Цели урока:
- Обучающая: дать представление о понятии “символ” как о составной части реализма в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, которое дает возможность глубоко исследовать человека, сущность его жизни.
- Развивающая: развитие понятий “поэтика”, “художественная деталь”, работа над изобразительно-выразительными средствами языка ( языковой анализ отрывков).
- Воспитывающая: теория эгоизма и расчета, философия “сверхчеловека”, ставка на случай безумны и губительны.
Эпиграф:
“Наполеон – это символ эры индивидуализма, с ее аморализмом, самоутверждением,
это – гений века, рождающего безумие Германна.
Оборудование: тексты повести, высказывание о теории “наполеонизма”, рисунки- образы Германна, Петербурга, Пиковой дамы.
Слово учителя:
Герой повести “Пиковая дама” в эпилоге оказывается в больнице: “Германн сошел с ума, он сидит в Обуховской больнице в 17 номере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: “3, 7, туз, 3, 7, дама ...”.
- Почему герой в конце концов оказался в больнице для душевнобольных?
- Что означает эта странная фраза: “3, 7, туз, 3, 7, дама”?
- В каком окружении жил герой? С какими людьми встречался, кто был ему близок?
- И почему Пушкин обратился именно к теме карточной игры? Это дань моде или ...?
Сегодня мы с вами попытаемся ответить на эти вопросы, исследуем историю болезни Германа, может быть, найдем истинные причины, приведшие героя к такому печальному итогу. Рок это? Или закономерность?
Обратимся к истории, посмотрим, что послужило причиной изображения карточной игры во многих произведениях 30-х годов 19 века, ведь Пушкин не был одинок в показе этой темы:
“Что ни толкуй Вольтер или Декарт,
Мир для меня- колода карт.
Жизнь – банк; рок мечет, я играю
И правила игры я к людям применяю”.
(Признание шулера Казарина из драмы “Маскарад” М.Ю .Лермонтова).
Сообщение 1 исследователя об интересе А.С.Пушкина к карточной игре (краткое содержание).
“В 1830 годы карты и мистика – вера в потусторонний мир, в чудесное и таинственное – поработили умы столичных дворян. Это увлечение имело под собой идеологическую почву. Время николаевского правления, жандармский режим, искоренение свободной мысли, постоянные гонения и доносы, атмосфера предательства и лжи, создавали особую бездуховную атмосферу жизни. Карты стали отдушиной и имитацией жизни: в этом карточном мире бушевали свои страсти, ежедневно шла битва не на жизнь, а на смерть, шло испытание воли, мужества, чести. Этот мир карточных страстей подчинял человека.
Вывод. Карточная игра составила суть жизни русского дворянства в 30-е годы.
Учитель: А как представлено это дворянство в “Пиковой даме”? Какие люди окружали Германна, с кем мы встречаемся на страницах повести? Но “Пиковая дама” построена на символах, ибо поэтика повести основана на символичности. И правильнее будет говорить об образах-символах, символах-ситуациях, символах-обобщениях...
Что за люди представляли в то время русское дворянство? Каким было отношение А.С.Пушкина к ним?
Сообщение 2 исследователя о взглядах А.С.Пушкина (краткое содержание).
У А.С.Пушкина была идеалистическая концепция об особой роли русской аристократии в общественной жизни. Но надежды на русскую аристократию не оправдались. Именно в “Пиковой даме” он рассчитывается со своими иллюзиями конца 1820-х гг., когда возлагал надежды на родовое дворянство и клеймил новоявленных аристократов, порожденных петровским и послепетровским царствованиями.
Вывод: А.С.Пушкин прощается с иллюзиями о родовом дворянстве, как оплоте государства. После 25 года дворянство озабочено лишь своими корыстными интересами.
Учитель: Мы встречаемся с Томскими на страницах повести. Что они представляют собой? Какой символический смысл вкладывает А.С.Пушкин в рассказ об этой семье?
Сообщение 3 исследователя о семье Томских (краткое содержание).
Пушкин создает родословную древнего рода Томских, проследив этот род на протяжении почти столетия, показывает судьбу 3-х поколений графского рода. Бабушка-графиня с мужем жили праздно, не обременяя себя ничем. У них было четверо сыновей: “все четыре – отчаянные игроки”. Один из них – отец молодого офицера- участника событий, действие которого происходит в 1830 году. Главное занятие внука – карточная игра.
Вывод: История Томских – это деградация старинного дворянского рода. Это символ упадка, бессилия дворянства, они прожигают жизнь, сидя за карточным столом.
Учитель: Пушкин упоминает о Париже, куда 20-летняя графиня ездила со своим мужем. Случаен ли здесь образ Парижа? Каков он, Париж?
Сообщение 4 исследователя о Париже (краткое содержание).
Русские аристократы рисуются на фоне событий предреволюционной Франции.Мы видим Париж конца 18 века, слышим имена Ришелье, Сен-Жермена, герцога Орлеанского, Казаковы. Эти имена символичны. Символична атмосфера жизни парижской аристократии, беззаботность и легкомыслие, разврат и безумная трата денег на удовольствия, карточные игры, интерес к мистическому, фантастическому.
Опыт истории подсказывает нам закономерность гибели этого мира, этой аристократии, утратившей связи с народом, нацией.
Вывод: Веселый блистательный мир Парижа исчез, его смела революция. Не эта ли судьба и ожидает русское дворянство? Есть ли сходство в образе Парижа и Петербурга? Беззаботность, легкомыслие, страсть к картам объединяет Париж и Петербург.
Зачем нужно А.С.Пушкину производить параллель между Парижем и Петербургом?
Может быть, А.С.Пушкин чувствовал, что Петербург ожидает такая же участь Парижа.
Это было как бы предупреждением дворянству. Мы видим два разных Петербурга.
Первый – блистательный, сияющий мир балов и ночных карточных игр. Это Петербург графини, ее сыновей, внука. А какой же Петербург для Германна? “ В 10 часов вечера он стоял уж перед домом графини. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты”. Образ-символ Петербурга как столицы показан А.С.Пушкиным бесчеловечным. Это город, враждебный к человеку, исполненный безумия и нелепости, лжи и фальши – ночные карточные игры, призрачность жизни, вера в чудесное. (Языковой анализ текста)
Вывод: Мир, окружающий Германна многозначен. Балы и карты до утра, но нам открывается второй лик столицы, враждебно настроенный по отношению к человеку.
Посмотрим на людей, пребывающих в блистательном, но призрачном мире. Это, во-первых, графиня Томская. Мы помним ее 20-летней красавицей, покорившей Париж.
Сообщение 5 исследователя.
Реальный образ графини существует в повести в нескольких измерениях – в прошлом и настоящем, в жизни и после смерти – в воображении Германна, являясь в конечном счете как бы воплощением недоброжелательства.
Учитель: Какая она сейчас, когда ей 87 лет?
Графиня предстает перед нами как живая личность, со своим характером и своей речью (ее капризные приказы, помыкание Лизаветой Ивановной).
Какие можно привести художественные детали, которые характеризуют графиню.
(Венера Московская – уродливое и необходимое украшение залы, сохранила привычки молодости, надевала наряды своей молодости и т.д.).
Вывод: Старый мир в образе графини уходит в прошлое. Графиня прожила пустую, бесцельную жизнь. Поэтому ее настоящее – уродливо.
Учитель: Германн – основной образ-символ повести. Каков он, главный герой? За что он осужден Пушкиным на безумие?
Сообщение: Герман – человек заурядный: молодой инженер, без роду без племени – сын обрусевшего немца. Жил аскетично, мечтал утроить или даже усемерить оставленный ему отцом скромный капитал. Единственное удовольствие – наблюдать за азартной игрой. Его философия лишена значительности, ей чужда поэзия. Смысл и содержание тайной жизни Германна раскрыты исторически и социально точно – он был в душе игрок.
Германн – игрок. Он может сдерживать себя, потому что умеет выжидать. Им руководят азарт и расчет одновременно. Игрокам свойственен авантюризм.
Тайная жизнь игрока Германа развивается и существует в двух планах – в реальном и обобщенном. В первом случае раскрывается погоня Германна за подвернувшимся ему случаем – узнать тайну 3-х карт и быстро увеличить свой капитал. В образе Германна, его поступках, его игре и раскрываются нам тайные пружины буржуазного века. Пушкин угадал характерную особенность сознания человека того общества, где все определяют деньги: он, этот человек, игрок. Вся жизнь, построенная на конкуренции, на борьбе одного человека с другим за счастье и свой капитал, есть поединок, есть игра, в которой кто-то выигрывает, кто-то обязательно проигрывает и гибнет.
Учитель: Вспомним особенности характера Германна, поведение. (Три верные карты – расчет, умеренность, трудолюбие. По национальности – немец, по профессии- инженер, душа – Мефистофель, профиль – Наполеон. Три злодейства, страсти- сильные, воображение- огненное.)
– Почему он не садился за карточный стол?
– Какие три злодейства имел в виду Пушкин?
– Кто является жертвами 3-х злодейств?
– Когда он предстал перед нами человеком с профилем Наполеона, с душой Мефистофеля?
– Случаен ли его проигрыш? Почему он “обдернулся”?
– Закономерен ли его печальный итог?
– Случайно ли сумасшествие Германна?
Вывод: Идеалы Германна, его погоня за призрачной тайной безумны, т.е. лишены смысла, это безумие, безрассудство.
Мир, развративший Германна, убивший в нем личность, так же безумен.
Три последние карты, которые повторяет Герман, утверждает фатальную неизбежность поражения после первых удач. Вместо туза обязательно выйдет дама, игрок в решающий момент “обдернется”, как “обдернулся” Герман, как “обдернулся” Наполеон в момент своей самой азартной ставки.
“Наполеон – это символ эры индивидуализма, самоутверждения, это – гений века, рождающий безумие Германна”.
Домашнее задание: Подобрать свои символы-понятия к рисункам (образы Наполеона, Петербурга, Пиковой дамы).