрашу? Нет. Настя и Митраша  жили дружно  и не причиняли друг другу физической боли.
Почему выли деревья, когда их качал ветер? Деревьям было больно, раны  кровоточили вновь.
Игра «Собери клюкву» На болоте, как рассказывает Пришвин, очень много ягод. Среди этого разнообразия вы должны найти клюкву. Но это ягода  готовит вам сюрприз (с обратной стороны написаны задания).
Дети прыгают через кочки, срывают ягоду (только одну), перепрыгивают обратно, читают и выполняют задание по карточке (описание елей-старушек).
Почему вам легко и интересно было выполнять это задание? Какой троп использовал?
 
  – С.Я.Маршак был не только писателем, но и критиком. У него есть такие слова о Пришвине (слайд 9): «Язык в книгах Пришвина так же причудлив, богат, одухотворён, как и открытая им природа».
Пришвин – мастер слова.
Деревья похожи на людей, Пришвин интересно их описал в произведении. Сравнение.
Взаимодействие – Мы сошлись вместе на замечательной палестинке (слайд 10), чудесном месте. Заполнили дневники наблюдений, многое узнали о болоте. Так что же такое болото: беда или кладовая богатств? Кладовая богатств (см. дневник наблюдений).
– Только ли на болото мы смотрели с разных сторон?  
– Зачем Пришвин написал это произведение? (Только ли для того, чтобы рассказать о красоте природы и торфяных залежах?) Открыли для себя и М.М.Пришвина не только, как писателя, но и как геолога, эколога, орнитолога, ботаника.
– Кем для нас  стал Пришвин?  Мудрый наставник. Пришвин, прежде всего,  рассказал о людях, их душевном богатстве. Человеческая жизнь многих поколений – кладовая житейской мудрости, душевного тепла, любви.
– А вот и сюрприз, о котором я говорила (зачитать письмо, Приложение 6).  
Рефлексия Дерево жизни

– Ребята, на доске изображено дерево, к которому  каждый желающий  может прикрепить листочек и сказать, чему он научился у Пришвина.
– Наше дерево зазеленело ещё больше, наполнилось мудростью.
– Спасибо за урок. Мне было очень интересно с вами работать. Молодцы!

 

Правила поведения на болоте, как ориентироваться по деревьям, учиться замечать красоту природы, прислушиваться к мнению старших, помогать другим, быть самостоятельными, учиться хорошему у родителей.